Автор: Михаил Коржов, 07 Декабря 2010 в 08:32, контрольная работа
В данной работе изучается деятельность Международного Валютного Фонда, рассматриваются вопросы структуры органов управления, капитал и заемные ресурсы, кредитные механизмы, в т.ч. и специальные кредитные механизмы, условия и методология льготной помощи беднейшим странам, стратегия урегулирования внешнего долга и роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международный валютный фонд……………………………………….5
1.1 Структура органов управления………………………………….......5
1.2 Капитал и заемные ресурсы………………………………………….6
1.3 Кредитные механизмы…………………………………….................9
1.4 Специальные кредитные механизмы………………………………13
1.5 Льготная помощь беднейшим странам…………………………….15
1.6 Стратегия урегулирования внешнего долга……………………….17
2 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26
Что касается государственной задолженности стран - членов МВФ, то проблемы ее переоформления и сокращения решаются в рамках Парижского клуба. Роль МВФ состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработке соглашений о пересмотре задолженности страны-кредиторы - члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.
В сентябре 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно утвердили «Инициативу для бедных стран с высоким уровнем задолженности» (Initiative for the Heavily Indebted Poor Countries, HIPC Initiative). В сентябре 1999 г. она была подвергнута значительному пересмотру, «чтобы обеспечить более глубокое, широкое и ускоренное облегчение долгого бремени», и ее стали называть расширенной «Инициативой ХИПК». Эта программа предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до «приемлемого» уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, помощи и притока капиталов.
Дополнительная помощь в соответствии с «Инициативой ХИПК» предполагает существенное уменьшение государственного внешнего долга, исчисленного по методу «чистой текущей стоимости» с учетом льготных условий кредитования, т.е. дисконтированного по рыночной процентной ставке. Участвовать в «Инициативе ХИПК» могут бедные страны с высоким уровнем задолженности, отвечающие критериям возможного получения кредитов для снижения уровня бедности и содействия экономическому росту.
Данная «инициатива» включает два этапа. На первом этапе страна-должник осуществляет при поддержке МВФ и Всемирного банка программу реформирования своей экономики, демонстрируя позитивные экономические результаты. Если по истечении трехлетнего периода страна выполнит необходимые требования, ее кредиторы осуществят переоформление долга на «неапольских условиях», согласованных Парижским клубом в 1994 г. Общая сумма выплат в счет обслуживания внешнего долга в течение 3 лет сокращается на 67% «чистой текущей стоимости».
Если после первого этапа («стадия принятия решения») оказывается, что использование методов снижения задолженности на «неапольских условиях» и другой помощи не обеспечивает достижения страной принятых критериев допустимого уровня задолженности (отношение внешнего долга к объему экспорта не более 150% или внешний долг не превышает 250% расходов государственного бюджета), то стране предлагается выполнить вторую стабилизационную программу.
В
течение второго этапа
При выполнении стабилизационной программы страна вступает в «стадию завершения» реализации «Инициативы ХИПК» и получает оставшуюся часть пакета помощи. Все кредиторы предпринимают согласованные действия с целью снизить сумму долга страны до приемлемого уровня.
Участие
МВФ в осуществлении «
Для финансирования затрат, связанных с участием в «Инициативе ХИПК», МВФ создал в 1997 г. Трастовый фонд МРФСП (с 1999 г. - МСБР)/МСБР – ХИПК. На конец апреля 2004 г. 93 страны обязались предоставить этому Фонду 1,6 млрд. СДР (2,3 млрд. долл.) в дополнение к взносам из ресурсов самого Фонда – 2,2 млрд. СДР (3,2 млрд. долл.). Большая часть данной суммы (1,76 млрд. СДР) – это доход на инвестирование средств, полученных от операций с золотом.
К
сентябрю 2004 г. в общей сложности
27 стран достигли в стадии принятия
решения (после первого этапа
«Инициативы ХИПК»), сократив свой внешний
долг на 2/3 – с 77 млрд. долл. до 26 млрд. долл.
и долю платежей по обслуживанию долга
в экспортной выручке с 16% в 1998-1999 гг. до
9,9% в 2002 г. из их числа 13 стран прошли стадию
принятия решения, и к ним применяются
промежуточные меры по сокращению
их долга. 14 стран (Бенин, Боливия, Буркина
Фасо, Гайана, Гана, Мавритания, Мали, Мозамбик,
Нигер, Никарагуа, Сенегал, Танзания, Уганда
и Эфиопия) завершили программы. Однако
ряд стран в результате тяжелого экономического
положения и политических неурядиц не
может выполнять взятые на себя обязательства
в рамках первого этапа «Инициативы ХИПК».
2
Роль МВФ в регулировании
международных валютно-кредитных
отношений
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR). СДР не являются валютой в прямом смысле слова. Это международный резервный актив. С июля 1974 г. стоимость единицы СДР определяется ежедневно с помощью стандартной корзины, пересматриваемой каждые 5 лет. На 2001-2005 гг. в состав корзины СДР входят доллар США-45%; евро-29%; японская иена-15%; фунт стерлингов-11% [3, c.411].
СДР предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Устав МВФ предполагал «превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы» [3, c.411] (Статья VIII, раздел 7). Однако достижение этой цели было признано МВФ в обозримом будущем маловероятным. Переход на коллективную валютную единицу тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказываться от роли доллара в качестве международного платежного и резервного средства.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Статьи Соглашения МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V, раздел 2,а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота» [3, c.411], что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к Уставу МВФ предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса (Статья IV, раздел 2, в): либо плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты, либо фиксированный валютный курс, который может быть «привязан» к одной из национальных валют (в основном доллару США и евро), к СДР или к валютной корзине. При этом выражение стоимости валюты в золоте исключается. Фонд поощряет практику плавающего курса между ведущими валютами и «привязку» к ним денежных единиц развивающихся стран, в частности установление режима «валютного управления».
Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в действующем уставе МВФ имеют расплывчатый характер. Это дает странам относительную свободу для принятия решений в данной области. Однако в Статье IV (раздел 1) Устава зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Нормы, которыми страны-члены должны руководствоваться при проведении политики валютного курса, сводятся к трем основным положениям: 1) «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса», т.е. не сдерживать искусственно изменение валютного курса, если оно вызывается фундаментальными экономическими факторами; 2) напротив, прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным, хаотичным, дозорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) «не допускать конкурентного обесценения валют», не использовать механизм курсообразования для того, чтобы «получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами» [3, c.413]. МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
В-пятых,
МВФ участвует в регулировании
международных валютно-
МВФ
наряду с другими международными
организациями активно
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве