Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат
По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.
Ключевые институциональные элементы НИС Израиля представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые институциональные элементы
(переход к инновационной экономике начат в 1968 году)
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
RAFAEL |
В 1948 году правительством Израиля |
Занимается разработкой оружия и военной техники. Организация RAFAEL является подразделением Министерства обороны Израиля и считается правительственной организацией |
Discount Investment Corporation, DIC |
В 1961 году семейством Реканати, владельцами израильского банка «Дисконт» |
Одна из наиболее крупных холдинговых компаний прямого инвестирования в Израиле |
Бюроглавногоученого (Offi ce of the Chief Scientist, OCS) |
В 1968 году правительством Израиля при Министерстве промышленности и торговли |
Осуществляет правительственную политику, нацеленную на поддержку промышленных исследований и разработок. На конкурсной основе предоставляет гранты на исследования и разработки на сумму около 1,3 млрд израильских шекелей в год |
Американо-израильский межгосударственный фонд исследований
и разработок в промышленности ( |
В 1977 году правительствами США и Израиля |
Финансирует американских и израильских специалистов, занимающихся разработкой и коммерциализацией продуктов гражданского назначения. Основной доход фонд BIRD получает в виде процентов с капитала в 110 млн долларов США, предоставленного в эндаумент правительствами США и Израиля. Дополнительное финансирование поступает за счёт возврата средств компаниями, принимающими участие в успешных проектах, спонсируемых BIRD |
Программа технологических инкубаторов |
В 1990 году OCS |
Предоставляет
поддержку предпринимателям, |
MAGNET |
В 1992 году правительством Израиля при участии OCS |
Научно-исследовательская программа, разработанная для решения общих технологических проблем малых предприятий, оптимизации использования научных исследований и распределения их результатов.Изначально из бюджета программы MAGNET покрывалась значительная часть (до 66 %) расходов на исследования; остальная часть финансировалась промышленными компаниями. Спонсирование предоставляется в виде грантов и не требует возмещения |
Продолжение таблицы 1
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Yozma |
В 1993 году OCS |
Стимулирует и поддерживает рынок венчурного капитала Израиля. С момента учреждения группа Yozma привлекла в два своих фонда более 170 млн долларов США |
Yozma II |
В 1998 году Yozma |
Продолжает стратегию Yozma, направленную на привлечение прямых инвестиций в технологические компании. Повышает эффективность деятельности за счёт найма высшего руководства, формирования бизнес-стратегий, привлечения дополнительного финансирования и поиска инвесторов |
По общему мнению, деятельность Yozma оказалась весьма успешной. В соответствии с планом было создано 10фондов, каждый из которых имел капитал свыше 20 млн. долларов США. Позднее, в 1998 году, при поддержке известных американских и европейских венчурных компаний был создан фонд Yozma II. В настоящее время в распоряжении двух этих фондов находится более 170 млн. долларов США. К тому же они обладают возможностью предоставлять компаниям значимую поддержку посредством «найма высшего руководства, формирования бизнес-стратегий,привлечения дополнительного финансирования, поиска стратегических и финансовых инвесторов»5– в основномпри помощи партнёрских венчурных компаний из США.
Особенности инновационной экосистемы Израиля.
Шестьдесят два года развития
частно-государственного партнёрства
и законодательства, а также решительность
и предпринимательский дух
Несмотря на то, что Израиль (по большей части) извлёк выгоду из постоянного притока эмигрантов, которые зачастую имели прекрасное образование, навыки и опыт, одной лишь эмиграцией объяснить феномен Израиля нельзя.
Учреждение, развитие и оценку государственных программ, сыгравших ключевую роль в технологическом и экономическом развитии Израиля, можно разделить на три основных периода.6
1. Изначально принятая Вооруженными силами Израиля политика опоры на собственные силы, которая способствовала ранним инвестициям в науку и технологии и организации таких учреждений, как RAFAEL, нацеленных на развитие передовых технологий и предоставление современного образования учёным и инженерам.
2. Создание и развитие таких институтов развития, как OCS и BIRD, которые помогли израильским компаниям получить сведения о структуре и динамике рынков США, привлечь инвестиции транснациональных высокотехнологических компаний, наладить международные связи и заложить основу развития собственных стартапов.
3. Нацеленная на поощрение и поддержку новых предприятий современная инновационная политика, в рамках которой особое внимание уделяется созданию и развитию национального рынка венчурного капитала.
А также другие программы,
предоставляющие новым
Достижения инновационной экосистемы Израиля.
Посредством оборонных программ
и учреждений, получавших финансирование
от государства, таких как RAFAEL, МАМРАМ
и другие центры технологических разработок,
созданные позднее при Вооруженных силах
Израиля, правительству удалось привлечь
на отечественный рынок высококвалифицированных
специалистов. Более того, высшие учебные
заведения Израиля и смешанные научно-производственно-
Постоянная внешняя угроза безопасности страны и уверенное руководство создали в рамках RAFAEL, OCS, BIRD и других научно-исследовательских учреждений культуру, ориентированную на определенную миссию.
В отличие от более традиционного кластерного подхода, OCS и BIRD придерживались «нейтральной горизонтальной политики», разработанной для развития общих инноваций, изучения рынков США и удовлетворения потребностей самих предпринимателей. Как правило, финансовая поддержка была направлена на развитие отношений между израильскими предприятиями и более крупными, многонациональными, компаниями преимущественно из США.
Высокотехнологичные многонациональные
компании из США охотно сотрудничали
с израильскими предприятиями не
только благодаря щедрому
Рост числа рабочих
мест в Израиле и уровень
Политика стимулирования
роста предпринимательской
2. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
ФИНЛЯНДИИ
Основа современной
В то же время региональные правительства осознали связь между инновациями и экономическимивозможностями и приступили к созданию университетов и политехнических институтов. Некоторыеобразовательные учреждения создавались с нуля, другие изначально представляли собой филиалы болеекрупных институтов, расположенных в Хельсинки, и постепенно становились независимыми. И хотя эти мерыеще не означали наступления эры национальной инновационной политики, а экономические преимуществаданных действий не вели к немедленным результатам, они заложили основу дальнейшего слияниянациональной политики с инициативами на местах.8
Первый национальный сдвиг
в сторону инноваций произошел
в конце 1960-х. Правительство осознало,что
экономика, большей частью зависимая
от экспорта сырья или минимально
переработанных материалов,не приведёт
к достижению таких стандартов жизни,
как у более развитых соседних
стран. Принятие политического решения
совпало с давлением, оказываемым Организацией
экономического сотрудничестваи развития
(ОЭСР), членом которой Финляндия стала
в 1969 году, вынуждавшим к использованию
наукив целях социального развития.9 Так было положено начало амбициозной
государственной программеподдержки
инновационных инициатив, которая включала
в себя следующие ключевые институциональныеорганизационн
Ключевые институциональные элементы НИС Финляндии представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ключевые институциональные элементы
(переход к инновационной экономике начат в 1991 году)
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Технический исследовательский центр Финляндии VTT |
В 1942 году правительством страны |
Крупнейшее |
Sitra, или Национальный фонд исследований и разработок |
В 1967 году парламентом Финляндии |
Квазинезависимый национальный инвестиционный фонд, созданный для спонсирования компаний и проектов, занимающихся коммерциализацией технологий и венчурным финансированием. Источником финансирования фонда Sitra являются поступления от прибыли спонсируемых проектов |
Корпорация Nokia |
В 1967 году основана в результате слияния компаний NokiaAb, Finnish RubberWorks и FinnishCableWorks; реформирована в начале 1990-х |
Телекоммуникационный гигант, реформированный при активном участии правительства и его институтов развития |
Академия наук Финляндии |
В 1970 году при Министерстве образования для консультирования правительства по научным вопросам |
Правительственная организация, финансирующая научные исследования в Финляндии. Ежегодно академия выделяет свыше 260 млн. евро на финансирование финских научно-исследовательских проектов. Более 5 тыс. учёных осуществляют проекты при поддержке академии |
Продолжение таблицы 2
Институт |
Когда и кем учреждён |
Описание |
Технопарки / инкубаторы |
В 1982 году в рамках федеральных проектов |
Предоставляют компаниям коммерческую поддержку, инфраструктуру и услуги. Первым из них стал TechnopolisOulu. В настоящее время большинство инкубаторов – частные проекты, работающие в режиме самоокупаемости |
Tekes, или Финская организация по финансированию технологий и инноваций |
В 1983 году при Министерстве промышленности и торговли |
Основная государственная |
Совет по исследованиям и инновациям (Researchand Innovation Council, RIC) |
В 1987 году премьер- министром как совет по научной и технологической политике |
Этот совещательный орган при правительстве контролирует достижения в сфере исследований и разработок, науки и технологии в более общем плане, включая влияние данных достижений на экономику Финляндии. На 100 % финансируется правительством. В основном средства идут на администрирование и подготовку политических анализов. Совет по научной и технологической политике также спонсирует исследовательские и оценочные проекты, связанные с политикой в области науки и технологии |
Программа экспертных центров |
В 1994 году правительством страны в рамках закона о региональном развитии 1990 года |
Способствует продвижению |
Программа региональных центров |
В 2001 году правительством страны |
Восполняет пробелы программы
экспертных центров и других инициатив,
направленных на индустриальное развитие.
Способствует повышению |
Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы