Автор: Михаил Коржов, 07 Декабря 2010 в 08:32, контрольная работа
В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международный валютный фонд……………………………………….5
1.1 Структура органов управления………………………………….......5
1.2 Капитал и заемные ресурсы………………………………………….6
1.3 Кредитные механизмы…………………………………….................9
1.4 Специальные кредитные механизмы………………………………13
1.5 Льготная помощь беднейшим странам…………………………….15
1.6 Стратегия урегулирования внешнего долга……………………….17
2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский
государственный технический
Кафедра «Экономической теории»
ФДПО
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И ЕГО
РОЛЬ В МИРОВОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
Контрольная работа по дисциплине
“Мировая
экономика”
ЯГТУ 080100.62-006
КР
2010
Содержание
Введение…………………………………………
1
Международный валютный фонд………
1.1
Структура органов управления……
1.2
Капитал и заемные ресурсы……………
1.3
Кредитные механизмы……………………………
1.4
Специальные кредитные
1.5
Льготная помощь беднейшим
1.6
Стратегия урегулирования
2 Роль МВФ
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений………
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
Международный валютный фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднений, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставлении кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ, имеющий статус специализированного учреждения ООН, практически является институциональной основой мировой валютной системы. Он учрежден на Бреттон - Вудской Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года, свою практическую деятельность начал с 1 марта 1947 года. Конференция приняла статьи Соглашения о МВФ, которое стало его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года.
Целями деятельности МВФ является [1, c.115]:
В функции МВФ входит [1, c.115]:
В 1947 году в Фонд входило только 49стран [2, c.27], а в 2004 году число стран-членов МВФ составляло 184 [3, c.387]. Россия вступила в МВФ 1 июля 1992 году. Членом МВФ государства могут стать только на определяемых МВФ условиях.
Местопребывание
руководящих органов –
По
мере эволюции мировой валютной системы,
а также трансформации деятельности МВФ
Статьи Соглашения трижды пересматривались.
Первая серия поправок (1968-1969 гг.) связана
с выпуском СДР, вторая (1976-1978 гг.) определила
принципы Ямайской валютной системы, третья
поправка (1990-1992 гг.) предусматривала введение
санкций в виде приостановки права участвовать
в голосовании в отношении стран-членов,
не выполнивших свои финансовые обязательства
перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации
странами-членами находится принятая
Советом управляющих в 1997 г. четвертая
поправка к уставу, касающаяся специального,
разового выпуска СДР[3, c.388].
1
Международный валютный
фонд
1.1
Структура органов управления
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В
МВФ действует принцип «
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 7 сентября 2004 г.): США - 17,14%; Япония - 6,15; Германия - 6,01; Великобритания - 4,96; Франция - 4,96; Италия – 3,26; Саудовская Аравия – 3,23; Канада - 2,95; Китай – 2,95; Россия – 2,75%. Доля 15 (до 1 мая 2004 г.) стран - участниц ЕС – 29,8%; 30 развитых стран - членов ОЭСР – 64,5% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих около 84% количества членов Фонда, приходится лишь 35,5% голосов [3, c.388-389].
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».
Существенную роль организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (С 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы) [3, c.389]. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF (World Bonk Development Committee).
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютного курса. Исполнительный совет работает на постоянной основе и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24,5 из них назначены согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп с учетом принципа общности интересов, зыка или географического положения [3, c.389-390]. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством достижения консенсуса его членов.
Исполнительный
совет МВФ выбирает на пятилетний
срок директора-распорядителя (Managing Director),
который возглавляет штат сотрудников
Фонда (на сентябрь 2004 г. – около 2700 человек
из более чем 140 стран). Он должен быть представителем
одной из европейских стран. Директор-распорядитель
(с мая 2004 г.) – Родриго Рато (Испания.),
его первый заместитель (с 2001 г.) – Энн
Крюгер (США) [3, c.390].
1.2
Капитал и заемные ресурсы
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет:
1) сумму подписки на капитал;
2)
возможности использования
3)
сумму получаемых страной - членом
СДР при их очередном
4) количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и валютами, входящими в валютную корзину СДР); 75% - национальной валютой. Последняя зачисляется на счет МВФ в центральном банке (или ином учреждении), назначенном государством – членом в качестве депозитария дл всех авуаров Фонда в данной стране.
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве