Автор: Михаил Коржов, 07 Декабря 2010 в 08:32, контрольная работа
В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международный валютный фонд……………………………………….5
1.1 Структура органов управления………………………………….......5
1.2 Капитал и заемные ресурсы………………………………………….6
1.3 Кредитные механизмы…………………………………….................9
1.4 Специальные кредитные механизмы………………………………13
1.5 Льготная помощь беднейшим странам…………………………….15
1.6 Стратегия урегулирования внешнего долга……………………….17
2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26
Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП (Systemic Transformation Focility, STF); использовался в 1993-1995 гг. для оказания поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ, главным образом странам бывшего СССР.
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного кредитования устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. Однако с 1994 г. эти лимиты не изменялись и действуют в следующем виде: 1) предоставление кредитов на протяжении года - до 100% квоты страны-члена; 2) кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т.е. за вычетом погашенных или запланированных к погашению кредитов). В исключительных случаях лимиты могут быть превышены.
МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа и процент за кредиты. Базовая процентная ставка устанавливается в начале финансового года (с 1 мая по 30 апреля) с учетом процентной ставки по активам в СДР. Последняя базируется на рыночных ставках и еженедельно меняется. Ставки по кредитам определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли. В 2003/04 финансовом году годовая процентная ставка составила в среднем 2,17% (годом раньше - 2,74%).
С ноября 2000 г. МВФ взимает дополнительные надбавки к действующей процентной ставке в зависимости от суммы непогашенных кредитов (100 базисных пунктов по кредитам, превышающим 200% квоты, и 200 базисных пунктов по кредитам свыше 300% квоты). Цель этой меры – противодействовать чрезмерным кредитным заявкам государств-членов.
По истечении установленного срока страна-заемщица обязана произвести обратную операцию - «выкупить» национальную валюту у Фонда (погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стэнд-бай производится в течение 3 лет 3 мес. – 5 лет со дня получения каждого транша валюты, а при расширенном кредитовании – 4,5-10 лет. Помимо того, страна-заемщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Для
стимулирования более быстрого возврата
должниками полученных кредитов и ускорения
оборота капитала МВФ определил
в ноябре 2000 г. ускоренный график выкупа
заемщиками их национальных валют («ожидаемый
выкуп»). Для кредитов стэнд-бай ускоренные
сроки составляют 2,25-4 года, для механизма
расширенного кредитования – 4,5-7 лет.
Страны, не имеющие возможности погасить
кредиты в эти сроки, могут просить об
их продлении, однако в пределах стандартного
графика.
1.4
Специальные кредитные
механизмы
Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают [8, c.296]:
Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКК (Compensatory Financing Facility, CFF); предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе:
(с 1981 г.) чрезмерный рост затрат на импорт зерновых.
Если трудности платежного баланса вызваны снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 45% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, устанавливается комбинированный лимит в размере 55% квоты.
Кредит МКК обычно предоставляется в тех случаях, когда страна-заемщик уже имеет соглашение с МВФ о кредите стенд-бай или когда ее платежный баланс находится в удовлетворительном состоянии. Как правило, кредит используется в течении минимум шести месяцев. Предельный срок возврата кредитов составляет от 3 лет 3 мес. До 5 лет, ускоренный – 2 года 3 мес. – 4 года. Надбавка к процентной ставке в данном случае не применяется.
Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (Supplemental Reserve Facility, SRF); введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам – членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы. Такое кредитование проводится в дополнение к средствам, которые предоставляются в рамках договоренностей о кредитах стэнд-бай или о расширенном кредитовании. В отличие от других кредитов оно ограничено лимитами. Однако получение этих средств требует от заемщика выплаты надбавки (от 300 базисных пунктов с момента получения кредита до 500 пунктов по истечении двух с половиной лет) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от 2,5 до 3 лет (по ускоренному графику 2-2,5 года
Экстренная помощь (Emergency Assistance); призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого: 1)непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.); 2) кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.); на этом основании в 1997-1999 гг. были предоставлены экстренные кредиты Албании, Гвинее-Бисау, Республике Конго, Руанде, Сьерра-Леоне и Таджикистану.
Эти
кредиты предоставляются
Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM) (c 1995 г.) – комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры будут применяться редко, однако их пришлось неоднократно использовать в 1997-1998 гг. при предоставлении широкомасштабных кредитов ряду оказавшихся в состоянии валютного и финансового кризисов стран ЮВА, а так же России.
Механизм
поддержки торговой
интеграции, МПТИ (Trade Integration Mechanism, TIM);
образован в апреле 2004 г. в связи с возможными
временными негативными последствиями
дл ряда развивающихся стран результатов
переговоров о дальнейшем расширении
либерализации международной торговли,
проводимых в рамках «Раунда Дохи» Всемирной
торговой организации. Этот механизм предназначен
для оказания финансовой поддержки странам,
у которых происходит ухудшение платежного
баланса вследствие мер в направлении
либерализации торговой политики, осуществляемых
другими странами. Однако МПТИ представляет
собой не самостоятельный кредитный механизм
в прямом смысле слова, а определенную
политическую установку. Она предполагает
возможность выделения Фондом стране-члену
в связи с возникновением названных выше
обстоятельств валютных средств в дополнение
к действующим или вновь заключаемым кредитным
соглашениям в рамках обычных кредитных
механизмов. При этом суммарная величина
кредита не должна превышать установленные
лимиты доступа стран-членов к ресурсам
МВФ. Если же шоковое воздействие либерализации
мировой торговли на платежный баланс
той или иной страны в реальности окажется
сильнее, чем предполагалось ранее, то
при необходимости Фонд может в ускоренном
порядке увеличить общие кредитные лимиты
для этой страны в размере до 10% величины
ее квоты.
1.5
Льготная помощь беднейшим
странам
МВФ оказывает этим странам более долгосрочную помощь для уравновешивания платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на Счете специальных выплат (Special Disbursement Account). Управление этими средствами осуществляется отдельно от управления собственными ресурсами МВФ. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы [3, c.398-399]:
Доверительный (трастовый) фонд, ДФ (Trust Fund, TF) - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 золотого запаса МВФ. 55 стран получили из Доверительного фонда 3 млрд. СДР (3,7 млрд. долл.).
Механизм финансирования структурной перестройки, МФСП (Structural Adjustment Facility, SAF) (1986-1993 гг.). Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР, или 3,3 млрд. долл.) - погашение странами - членами кредитов, полученных ими ранее из Доверительного фонда. Эти средства аккумулировались на счете специальных выплат. Всего 38 стран получили эти льготные кредиты на сумму 1,8 млрд. СДР (2,7 млрд. долл.).
Механизм расширенного финансирования структурной перестройки, МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility, ECAF) существовал с декабря 1987 г. по сентябрь 1999 г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки, хотя в 1988-1993 гг. оба механизма функционировали одновременно. Предполагалось, что стабилизационные программы, осуществляемые при поддержке ресурсов МРФСП, должны были быть более комплексными и радикальными по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП.
Договоренности в рамках МРФСП финансировались за счет ресурсов Трастового фонда МРФСП (ECAF Trust), образованного в декабре 1987 г. за счет специальных займов 12 стран Фонду и их пожертвований, а также неиспользованных средств МФСП. Кредитные ресурсы данного механизма возросли с 6 млрд. до 10,1 млрд. СДР (14 млрд. долл.) и использовались до конца 1999 г.
Механизм снижения уровня бедности и содействия экономическому росту, МСБР (Poverty Reduction and Growth Facility, PRGF). Образован в ноябре 1999 г. – приемник Механизма расширенного финансирования структурной перестройки, используется дл предоставления более долгосрочных льготных кредитов странам с низким уровнем дохода и хроническим дефицитом платежного баланса в целях поддержки программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Такие программы должны быть нацелены на устойчивый экономический рост в странах-получателях кредитов и тем самым на снижение уровня бедности. Ресурсы для этих кредитов формируются за счет специальных заимствований Фонда по рыночным процентным ставкам (на 30 апреля 2004 г. 15 стран предоставили около 23 млрд. долл.). Для субсидирования процентных ставок по льготным кредитам используются добровольные пожертвования (43 стран на сумму 5,1 млрд. долл.), которые пополняют Трастовый фонд МСБР, а также средства самого Фонда. Согласно оценкам Фонд может предоставлять до конца 2005 г. льготные кредиты в рамках МСБР в размере около 1,1 млрд. СДР (1,5 млрд.долл.) в год, а после 2005 г.- в основном за счет его собственных ресурсов.
Кредиты по линии МСБР предоставляются, как правило, сроком на 3 года в размере от 140до 185% квоты. Финансовые условия: процентная ставка-0,5% в год (без надбавки); погашение осуществляется дестью равными платежами каждые полгода; первая выплата – через 5,5 года, последняя – через 10 лет после даты перечисления средств.
Для получения кредитов в рамках МСБР страна-заемщица должна разработать «Документ о стратегии снижения уровня бедности» на период действия кредитного соглашения с участием правительства, общественных организаций, предпринимателей, зарубежных партнеров, экспертов МВФ и ВБ.
При
этом МВФ добивается от стран-заемщиц
ограничения государственных
По состоянию на 30 апреля 2004 г. 36 стран имели действующие договоренности с МВФ о предоставлении кредитов МСБР на сумму 4,4 млрд. СДР, или 6,4 млрд. долл. Совокупная сумма обязательств МВФ по предоставлению кредитов с 1988 г. по линии МРФСП и МСБР составила 16,5 млрд. СДР (23,9 млрд. долл.). Фактически предоставлено 11,4 млрд. СДР (16,5 млрд. долл.). На долю непогашенных кредитов по линии МРФСП/МСБР приходилось 6,7 млрд. СДР, а включая и МФСП-6,8 млрд. СДР (9,9 млрд. долл.), или 10% всех не погашенных странами-членами на указанную дату кредитов МВФ в размере 69,0 млрд. СДР (100,2 млрд. долл.).
При
оформлении механизмов льготного кредитования
развивающихся стран МВФ
1.6
Стратегия урегулирования
внешнего долга
МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран. В связи с развитием и углублением этого кризиса в 80-х годах он предпринял меры по выработке собственного подхода к проблеме погашения международных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки операций по сокращению объема задолженности развивающихся стран иностранным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. В 1989 г. МВФ принял специальные «руководства» - совокупность целевых установок и правил, которые определяли объем и формы оказываемой им финансовой поддержки этим операциям. Однако практика прямого финансового участия Фонда в мероприятиях по сокращению долга развивающихся стран частным банкам на индивидуальной основе не получила распространения, и в 2000 г. он от нее отказался.
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве