Международный опыт построения национальной инновационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Работа содержит 1 файл

Международный опыт построения национальной инновационной системы практика и уроки для России.docx

— 101.04 Кб (Скачать)

 

 

4. АНАЛИЗ ИНДИЙСКОГО ОПЫТА ПОСТРОЕНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Развитие инновационной  системы в Индии тесно переплетается  с экономической политикой начального пост-колониального периода. В первые десятилетия правительство проводило программу научно-технического развития на фоне плановой экономики. Скорее всего, такой подход был оправдан необходимостью быстрого наращивания промышленных мощностей, инфраструктуры и талантов, однако, вместо того чтобы стать надежным интегрированным локомотивом экономики, введение лицензионного права привело к падению общесистемной эффективности. Фирмы, действовавшие в развивающихся странах с более открытой политикой, могли быстро получать доступ к новейшим технологиям. В Индии им приходилось пользоваться продукцией друг друга, зачастую более низкого качества.

В 2006 году Р. А Машелкар, бывший на тот момент президентом Индийской национальной академии наук, подтвердил этот факт, выступая в Национальной академии США, сказав: «Конкуренции тогда не было, потому что наша экономика была закрытой. Промышленность производила клеи, которые не клеили, но люди их покупали. Мы делали пробки, которые ни к чему не подходили, но мы все равно покупали их».18

Создание в 1950-е годы индийских  технических институтов – любопытный случай непроизвольного упреждающего действия, однако и они пострадали от академической изоляции. Они были укомплектованы трудолюбивыми сотрудниками, многие из которых получили образование за рубежом, однако проводимые ими исследования не учитывали национальных потребностей. Официальные приоритеты правительственных НИОКР, по всей видимости, были продиктованы стремительными инновациями, происходившими в то время в США, СССР и Европе, однако не имели иной ясной цели кроме подражания их космическим и ядерным программам.

Тем не менее, преимущество Индии по сравнению с некоторыми другими развивающимися странами заключалось в довольно ранней сосредоточенности на научно-техническом прогрессе – даже несмотря на то, что имевшиеся в стране системы были не в состоянии реализовать весь создаваемый в этой области потенциал.

Уже к концу первой и  началу второй фазы Индия оказалась  готова к рывку в будущее, создав костяк образованных учёных и инженеров, способных воспользоваться грядущими переменами в национальной инновационной системе. Однако эта ситуация породила два разнонаправленных феномена.

Во-первых, высококвалифицированные  индийские специалисты уезжали в другие страны: в Европу и США.Студенты, обучавшиеся за границей, зачастую не возвращались домой по окончании курса, что привело к оттоку кадров и знаний из страны. Около 2 % населения Индии – 20 млн. человек – проживают за рубежом,и их суммарный заработок равен двум третям индийского ВВП.

Во-вторых, как пишут некоторые  исследователи, рост инноваций в  Индии имеет социальную природу, то есть огромную роль в привлечении иностранных инвестиций играют внешние связи. Анна Ли Саксенианназывает стоящих за этим процессом людей «новыми аргонавтами», поскольку они свободно перемещаются между иностранным и индийским контекстами, а вместе с ними мигрируют идеи и взаимоотношения. Тем не менее, иностранные инвестиции не являются и не должны являться единственным мерилом успеха инновационного процесса в развивающихся странах. Более того, можно с полной уверенностью утверждать, что личные связи полезны преимущественно для придания начального импульса, необходимого для становления самодостаточных инноваций.19

Проведённый среди предпринимателей опрос показал, что многие считают Индию страной уникальных инвестиционных возможностей. Индия опережает все остальные страны, в том числе США, в трёх ключевых категориях: доступности высококвалифицированных трудовых ресурсов, объёмах НИОКР и аутсорсинговом потенциале. Кроме того, Индия лидирует ещё и по доступности дешёвой рабочей силы. Сейчас такое положение дел весьма выгодно для Индии, но в долгосрочной перспективе оно может как поспособствовать, так и воспрепятствовать инновационному процессу и экономическому развитию. Индийский талант эффективен, но он может подорожать, причём довольно скоро. По мере неизбежного роста зарплатквалифицированных сотрудников руководству Индии будет всё сложнее поддерживать инвестиционную привлекательность своей страны, какой бы многообещающей ни была ситуация.

Есть и ещё более  сложный вопрос: сможет ли Индия  предоставлять свои таланты в  долгосрочной перспективе? План научно-технического развития 2003 года признаёт наличие резкого перепада между технически подкованными специалистами и большинством индийских работников. Есть опасения, что трудовой потенциал Индии не сможет удовлетворить потребности будущего. Лишь 16 % индийских промышленных предприятий предлагают своим сотрудникам обучение без отрыва от производства. В Китае этот показатель составляет 92 %. Индийские фирмы, предоставляющие сотрудникам такую возможность, на 23–28 % производительнее тех, которые этого не делают. Кроме того, коэффициент зачисления в вузы составляет в Индии всего 12 %, тогда как в Корее он равен 90 %, а в Российской Федерации – 68 %.

Недавний рост инноваций  в частном секторе Индии связан с эволюцией иностранных инвестиций после экономических реформ 1991 года. Первые центры НИОКР представляли собой вторичные организации, пункты назначения для аутсорсинга повторяющихся задач и проведения испытаний под наблюдением иностранных корпораций. Со временем эти лаборатории смогли обзавестись собственными местными сетями и связями и начали оказывать влияние на направление исследовательского процесса. В настоящее время некоторые из этих центров становятся вполне автономными, их всё больше воспринимают как равных партнёров по инновациям, которые вправе заниматься «подлинно совместными НИОКР», однако нормой такое отношение ещё не стало.

Происходящее в патентной  области указывает на то, что значительные технологические сдвиги происходят только в фармацевтической отрасли. Хотя информационные и сопутствующие им технологии такжеполучают довольно много патентов, они за редким исключением выдаются иностранным компаниям. И всё жеинновации происходят и в офисах, и в лабораториях. Многие инновации в сфере высоких технологий представляют собой коммерческую тайну или внутренние технологические процессы, которые не получают должного отражения в патентных данных. С другой стороны, аутсорсинг бизнес-процессов связан преимущественно с рутинными задачами, которые практически не требуют технических инноваций.

Индию часто хвалят за стремительный  рост инновационных возможностей последних нескольких лет, однако страна могла бы достичь много большего. Две первые фазы инновационного процесса в Индии характеризовались наличием многих важных элементов успешной инновационной системы – развитая промышленность, качественное образование, достаточное государственное финансирование НИОКР.

Если прежний успех  индийских инноваций связан исключительно  со стремительным экономическим  ростом – не с ростом вообще, а  с его интенсивностью, – то это может оказаться существенным минусом. Чтобы гарантировать дальнейший успех, необходимо разделить рост и инновации, как это было сделано в США и Европе. Там стабильный уровень инноваций связан с более скромными показателями роста и не зависит от крупных вливаний иностранного капитала. Инновации глубоко укоренены в деловой культуре и образовании по всему спектру от фундаментальной науки до бизнес-процессов. Обнадёживает, что в Индии этот феномен начинает проявляться в сфере биотехнологий и фармацевтики. Однако идея повсеместных инноваций всё ещё не получила должного развития, хотя перспективы индийского будущего вполне многообещающие. Если стране удастся впитать и адаптировать полученные знания к уникальной индийской специфике, то её надежды стать ведущей мировой державой сбудутся.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все больше государств видят  в инновациях важный, если не важнейший способ повышения качества жизни, потребления и достижения процветания своих граждан. Но, несмотря на то, что инновационную политику проводили многие страны и регионы, добиться хотя бы относительного успеха удалось лишь единицам. В данном реферате представлен опыт нескольких таких стран, подробно рассмотрены конкретные обстоятельства, подтолкнувшие реформы, имевшиеся активы, объективные национальные интересы, исторические предпосылки, а в некоторых случаях – сопутствовавший действиям правительства фактор удачи, и на основании этого опыта сформулированы представленные ниже тезисы.

Однако, выдвинутые в настоящей  работе предложения, являются не столько вырубленными в камне предписаниями, сколько указаниями направлений, по которым российское руководство может пойти при планировании собственной инновационной программы. Такие тезисы, как необходимость опоры на традиционно сильные отрасли промышленности и необходимость обретения должного понимания международных рыночных отношений, на первый взгляд применимы в любой ситуации.

Успех или фиаско этих мер, как и прочих, будет зависеть от качества их исполнения, а также того, насколько грамотно учтены в них конкретная ситуация в стране и мире, политические проблемы и насколько осознаны причины, по которым те или иные меры сработали или провалились в других странах. То есть в любом случае новая инновационная политика должна учитывать российские реалии и принимать во внимание специфику географии, истории и культуры России, а не состоять из механически перенесённого на российскую почву чужого опыта.

Как было отмечено во введении, настройку национальной инновационной системы следует производить в более широком контексте национальных реформ налогообложения, права, торговли. Одиниз приведённых примеров, связанный с налоговой политикой, – это политика фискальногостимулирования медико-биологической отрасли, действующая в Массачусетсе (США) и направленная на то,чтобы подвигнуть соответствующие компании на создание постоянных рабочих мест в этом регионе. В определяющем её законе предусмотрены стимулы, направленные на частичное снятие рисков, возникающих в связисо значительными капиталовложениями в НИОКР медико-биологической отрасли и с высокой стоимостьютрансформации результатов исследований в рентабельную продукцию. В отношении торговли, например,можно сказать, что принятие Индией ограничений доступа иностранных компаний для защиты внутреннихпроизводителей (LicenseRaj) весьма негативно сказалось на конкурентоспособности её промышленности.

Наконец, не стоит рассматривать  возникающий в результате инновационных процессов экономический рост не как процесс, а как цель. Между тем те же самые механизмы, которые позволяют странам, регионам и компаниям захватывать рынки или развивать новые продукты с высокой добавленной стоимостью, в другое время ухудшают конкурентоспособность. Всем рассмотренным странам приходится бороться за удержание своего лидерства, и они вынуждены проводить постоянные реформы своей инновационной политики. Так Финляндия, экономика которой достигла статуса самой конкурентоспособной в мире, превзойдя в этом отношении даже экономику США, переживает сейчас трудное время, болезнь роста, связанную с необходимостьюмасштабирования и диверсификации в ранее не освоенные отрасли. Инновации не должны прекращаться –равно как и государственные усилия по созданию среды, обеспечивающей их максимальную поддержку.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Валентей  С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия. [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.chelt.ru/2006/2-06/valentei2-06.html
  2. Весснер Ч., Шивакумар С. Перемены в инновационной системе Индии: достижения, проблемы и возможности для сотрудничества. Отчёт для симпозиума. Изд. Национальной академии, 2007.
  3. Государственная политика поддержки предпринимательства в инновационной сфере Республики Финляндия / Мелихов К.Г., Сеземина Е.Н. [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.samarafond.ru/articles2/view_articles/13
  4. Йорд Т., Итис Д. Антимонополия, инновации и конкуренция. Оксфорд: OxfordUniversityPress, 1992.
  5. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития. Информационно-аналитические материалы / Рыхтик М.И. [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.eureca.unn.ru/pages/razrabotki /1/01.pdf
  6. Международный опыт и путь вперед для русской инновационной политики. // Нью-Йоркской академии наук, 20 августа, 2010, Все права защищены. [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.nyas.org/Asset.axd?id =
  7. Мриналини Н., Вакдикар С. Иностранные центры НИОКР в Индии: есть ли от них толк? // Современная наука. – 93(4). – 2008. – С. 452–458.
  8. Реформа интеллектуальной собственности и передача технологий [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: www.sba.gov/aboutsba/sbaprograms/inv/esf/inv_sbic_fi nancing.html.
  9. Солоу Роберт. Теория роста и перспектива (GrowthTheoryandAfter). Лекция, посвящённая памяти Альфреда Нобеля (Кембридж, Массачусетс). 8 декабря 1987 года.
  10. Федеральное правительство Соединённых Штатов. Кодекс федеральных законов. Т. 7. Глава 14, раздел 304.
  11. Финляндия: ставка на инновации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId =368&d_no=12573.
  12. Чарльз Уэсснер. Программа разработки перспективной технологии: оценка результатов (Вашингтон, округ Колумбия:NationalAcademyPress, 2001).
  13. Чарльз Уэсснер. Государственно-промышленные партнёрства в развитии новых технологий: краткий отчёт (Вашингтон, О.К.: NationalAcademyPress, 2003).
  14. Dan Breznitz. Innovation and the State: Political Choice and Strategies for Growth in Israel, Taiwan, and Ireland (New Haven:Yale University Press, 2007).
  15. Dan Senor, Saul Singer. Startup Nation The Story of Israel’s Economic Miracle (New York: Twelve, 2009).
  16. Jussi S. Jauhiainen. Regional and Innovation Policies in Finland. Regional Studies 42 (июль 2008 г.): 1035.
  17. MarkkuSotarauta and Mika Kautonen. Co-evolution of the Finnish National and Local Innovation and Science Arenas:Towards a Dynamic Understanding of Multi-level Governance. Regional Studies 41 (ноябрь 2007 г.): 1092.
  18. The Yozma Group. About Yozma – Overview. www.yozma.com/overview (26 июля 2010 г.).

Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы