Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат
По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.
Ключевые институциональные элементы НИС США представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ключевые институциональные элементы
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Национальнаяакадемиянаук (National Academy of Sciences, NAS) |
В 1863 году президентом Авраамом Линкольном |
Организация, координирующая научную деятельность страны |
Национальный институт здравоохранения (NationalInstituteofHealth, NIH) |
В 1887 году федеральным правительством как Лаборатория гигиены, в 1930-м реорганизована в NIH |
Учреждение Департамента здравоохранения и социального обеспечения США и, главное, правительственное агентство, ответственное за финансирование исследований в области биотехнологий и здравоохранения |
Продолжение таблицы 3
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology, NIST) |
В 1901 году федеральным правительством как Национальное бюро стандартов |
Поддерживает инновации и |
Национальныйнаучныйфонд (National Science Foundation, NSF) |
В 1950 годуфедеральным правительством |
Поддерживает науку и |
Национальныйнаучныйфонд (National Science Foundation,NSF) |
В 1950 годуфедеральным правительством |
Поддерживает науку и |
Администрация по делам малого бизнеса (SmallBusiness Administration, SBA) |
В 1953 году конгрессом США в рамках закона «О малом бизнесе» (SmallBusinessAct) |
Защищает интересы малого бизнеса. Самая заметная часть деятельности –выдача льготных кредитов и гарантий по кредитам коммерческих банков |
Инвестиционные компании малого бизнеса (SmallBusinessInvestment Companies, SBICs) |
В 1958 году конгрессом США в рамках закона «Об инвестициях в малый бизнес» (SmallBusinessInvestmentsAct) |
Реципиенты средств, выделяемых государством для финансирования стартапов, например венчурные фонды и инвестиционные компании |
Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) |
В 1958 году как агентство Министерства обороны |
Разрабатывает оборонные технологии и оснащает все Минобороны технологическими альтернативами |
Биржа NASDAQ
( |
В 1971 году Национальной ассоциацией фондовых дилеров (NASD) |
Изначально это была информационная база, в которой транслировались усреднённые, а потом и лучшие котировки дилеров внебиржевого рынка. В 1982 году акции американских компаний, соответствующих более высоким требованиям листинга, были выделены в NASDAQNationalMarket(NNM), а в 1990 году оформилась вторая группа акций, представляющих компании с небольшой капитализацией (около 40 % от общего числа компаний) – NasdaqSmallCapMarket (SCM) |
Продолжение таблицы 3
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Бюро
научно-технической политики ( |
В 1976 году конгрессом США, выросло из Бюро науки и техники, основанного президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году |
Информирует главу государства и других членов администрации президента о достижениях в области науки и техники для внутренней и внешней политики, координирует государственные программы в этой сфере. Включает должности US ChiefTechnologyOfficer (отвечает за использование государственными органами новых технологий) и ChiefInformationOfficer (отвечает за программы информатизации органов) |
Инновационная исследовательская программа для малого бизнеса (SBIR) |
В 1982 году конгрессом в рамках закона «О развитии инноваций в сфере малого бизнеса» |
Программа финансирования научно-исследовательских работ, помогающая малому бизнесу коммерциализировать новые технологии |
Программа расширенного партнёрства в производстве (MEP) |
В 1988 году в рамках «Всеобщего закона о торговле и конкуренции» |
Сеть некоммерческих центров, финансируемых как штатами, так и федеральным правительством с целью распространения и внедрения производственных и других технологий в сферу малого бизнеса |
Программа технологических инноваций (TIP) |
В 2007 году в рамках закона America COMPETES (закон «О конкурентоспособности Америки») при Национальноминституте стандартов и технологии (NIST) |
Финансирует компании, находящиеся на ранних стадиях развития, когда частные инвесторы еще не готовы к сотрудничеству |
Агентство перспективных исследовательских проектов – энергетика (ARPA-E) |
В 2007 году в рамках закона America COMPETES |
Финансирует базовые целевые исследования через модель, ранее применявшуюся DARPA. Первоначальное финансирование – 400 млн. долларов – получило в рамках закона «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» в 2009 году. Ожидается, что в последующие годы его общий фонд достигнет 1 млрд. долларов |
Реформа интеллектуальной собственности и передача технологий.
Частью ответной реакции на осознанные проблемы с конкурентоспособностью стала попытка более эффективного использования федерального финансирования путем стимулирования. С начала 1980-х конгресс принял комплекс мер по распространению новых технологий. Эти меры включали в себя:
- инновационный закон Стивенсона – Уайдлера (1980 год). Устанавливал определённый процент бюджета федеральных лабораторий на научно-исследовательские работы, который должен был направляться на передачу технологий частному производству. Эта мера была принята, чтобы помочь промышленности в достижении международной конкурентоспособности;
- закон Бая – Доула «О порядке выдачи патентов университетам и малому бизнесу» (1980 год). Наделял университеты, малый бизнес и некоммерческие организации правом на интеллектуальную собственность, полученную благодаря финансированию исследований из федерального бюджета, при условии сохранения за государством права в любой момент воспользоваться плодами исследований. Закон Бая – Доула гармонизировал разрозненные нормы и правила передачи технологий, финансируемых различными государственными ведомствами и агентствами, и оздоровил взаимоотношения между наукой и бизнесом;
- федеральный закон «О
передаче технологий» (1986 год). Дополнил
закон Стивенсона – Уайдлера,
обязав государственные
- закон «О передаче
конкурентоспособных
В то время как деятельность по передаче технологий в национальных лабораториях значительно возросла в 1990-х годах, количество соглашений CRADA с тех пор остается приблизительно тем же – с небольшими колебаниями из года в год. Однако с момента принятия закона Бая – Доула распространение знанийнаряду с патентованием и лицензированием университетской интеллектуальной собственности неуклонно растет.
Отмена антимонопольного регулирования.
Правительство отменило ограничения на создание партнёрств между компаниями одной и той же отрасли промышленности. На протяжении более чем ста лет крупные американские компании сталкивались со строгой антимонопольной политикой, основанной на теории монопольной власти: недостаток рыночной конкуренции часто приводит к росту цен, низкому качеству продукции и замедлению темпов обновления продукции. Однако американская экономическая теория, развившаяся в 1970–1980-е годы, допускала, что рынок научно-исследовательских разработок имеет отличительные черты. Поскольку знания распространяются относительно легко, фирмы, не обладающие монопольным положением, недостаточно стимулированы для проведения научно-исследовательских работ, ибо опасаются, что не смогут воспользоваться выгодой, полученной от своих инвестиций. Однако фирмы могли бы преодолеть эти проблемы, если бы им было позволено объединяться для проведения технологических исследований и в научно-производственные предприятия.
В 1984 году конгресс принял национальный закон «О проведении совместных исследований» (NCRA), регулирующий корпоративные проблемы в сфере антимонопольной политики и поощряющий создание совместных предприятий, сосредоточенных на проведении общих исследований, предшествующих конкуренции. Закон NCRA, во-первых, оговаривал, что совместные исследовательские предприятия (RJV) не должны автоматически подпадать под антимонопольное законодательство: напротив, они должны оцениваться индивидуально – в зависимости от их влияния на рынок. Во-вторых, закон ввёл процедуру регистрации компаний, участвующих в совместных исследовательских предприятиях, которая ограничивала их ответственность в случае преследования за нарушения антимонопольной политики и позволяла избежать традиционно высоких антимонопольных штрафов.16
После того как закон NCRA вступил
в действие, рост числа совместных
исследовательских предприятий
был незначительным, и многие эксперты,
включая известных экономистов,
критиковали NCRA за недостаточные меры
по отмене регулирования научно-
Этот закон обновил NCRA, расширив по вертикали антимонопольные права на создание совместных научно-производственных предприятий. NCRPA не только ослабил действие антимонопольного законодательства, но и в дальнейшем спровоцировал постепенное увеличение числа формальных и неформальных научно-исследовательских объединений как внутри страны, так и за её пределами.
Частно-государственное партнёрство.
Помимо интеллектуальной
собственности и отмены антимонопольного
регулирования правительство
В 1982 году конгресс принял закон «О развитии инноваций в сфере малого бизнеса» для оказания поддержки малому бизнесу, работающему в сфере высоких технологий, и выполнения ряда других государственных задач. Закон инициировал создание Инновационной исследовательской программы для малого бизнеса (SBIR). Программа была призвана, во-первых, стимулировать технологические инновации, во-вторых, использовать малый бизнес для удовлетворения потребностей федерального правительства в научно-исследовательской деятельности, в-третьих, поощрять и стимулировать участие в технологических инновациях меньшинств и обездоленных лиц, в-четвёртых, увеличить коммерциализацию инноваций, полученных в результате федеральной научно-исследовательской деятельности в частном секторе.
Руководство SBIR добивалось решения этих задач, требуя, чтобы учреждения с бюджетом на научно-исследовательские цели более 100 млн. долларов выделяли 0,2 % своих средств на эту программу. Последующие перераспределения полномочий по программе постепенно увеличили эту цифру до 2,5 % от совокупных исследовательских бюджетов учреждений.
В настоящее время в программе SBIR участвует 11 учреждений: Министерство обороны (DoD), Национальный институт здравоохранения (NIH), Министерство энергетики (DoE), Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике (NASA), Министерство национальной безопасности (HomelandSecurity), Национальный научный фонд (NSF), Национальный институт стандартов и технологий (NIST) и др.17
Конкурсные гранты программы SBIR предоставляются в два этапа. В зависимости от специфики учреждений гранты первого этапа составляют 100 тыс. долларов на шесть месяцев, в то время как гранты второго этапа – 750 тыс. на два года. Учреждения могут добиваться у Администрации малого бизнеса (SBA), которая координирует и контролирует их работу, исключений с целью увеличения размера гранта. И хотя инициированные недавно конгрессом обзоры программы предлагают внести в неё ряд усовершенствований, включая увеличение размера грантов и дальнейшее повышение гибкости агентств, исследования показывают, что эта программа является существенным компонентом инновационной системы США и важна для удовлетворения нужд соответствующих учреждений.
Правительство также добивалось стимулирования создания государственно-частных партнёрств через комплексный закон «О торговле и конкуренции» 1988 года. Этот закон предусматривал создание программы расширенного партнёрства в производстве (МЕР) и программы разработки перспективных технологий (АТР) в рамках Национального института стандартов и технологий (NIST, бывшее Национальное бюро стандартов). Программа MEP – это сеть некоммерческих центров, финансируемых как штатами, так и федеральным правительством для распространения и применения производственных и иных технологий в сфере малого бизнеса. MEP-центры находятся в каждом штате и предоставляют услуги по улучшению бизнес-процессов (система Lean, «шесть сигм» и др.) по льготной цене, тем самым помогая мелким производителям снизить операционные расходы и улучшить качество продукта.
Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы