Международный опыт построения национальной инновационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Работа содержит 1 файл

Международный опыт построения национальной инновационной системы практика и уроки для России.docx

— 101.04 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Характеризуя переход  мировой экономики на инновационный  путь развития, исследователи говорят  о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний», «новой экономики» и др. Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития фиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода.

Первое. Мировая экономика  переживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому – востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.

Второе. Возникла такая экономическая  категория, как «человеческий капитал». Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтому возникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб национальных инновационных систем (далее – НИС)от этого вида конкуренции.

Третье. «Провалы рынка» в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций.

Но вне зависимости  от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признает, что изменился тип воспроизводства, основной чертой которого становится развитие национальных инновационных систем.

Обычно НИС характеризуют  как совокупность предприятий и  организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности. Под НИС также понимают «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности»1.

Таким образом, НИС – это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы, в рамках проводимой государством политики.

Глобальный экономический  кризис, охвативший значительную часть  мира, выявил относительно небольшую  группу стран, которые благодаря  работоспособнойНИС продемонстрировали гибкость и тенденцию к долгосрочному росту.

Данный факт объясняется  в трудах известного экономистаРобертаСолоу, который в 1987 году был награжден Нобелевской премией за исследования в этой области.2Он доказал, что, хотя капитал и трудовые ресурсы определённо важны для экономического роста, технологические инновации также являются существенным фактором, который необходимо включить в модель роста. В своей работе он выявил, что производительность, находящаяся в прямой зависимости от технологических инноваций, отвечает более чем за половину достижений экономического роста США.

Представление об инновациях как о главном факторе развития общества не означает приуменьшения роли фискальной политики, правового регулирования, образования, прав человека и административных барьеров. Напротив, эти элементы чрезвычайно важны для экономического роста и тесно связаны с инновационными возможностями. Например, успешность новых компаний зависит от уровня налогообложения и административных барьеров, от законодательства о банкротстве, а также от многих культурных факторов.

По мере перехода к инновационной  экономике, а также в связи  с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Литература о мировом  развитии полна историй о том, почему некоторым странам и регионам не удается достичь успеха и какое отношение к этому имеет государственная политика. В реферате проанализирована роль государства в развитии некоторых весьма успешных стран в контексте инноваций. В нём также рассматриваются некоторые политические меры, которые могут и – что, возможно, более важно – не могут быть применены при построении НИС в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ИЗРАИЛЕ

 

 

Многие аспекты истории  экономического развития Израиля восходят к формированию современного еврейскогогосударства. В конце XIX – начале XX века Палестина, входившая в состав Османской империи, выделила еврейскимпоселенцам и иммигрантам, скрывавшимся от преследований в Европе и других странах мира, бесплодные, засушливые земли. Поселенцы были родом из разных мест; среди них оказались врачи, учёные, инженеры, которые уделялиповышенное внимание образованию, что привело к появлению полноценных высших учебных заведений – например, института Вейцмана в 1934 году. После принятия Организацией Объединенных Наций в 1948 году резолюции оразделе Палестины и образовании государства Израиль соседние арабские страны отказались признать законностьэтого решения и объявили Израилю войну. Образование, иммиграция и реакция на постоянно существующую угрозувкупе с гибкостью и честолюбием создали контекст и основу инновационной экономики Израиля.

С момента появления государства  Израиль его правительство стало  проводить интервенционистскую  и протекционистскую экономическую  политику, уделяя особое внимание военной безопасности, экономической стабильностии продолжающейся ассимиляции иммигрантов. Изначально в целях обеспечения стабильности израильское правительство старалось добиться полной занятости населения, и государство во многом воспринималось как социалистическое. Как станет ясно позднее, правительство Израиля сыграло важную роль в эволюции экономики, проводя,в частности, политику поддержки развития текстильной промышленности. Однако менее известно стремление политических лидеров страны к развитию частной экономики, основанной на малых предприятиях: в ту пору, в 1960-хгодах, важным конъюнктурным соображением было оказание поддержки развитию оборонных технологий.

Создание израильской  военной промышленности, фактически положившее начало развитию высокотехнологичного сектора экономики страны, сами израильтяне приписывают Шарлю де Голлю, с 1959 по 1969 год занимавшемупост президента Франции. В первые годы существования Израиля Франция была его ближайшим союзником. Израиль не только закупал у Франции крупное вооружение (танки, корабли, самолеты) – французские и израильскиеинженеры проводили совместные исследования и разработки для модификации, адаптации, а иногда и совершенствования французских систем вооружения с целью обеспечения безопасности Израиля. Тем не менее послеШестидневной войны, в 1968 году, Франция объединилась с арабскими странами и неожиданно ввела эмбарго напоставки оружия в Израиль. Таким образом, Израиль оказался лишен возможности получать готовые системы вооружения из других стран.3

И хотя израильтяне чувствовали  себя преданными союзником, действия Франции стали одним из основных локомотивов создания новой экономики страны. Столкнувшись с нехваткой технологий и постоянной военной угрозой,Израиль вложил огромные деньги в исследования и разработки с целью создания собственной высокотехнологичной оборонной промышленности. Побочным продуктом этой работы стало развитие крупных платформ и систем вдругих сферах. Мощные инвестиции значительно увеличили потребность в высококвалифицированных учёных иинженерах и привели к повышению их зарплат.

Несмотря на то, что в Израиле существовало несколько гражданских исследовательских центров, они не соответствовали растущим потребностям в оборонных технологиях. Для этих целей правительство Израиля создало RAFAEL (аббревиатура, на иврите означающая «Организация по развитию вооружения»)– научно-производственное объединение, занимающееся разработкой высокотехнологичных систем и базисныхтехнологий. RAFAEL была учреждена при Министерстве обороны и, учитывая исключительные отношения этоговедомства с Министерством промышленности и торговли и Министерством финансов, превратилась в уникальнуюорганизацию с разнообразными функциями.

RAFAEL стала не только  местом, где учёные и инженеры  проводили передовые технологические  исследования, –она представляла собой аккредитованное учебное заведение, которое осуществляло подготовку кадров, присваивало учёные степени инженерам и специалистам в области прикладных наук, а также финансировало дальнейшееобразование выпускников в Израиле и других странах. Наличие квалифицированных исследователей,работавших над чётко поставленной прикладной задачей, со временем позволило организации стать «теплицей» для высокотехнологичных малых предприятий. Организация также занималась созданием и развитием несколькихсхожих объединений, например МАМРАМ – компании по разработке ЭВМ военного назначения, которые в своюочередь способствовали созданию высокотехнологичных предприятий.

В 1966 году, учитывая успехи в  технологическом развитии, достигнутые благодаря деятельности RAFAEL, и недостаточный прогресс в научно-техническом развитии гражданской инфраструктуры, израильское правительствоучредило так называемый комитет Качальского. Целью этой организации, возглавлявшейся выдающимися учёными,была критическая оценка структуры и организации учреждений, занимавшихся исследованиями и разработками,основных спонсоров R&D, а также 14 гражданских научно-исследовательских организаций Израиля. Значимость деятельности комитета особенно возросла с началом войны.

Столкнувшись с неизбежностью  военной агрессии со стороны Египта, Иордании и Сирии, Израиль нанес  упреждающие удары на трёх фронтах. Эта военная кампания 1967 года, вошедшая в историю как Шестидневная война,принесла Израилю оглушительный военный успех, причины которого, равно как и способы укрепления обороноспособности, привлекли широкое общественное внимание. В связи со сложившейся политической обстановкой доклади рекомендации комитета Качальского, опубликованные в 1968 году, вызвали большой интерес.

В связи с докладом Качальского  и вызванным им резонансом правительство увеличило затраты на R&D и в1968 году учредило Бюро главного ученого (OCS). В то же время оборонный сектор продолжал расти, и в нём появлялись многочисленные новые технологическиеизобретения. Государственная бюрократия, пагубно влияющая на исследовательские организации, оказалась встороне от оборонного сектора, которому удалось достичь невероятных успехов в области развития технологийблагодаря привлечению наиболее талантливых исследователей. Впоследствии им предоставлялась поддержка приорганизации собственных предприятий. Поначалу подобный особый подход допускался просто потому, что научнаякультура воспринималась как «другая», но в 1970-е годы ситуация в экономике в целом стала меняться.

Уход Ицхака Яакова с должности  главного ученого в 1978 году совпал с  усилением экономического кризиса, начавшегося после войны Судного  дня. Несмотря на устойчивое развитие IT-отрасли, вкоторой присутствие многонациональных  корпораций было ощутимым, темпы роста  экономики Израиля значительно  снизились, а количество новыхпредприятий уменьшилось. И хотя OCS способствовало запуску высокотехнологичных стартапов, большая часть егодостижений приписывалась самому Яакову. А та гибкая и легко адаптируемая структура, которая прекрасно работала под руководством Яакова, без сильного лидера стала давать сбои.

Руководство страны, обеспокоенное  ухудшающейся репутацией OCS, стремилось продолжить развитие Израиляв области  высоких технологий и пошло на ряд важных реформ. Во-первых, правительство  обозначило своё намерение поддерживать развитие гражданских технологий, смягчив  доктрину опоры на собственные силы, и отказалосьот разработки дорогостоящего проекта реактивного истребителя «Лави». Более того, в 1984 году правительство приняло закон об исследованиях и разработках, согласно которому первостепенное внимание уделялось разработке иприобретению новейших промышленных технологий других стран, а также обозначило приоритет в области программного обеспечения и формализовало действия и роль OCS в экономике Израиля.

Благодаря этим реформам, а  также благоприятным рыночным факторам рост экономики Израиля продолжился,предпринимательская активность усилилась. Однако развитию новых израильских предприятий постоянно препятствовало одно обстоятельство – отсутствие финансирования компаний на ранней стадии.

Несмотря на эти усилия и неоднократные попытки привлечь венчурный капитал американских инвесторов, новым малым предприятиям Израиля, как правило, не хватало средств на финансирование передовыхтехнологий (особенно если они не приносили немедленный доход). Впервые Министерство финансов обратило вниманиена эту проблему, учредив программу Inbal, нацеленную на поддержку развития частного венчурного капитала в Израиле. Программа обеспечивала страхование венчурных фондов на Фондовой бирже Тель-Авива, страхуя до 70 % ихстоимости на момент первоначального размещения акций. В рамках Inbal было организовано четыре фонда, но онибыли относительно малы и «чрезмерно бюрократичны», а главное, не содействовали управлению стартапами и организации сетей продаж, характерным для американского венчурного капитала, а вместо этого сосредоточились начисто финансовых аспектах инвестиций.4

Фонд Yozma был создана OCS в 1992 году с целью поддержания рынка  венчурного капитала Израиля и исправления  ситуации, сложившейся в результате неудачи программы Inbal. Наиболее важными задачами Yozma былиувеличение количества инвесторов и общего размера венчурного капитала, доступного для израильских предприятий, создание профессионального венчурного капитала, который сможет не только предоставлять предприятиям финансирование на ранней стадии, но и обеспечивать административную и операционнуюподдержку.

Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы