Международный опыт построения национальной инновационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Работа содержит 1 файл

Международный опыт построения национальной инновационной системы практика и уроки для России.docx

— 101.04 Кб (Скачать)

Ключевые институциональные  элементы НИС США представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ключевые институциональные  элементы

 

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Национальнаяакадемиянаук (National Academy of Sciences, NAS)

В 1863 году президентом Авраамом Линкольном

Организация, координирующая научную  деятельность страны

Национальный  институт здравоохранения (NationalInstituteofHealth, NIH)

В 1887 году федеральным правительством как Лаборатория гигиены, в 1930-м реорганизована в NIH

Учреждение Департамента здравоохранения и социального обеспечения США и, главное, правительственное агентство, ответственное за финансирование исследований в области

биотехнологий и здравоохранения


 

Продолжение таблицы 3

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Национальный  институт стандартов и технологии (National

Institute of Standards and Technology, NIST)

В 1901 году федеральным правительством как Национальное бюро стандартов

Поддерживает инновации и промышленную конкурентоспособность США путем совершенствования систем измерения, стандартов и технологии. Бюджет NIST в 2009 году составил 992 млн. долларов; также было получено 610 млн. долларов в рамках закона «О восстановлении и реинвестировании американской экономики»

Национальныйнаучныйфонд (National Science Foundation, NSF)

В 1950 годуфедеральным правительством

Поддерживает науку и инженерные разработки через исследовательские программы, гранты на научно-исследовательские цели и образовательные проекты. Бюджет NSF увеличился с 1 млрд. долларов в 1983 году (2,19 млрд. в долларах 2010 года) до более чем 6,87 млрд. долларов к 2010 финансовому году

Национальныйнаучныйфонд (National Science Foundation,NSF)

В 1950 годуфедеральным правительством

Поддерживает науку и инженерные разработки через исследовательские программы, гранты на научно-исследовательские цели и образовательные проекты. Бюджет NSF увеличился с 1 млрд. долларов в 1983 году (2,19 млрд. в долларах 2010 года) до более чем 6,87 млрд. долларов к 2010 финансовому году

Администрация по делам малого бизнеса (SmallBusiness

Administration, SBA)

В 1953 году конгрессом США в рамках закона «О малом бизнесе» (SmallBusinessAct)

Защищает интересы малого бизнеса. Самая заметная часть деятельности –выдача льготных кредитов и гарантий по кредитам коммерческих банков

Инвестиционные  компании малого бизнеса (SmallBusinessInvestment Companies, SBICs)

В 1958 году конгрессом

США в рамках закона «Об инвестициях  в малый бизнес» (SmallBusinessInvestmentsAct)

Реципиенты средств, выделяемых государством для финансирования стартапов, например венчурные фонды и

инвестиционные компании

Агентство передовых

оборонных исследовательских проектов (DARPA)

В 1958 году как агентство Министерства обороны

Разрабатывает оборонные технологии и оснащает все Минобороны технологическими альтернативами

Биржа NASDAQ (NationalAssociationofSecuritiesDealersAutomatedQuotation– Автоматизированная системакотировки Национальнойассоциации фондовыхдилеров)

В 1971 году Национальной ассоциацией фондовых дилеров (NASD)

Изначально это была информационная база, в которой транслировались усреднённые, а потом и лучшие котировки дилеров внебиржевого рынка. В 1982 году акции американских компаний, соответствующих более высоким требованиям листинга, были выделены в NASDAQNationalMarket(NNM), а в 1990 году оформилась вторая группа акций, представляющих компании с небольшой капитализацией (около 40 % от общего числа компаний) – NasdaqSmallCapMarket (SCM)


 

 

Продолжение таблицы 3

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Бюро  научно-технической политики (OfficeofScienceandTechnologyPolicy, OSTP) при президенте США

В 1976 году конгрессом США, выросло  из Бюро науки и техники, основанного президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году

Информирует главу государства  и других членов администрации президента о достижениях в области науки и техники для внутренней и внешней политики, координирует государственные программы в этой сфере. Включает должности US ChiefTechnologyOfficer (отвечает за использование государственными органами новых технологий) и ChiefInformationOfficer (отвечает за программы информатизации органов)

Инновационная

исследовательская программа для малого бизнеса (SBIR)

В 1982 году конгрессом в рамках закона «О развитии инноваций в сфере малого бизнеса»

Программа финансирования научно-исследовательских  работ, помогающая малому бизнесу коммерциализировать

новые технологии

Программа расширенного партнёрства в производстве (MEP)

В 1988 году в рамках

«Всеобщего закона о торговле и конкуренции»

Сеть некоммерческих центров, финансируемых как штатами, так и федеральным правительством с целью

распространения и внедрения производственных и других технологий в сферу малого бизнеса

Программа технологических инноваций (TIP)

В 2007 году в рамках закона America COMPETES (закон «О конкурентоспособности Америки») при Национальноминституте стандартов и

технологии (NIST)

Финансирует компании, находящиеся  на ранних стадиях развития, когда  частные инвесторы еще не готовы к сотрудничеству

Агентство перспективных исследовательских проектов – энергетика (ARPA-E)

В 2007 году в рамках закона America COMPETES

Финансирует базовые целевые исследования через модель, ранее применявшуюся DARPA. Первоначальное финансирование – 400 млн. долларов – получило в рамках закона  «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» в 2009 году. Ожидается, что в последующие годы его общий фонд достигнет 1 млрд. долларов


 

 

 

 

Реформа интеллектуальной собственности и передача технологий.

Частью ответной реакции  на осознанные проблемы с конкурентоспособностью стала попытка более эффективного использования федерального финансирования путем стимулирования. С начала 1980-х конгресс принял комплекс мер по распространению новых технологий. Эти меры включали в себя:

- инновационный закон  Стивенсона – Уайдлера (1980 год). Устанавливал определённый процент бюджета федеральных лабораторий на научно-исследовательские работы, который должен был направляться на передачу технологий частному производству. Эта мера была принята, чтобы помочь промышленности в достижении международной конкурентоспособности;

- закон Бая – Доула  «О порядке выдачи патентов университетам и малому бизнесу» (1980 год). Наделял университеты, малый бизнес и некоммерческие организации правом на интеллектуальную собственность, полученную благодаря финансированию исследований из федерального бюджета, при условии сохранения за государством права в любой момент воспользоваться плодами исследований. Закон Бая – Доула гармонизировал разрозненные нормы и правила передачи технологий, финансируемых различными государственными ведомствами и агентствами, и оздоровил взаимоотношения между наукой и бизнесом;

- федеральный закон «О  передаче технологий» (1986 год). Дополнил  закон Стивенсона – Уайдлера, обязав государственные лаборатории  передавать результаты своей деятельности промышленности, отдавая предпочтение тем компаниям, которые готовы размещать производство на территории США. Разрешил соглашения о совместной научно-исследовательской работе между научными учреждениями и бизнесом для усиления коммерциализации государственных исследований;

- закон «О передаче  конкурентоспособных национальных  технологий» (1989 год). Также дополнил  закон Стивенсона – Уайдлера, обязав национальные лаборатории разных форм собственности, пользующиеся государственной инфраструктурой, заключать совместные научно-исследовательские соглашения (CRADA) с промышленностью.15

В то время как деятельность по передаче технологий в национальных лабораториях значительно возросла в 1990-х годах, количество соглашений CRADA с тех пор остается приблизительно тем же – с небольшими колебаниями из года в год. Однако с момента принятия закона Бая – Доула распространение знанийнаряду с патентованием и лицензированием университетской интеллектуальной собственности неуклонно растет.

Отмена антимонопольного регулирования.

Правительство отменило ограничения  на создание партнёрств между компаниями одной и той же отрасли промышленности. На протяжении более чем ста лет  крупные американские компании сталкивались со строгой антимонопольной политикой, основанной на теории монопольной власти: недостаток рыночной конкуренции часто приводит к росту цен, низкому качеству продукции и замедлению темпов обновления продукции. Однако американская экономическая теория, развившаяся в 1970–1980-е годы, допускала, что рынок научно-исследовательских разработок имеет отличительные черты. Поскольку знания распространяются относительно легко, фирмы, не обладающие монопольным положением, недостаточно стимулированы для проведения научно-исследовательских работ, ибо опасаются, что не смогут воспользоваться выгодой, полученной от своих инвестиций. Однако фирмы могли бы преодолеть эти проблемы, если бы им было позволено объединяться для проведения технологических исследований и в научно-производственные предприятия.

В 1984 году конгресс принял национальный закон «О проведении совместных исследований» (NCRA), регулирующий корпоративные проблемы в сфере антимонопольной политики и поощряющий создание совместных предприятий, сосредоточенных на проведении общих исследований, предшествующих конкуренции. Закон NCRA, во-первых, оговаривал, что совместные исследовательские предприятия (RJV) не должны автоматически подпадать под антимонопольное законодательство: напротив, они должны оцениваться индивидуально – в зависимости от их влияния на рынок. Во-вторых, закон ввёл процедуру регистрации компаний, участвующих в совместных исследовательских предприятиях, которая ограничивала их ответственность в случае преследования за нарушения антимонопольной политики и позволяла избежать традиционно высоких антимонопольных штрафов.16

После того как закон NCRA вступил  в действие, рост числа совместных исследовательских предприятий  был незначительным, и многие эксперты, включая известных экономистов, критиковали NCRA за недостаточные меры по отмене регулирования научно-исследовательского сотрудничества. Они утверждали, что  антимонопольное регулирование  препятствует обратной связи на всех этапах инновационного процесса, включая  научное исследование, разработку, производство и распределение. Вследствие этого в 1993 году конгресс утвердил национальный закон «О проведении совместных исследований и производства» (NCRPA).

Этот закон обновил NCRA, расширив по вертикали антимонопольные  права на создание совместных научно-производственных предприятий. NCRPA не только ослабил  действие антимонопольного законодательства, но и в дальнейшем спровоцировал  постепенное увеличение числа формальных и неформальных научно-исследовательских  объединений как внутри страны, так  и за её пределами.

Частно-государственное  партнёрство.

Помимо интеллектуальной собственности и отмены антимонопольного регулирования правительство США  также сосредоточилось на поиске прямых путей стимулирования государственно-частного партнёрства для разработки новых технологий. В то время как многие эксперты занялись поиском способов приостановить падение числа крупных американских фирм, другие исследователи сосредоточились на обосновании роли и важности малых предприятий в росте уровня занятости. Известно, что за последние 30 лет в американской экономике суммарный рост числа занятых в крупном бизнесе был весьма незначительным,в то время как малый бизнес увеличил число рабочих мест в несколько раз. В дальнейшем появилось понимание того, что инновации зависят от микро-, а не макроэкономических процессов – создания фирмы и её неуспеха, весьма частого среди стартапов в хай-теке, но в целом способствующего поступательному развитию новых технологий.

В 1982 году конгресс принял закон  «О развитии инноваций в сфере  малого бизнеса» для оказания поддержки малому бизнесу, работающему в сфере высоких технологий, и выполнения ряда других государственных задач. Закон инициировал создание Инновационной исследовательской программы для малого бизнеса (SBIR). Программа была призвана, во-первых, стимулировать технологические инновации, во-вторых, использовать малый бизнес для удовлетворения потребностей федерального правительства в научно-исследовательской деятельности, в-третьих, поощрять и стимулировать участие в технологических инновациях меньшинств и обездоленных лиц, в-четвёртых, увеличить коммерциализацию инноваций, полученных в результате федеральной научно-исследовательской деятельности в частном секторе.

Руководство SBIR добивалось решения этих задач, требуя, чтобы  учреждения с бюджетом на научно-исследовательские цели более 100 млн. долларов выделяли 0,2 % своих средств на эту программу. Последующие перераспределения полномочий по программе постепенно увеличили эту цифру до 2,5 % от совокупных исследовательских бюджетов учреждений.

В настоящее время в  программе SBIR участвует 11 учреждений: Министерство обороны (DoD), Национальный институт здравоохранения (NIH), Министерство энергетики (DoE), Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике (NASA), Министерство национальной безопасности (HomelandSecurity), Национальный научный фонд (NSF), Национальный институт стандартов и технологий (NIST) и др.17

Конкурсные гранты программы SBIR предоставляются в два этапа. В зависимости от специфики учреждений гранты первого этапа составляют 100 тыс. долларов на шесть месяцев, в то время как гранты второго этапа – 750 тыс. на два года. Учреждения могут добиваться у Администрации малого бизнеса (SBA), которая координирует и контролирует их работу, исключений с целью увеличения размера гранта. И хотя инициированные недавно конгрессом обзоры программы предлагают внести в неё ряд усовершенствований, включая увеличение размера грантов и дальнейшее повышение гибкости агентств, исследования показывают, что эта программа является существенным компонентом инновационной системы США и важна для удовлетворения нужд соответствующих учреждений.

Правительство также добивалось стимулирования создания государственно-частных партнёрств через комплексный закон «О торговле и конкуренции» 1988 года. Этот закон предусматривал создание программы расширенного партнёрства в производстве (МЕР) и программы разработки перспективных технологий (АТР) в рамках Национального института стандартов и технологий (NIST, бывшее Национальное бюро стандартов). Программа MEP – это сеть некоммерческих центров, финансируемых как штатами, так и федеральным правительством для распространения и применения производственных и иных технологий в сфере малого бизнеса. MEP-центры находятся в каждом штате и предоставляют услуги по улучшению бизнес-процессов (система Lean, «шесть сигм» и др.) по льготной цене, тем самым помогая мелким производителям снизить операционные расходы и улучшить качество продукта.

Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы