Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве

Автор: Михаил Коржов, 07 Декабря 2010 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Международный валютный фонд……………………………………….5
1.1 Структура органов управления………………………………….......5
1.2 Капитал и заемные ресурсы………………………………………….6
1.3 Кредитные механизмы…………………………………….................9
1.4 Специальные кредитные механизмы………………………………13
1.5 Льготная помощь беднейшим странам…………………………….15
1.6 Стратегия урегулирования внешнего долга……………………….17
2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Международный валютный фонд.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

      В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации о многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

      За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «восьмерки» ведущих государств, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

      МВФ является как инструментом партнерства стран-участниц, так и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе Россия и другие государства СНГ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В современных условиях высокой экономической открытости национальных хозяйств требуется информационная прозрачность на основе единых для всех стран стандартов бюджетной отчетности, данных о валютных резервах центральных банков, о состоянии платежных балансов, в особенности по счетам движения капиталов, и т.п. Это повышает степень доверия стран друг к другу, позволяет в случае осложнения финансовой ситуации в той или иной стране заблаговременно принимать меры и самим ее властям, и иностранным инвесторам, и МВФ.

      Не  менее серьезные преобразования предстоят на надгосударственном уровне. МВФ и Всемирный банк, сконструированные для иной эпохи, несмотря на некоторые модификации этих институтов, не в состоянии обеспечивать стабильность многократно усложнившейся мировой финансовой системы. Практика ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует, что никакая система многосторонних договоренностей не может работать сколько-нибудь эффективно без надгосударственного координирующего механизма. Функции такого механизма в мировой финансовой сфере следует значительно расширить по сравнению с нынешними функциями МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам, попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать состояние всей мировой финансовой системы, заблаговременно принимая надлежащие меры по предотвращению нарушений ее равновесия на любом уровне - глобальном, региональном или страновом.

      Для этого такой надгосударственный институт должен располагать соответствующими полномочиями. Распределение полномочий между ним и государствами  лучше всего организовать на основе принципа субсолидарности, то есть передать надгосударственной структуре лишь те регулирующие функции, которые она могла бы выполнять более эффективно, чем государственные структуры. Подобная структура должна иметь возможность быстро мобилизовать в необходимых случаях гораздо более крупные финансовые ресурсы, чем нынешний МВФ.

      Вместе  с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах  акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований  подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

      Разумеется, все это - очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и  безболезненно. Но определенные шаги в  этом направлении уже предпринимаются  на базе существующих международных организаций- МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры «большой восьмерки» и так называемая «группа десяти» (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования этого института, занимающего центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принимают конкретные меры.

      Во-первых, повышается ответственность МВФ  за состояние мировой финансовой системы. Для этого предполагается, с одной стороны, в ближайшее  время разработать на основе опыта наиболее стабильных национальных финансовых систем стандарты отчетности и правила поведения для правительств и частных компаний, включая банки, хедж-фонды, пенсионные и страховые фонды, и распространить эти стандарты на весь мир, чтобы обеспечить необходимую финансовую прозрачность.

      Во-вторых, на ежегодном собрании правлений  МВФ и Всемирного банка в 1997 г. было признано необходимым «вменить в обязанность МВФ контроль за взвешенностью национальных мер по либерализации экспорта и импорта капиталов», особенно в так называемых «возникающих» рыночных экономиках. Власти таких стран в погоне за иностранными капиталами нередко слишком поспешно и неосмотрительно либерализуют их приток в свои страны и притом не столько приток менее рисковых долгосрочных инвестиций, сколько самых рисковых краткосрочных кредитов. В юрисдикцию МВФ будет входить мониторинг процессов либерализации трансграничного движения капиталов и предотвращение опасных перекосов в этой области.

      В-третьих, увеличиваются финансовые ресурсы МВФ, предназначенные для оказания упреждающей финансовой поддержки тех стран, которые проводят надлежащую экономическую политику, но сталкиваются с трудностями в получении внешних кредитов из-за ухудшения ситуации на мировом рынке.

      Таким образом, в ближайшие годы МВФ сможет располагать ресурсами порядка 250 млрд. СДР (350 млрд. долл.). По объему это будет близко к ресурсам международных спекулятивных фондов с той существенной поправкой, что их ресурсы, как правило, концентрируются на каком-то одном слабом звене мировой финансовой системы, тогда как деньги МВФ нужны сразу многим странам и распыляются между ними. По-видимому, финансовые резервы МВФ потребуется наращивать и в дальнейшем.

      Подводя итог работы, можно сказать, что международное валютно-кредитное учреждение, такое как Международный валютный фонд играет значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

      1.Лебедев,  Д. С. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: учебное пособие/ Д. С. Лебедев; Яросл. гос. ун-т.-Ярославль; ЯрГУ, 2006. – 164 с.

      2.Аникин, О. Б. Международные валютно-финансовые  и кредитные отношения: учеб. пособие/ О. Б.Аникин. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.

      3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./под. ред. Красавиной Л.Н.: М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.

      4.Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике/ Е. А. Звонова.-М.: ОАО «НПО «Экономика»,2002. -324 с.

      5. Гордеев, В. А. Мировая экономика: учеб. пособие. – Ярославль : изд-во ЯГТУ, 2009. – 160 с.

      6.Кузнецов В. С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 432 с.

      7.Современный рынок золота/ под. ред. В.Н. Букато и М.Х. Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

      8. валютный и денежный рынок: Курс для начинающих: пер. с англ., 2002. – 340 с.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве