Автор: Михаил Коржов, 07 Декабря 2010 в 08:32, контрольная работа
В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международный валютный фонд……………………………………….5
1.1 Структура органов управления………………………………….......5
1.2 Капитал и заемные ресурсы………………………………………….6
1.3 Кредитные механизмы…………………………………….................9
1.4 Специальные кредитные механизмы………………………………13
1.5 Льготная помощь беднейшим странам…………………………….15
1.6 Стратегия урегулирования внешнего долга……………………….17
2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26
Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1999 г. общие пересмотры квот проводились 11 раз (с учетом нерегулярного пересмотра в 1958/59 г. – 12 раз). В результате расширения состава МВФ и увеличения квот государств-членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. СДР в 1947 г. до 212,8 млрд. СДР (около 308,9 млрд. долл.) на 30 апреля 2004 г., т.е. в 28 раз (в итоге 12-го пересмотра квот, который длился с декабря 2001 г. до февраля 2003 г., квоты, как это имело место в случае четырех других пересмотров, не были увеличены) [3, c.390]. Расширение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операциям платежного баланса.
Для предоставления кредитов используются валюты ограниченного круга государств – членов, состояние платежных балансов и золото – валютных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Состав таких стран определяется ежеквартально (на 30 апреля 2004 г. - 45). Эти страны обязаны при предоставлении Фондом кредита за счет их взносов в капитал МВФ конвертировать принадлежащие Фонду авуары в национальных валютах в «резервные активы», т.е. в одну из «свободно используемых валют» (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). При этом Фонд предоставляет кредиты в основном в долларах.
В 2003 г.МВФ ввел специальный показатель, характеризующий его способность кредитовать государства – члены в течение предстощих12 месяцев (на 31 июля 2004 г. – 62,1 млрд. СДР, или 91 млрд. долл., около 30% суммы квот всех государств - членов).
В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран - экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот остальных государств. Отсюда - повышение долей квот этих государств в капитале Фонда.
В первую десятку стран с наибольшими квотами в МВФ (на 30 апреля 2004 г.) входят: США – 17,5% от общей суммы квот; Япония – 6,3; Германии – 6,1; Великобритания – 5,0; Франции – 5,0; Саудовская Аравия – 3,3; Италия – 3,3; Канада – 3,0; Китай – 3,0 и Россия – 2,8% (величина квоты – 5,9 млрд. СДР, или 8,6 млрд.долл.). На долю 30 развитых государств – членов ОЭСР приходится 65,5% суммы квот, в том числе 15 стран – участниц ЕС – 30,2%. Совокупная доля 154 развивающихся стран – 34,5%. Из них на страны СНГ и Балтии приходится 4,4% (9,5 млрд. СДР, или 13,7 млрд. долл.) [4, c.391].
В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» (Бельгия, Италия, Канада, Германия, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Швеция, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).
ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,9 млрд. долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы» [3, c.391]. МВФ, в свою очередь, может предоставлять займы на 3-5 лет любым странам - участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет.
ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. долл.). С этими соглашениями связана также договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. долл.).
В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 25 государств или центральных банков [5, c.392]. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 50 млрд. долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. После 1998 г. ресурсы ГСЗ и НСЗ не использовались.
Потребность
в увеличении кредитных операций побудила
МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления
его финансовой базы к заемным средствам,
привлекаемым также и на двухсторонней
основе. Фонд получал займы у министерств
финансов и центральных банков Бельгии,
Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии
и других стран, а также у БМР. К заимствованиям
у частных банков МВФ пока не прибегал,
хотя устав предоставляет такую возможность.
1.3
Кредитные механизмы
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей:
1) для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения официальных валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;
2) для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна,
нуждающаяся в иностранной
Рассмотрим основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общие ресурсы) [6, c.393].
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ - в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - «резервной долей» (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация заемщиком потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре «кредитные доли», или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение.
На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977 г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения - ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях» (Letter of intent) или «меморандуме об экономической и финансовой политике» (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации» (Performance criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (facilities - механизм, устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе [7, c.295]:
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве