Международный опыт построения национальной инновационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

По мере перехода к инновационной экономике, а также в связи с нарастающей глобализацией страны и регионы сталкиваются и с новыми проблемами, и с возрастающими возможностями успеха начинающих компаний. В будущем, когда мир перейдёт к следующей за экономическим спадом фазе развития, инновации продолжат играть важную роль, так как страны стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Работа содержит 1 файл

Международный опыт построения национальной инновационной системы практика и уроки для России.docx

— 101.04 Кб (Скачать)

Ключевые институциональные  элементы НИС Израиля представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Ключевые институциональные  элементы

(переход к инновационной  экономике начат в 1968 году)

 

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

RAFAEL

В 1948 году правительством Израиля

Занимается  разработкой оружия и военной  техники. Организация RAFAEL является подразделением Министерства обороны Израиля и считается правительственной организацией

Discount Investment Corporation,

DIC

В 1961 году семейством Реканати, владельцами  израильского банка «Дисконт»

Одна  из наиболее крупных холдинговых  компаний

прямого инвестирования в Израиле

Бюроглавногоученого (Offi

ce of the Chief Scientist, OCS)

В 1968 году правительством

Израиля при Министерстве промышленности и торговли

Осуществляет  правительственную политику, нацеленную на поддержку промышленных исследований и разработок. На конкурсной основе предоставляет гранты на исследования и разработки на сумму около 1,3 млрд израильских шекелей в год

Американо-израильский

межгосударственный фонд исследований и разработок в промышленности (BinationalIndustrialResearchandDevelopmentFoundation, BIRD)

В 1977 году правительствами

США и Израиля

Финансирует американских и израильских специалистов, занимающихся разработкой и коммерциализацией продуктов гражданского назначения. Основной доход фонд BIRD получает в виде процентов с капитала в 110 млн долларов США, предоставленного в эндаумент правительствами США и Израиля. Дополнительное финансирование поступает за счёт возврата средств компаниями, принимающими участие в успешных проектах, спонсируемых BIRD

Программа технологических

инкубаторов

В 1990 году OCS

Предоставляет поддержку предпринимателям,занимающимся разработкой инновационных технологий и учреждением компаний по их коммерциализации

MAGNET

В 1992 году правительством Израиля при участии OCS

Научно-исследовательская  программа, разработанная для решения общих технологических проблем малых предприятий, оптимизации использования научных исследований и распределения их результатов.Изначально из бюджета программы MAGNET покрывалась значительная часть (до 66 %) расходов на исследования; остальная часть финансировалась промышленными компаниями. Спонсирование предоставляется в виде грантов и не требует возмещения


Продолжение таблицы 1

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Yozma

В 1993 году OCS

Стимулирует и поддерживает рынок венчурного капитала Израиля. С момента учреждения группа Yozma привлекла в два своих фонда более 170 млн долларов США

Yozma II

В 1998 году Yozma

Продолжает  стратегию Yozma, направленную на привлечение  прямых инвестиций в технологические компании. Повышает эффективность деятельности за счёт найма высшего руководства, формирования бизнес-стратегий, привлечения дополнительного финансирования и поиска инвесторов


 

 

По общему мнению, деятельность Yozma оказалась весьма успешной. В  соответствии с планом было создано 10фондов, каждый из которых имел капитал  свыше 20 млн. долларов США. Позднее, в 1998 году, при поддержке известных американских и европейских венчурных компаний был создан фонд Yozma II. В настоящее время в распоряжении двух этих фондов находится более 170 млн. долларов США. К тому же они обладают возможностью предоставлять компаниям значимую поддержку посредством «найма высшего руководства, формирования бизнес-стратегий,привлечения дополнительного финансирования, поиска стратегических и финансовых инвесторов»5– в основномпри помощи партнёрских венчурных компаний из США.

Особенности инновационной  экосистемы Израиля.

Шестьдесят два года развития частно-государственного партнёрства  и законодательства, а также решительность  и предпринимательский дух народа Израиля принесли поистине удивительные результаты. Израиль достиг передовых технологических позиций в области микроэлектроники, широкополосных городских сетей, сетевых устройств, маршрутизаторов, передачи голоса по IP, программного обеспечения, мобильных технологий и т. п. В Израиле не только одни из самых высоких в мире темпы устойчивого экономического роста (с момента основания государства), но и самый высокий в мире уровень предпринимательской активности на душу населения.

Несмотря на то, что Израиль (по большей части) извлёк выгоду из постоянного притока эмигрантов, которые зачастую имели прекрасное образование, навыки и опыт, одной лишь эмиграцией объяснить феномен Израиля нельзя.

Учреждение, развитие и оценку государственных программ, сыгравших  ключевую роль в технологическом  и экономическом развитии Израиля, можно разделить на три основных периода.6

1. Изначально принятая Вооруженными силами Израиля политика опоры на собственные силы, которая способствовала ранним инвестициям в науку и технологии и организации таких учреждений, как RAFAEL, нацеленных на развитие передовых технологий и предоставление современного образования учёным и инженерам.

2. Создание и развитие таких институтов развития, как OCS и BIRD, которые помогли израильским компаниям получить сведения о структуре и динамике рынков США, привлечь инвестиции транснациональных высокотехнологических компаний, наладить международные связи и заложить основу развития собственных стартапов.

3. Нацеленная на поощрение и поддержку новых предприятий современная инновационная политика, в рамках которой особое внимание уделяется созданию и развитию национального рынка венчурного капитала.

А также другие программы, предоставляющие новым предприятиям услуги, техническую поддержку и  доступ к исследовательским проектам.

Достижения инновационной  экосистемы Израиля.

Посредством оборонных программ и учреждений, получавших финансирование от государства, таких как RAFAEL, МАМРАМ и другие центры технологических разработок, созданные позднее при Вооруженных силах Израиля, правительству удалось привлечь на отечественный рынок высококвалифицированных специалистов. Более того, высшие учебные заведения Израиля и смешанные научно-производственно-образовательные учреждения (RAFAEL) способствовали подготовке специалистов в необходимых областях.

Постоянная внешняя угроза безопасности страны и уверенное  руководство создали в рамках RAFAEL, OCS, BIRD и других научно-исследовательских учреждений культуру, ориентированную на определенную миссию.

В отличие от более традиционного  кластерного подхода, OCS и BIRD придерживались «нейтральной горизонтальной политики», разработанной для развития общих  инноваций, изучения рынков США и  удовлетворения потребностей самих  предпринимателей. Как правило, финансовая поддержка была направлена на развитие отношений между израильскими предприятиями и более крупными, многонациональными, компаниями преимущественно из США.

Высокотехнологичные многонациональные  компании из США охотно сотрудничали с израильскими предприятиями не только благодаря щедрому финансированию и государственной поддержке  исследований и разработок – их привлекала и привлекает высокая  квалификация израильской рабочей  силы.

Рост числа рабочих  мест в Израиле и уровень предпринимательства  стали мощным стимулом для возвращения  высококвалифицированных израильтян, проживавших в других странах.

Политика стимулирования роста предпринимательской культуры, одним из важнейших аспектов которой является развитие рынка венчурного капитала в Израиле при поддержке американских венчурных компаний, направлена на поддержание высокотехнологичных предприятий. Несмотря на то что первые попытки создания рынка венчурного капитала успехом не увенчались (программа Inbal), благодаря детальному изучению опыта американских венчурных компаний, а также налогового законодательства США и реализации программы привлечения американских специалистов в области венчурного капитала (Yozma) израильтяне достигли невероятных успехов.

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

ФИНЛЯНДИИ

 

Основа современной инновационной  системы Финляндии стала формироваться еще в 50–60-е годы. В течениедолгого времени правительство поощряло региональные экономические программы, но такая политикавсе-таки больше внимания уделяла производству, а не высокотехнологичным исследованиям и разработкам. Технологическое развитие не входило в ряд первоочередных задач, и инициативы не получали продолжения врамках всеобъемлющей инновационной системы18.7

В то же время региональные правительства осознали связь между  инновациями и экономическимивозможностями и приступили к созданию университетов и политехнических институтов. Некоторыеобразовательные учреждения создавались с нуля, другие изначально представляли собой филиалы болеекрупных институтов, расположенных в Хельсинки, и постепенно становились независимыми. И хотя эти мерыеще не означали наступления эры национальной инновационной политики, а экономические преимуществаданных действий не вели к немедленным результатам, они заложили основу дальнейшего слияниянациональной политики с инициативами на местах.8

Первый национальный сдвиг  в сторону инноваций произошел  в конце 1960-х. Правительство осознало,что  экономика, большей частью зависимая  от экспорта сырья или минимально переработанных материалов,не приведёт к достижению таких стандартов жизни, как у более развитых соседних стран. Принятие политического решения совпало с давлением, оказываемым Организацией экономического сотрудничестваи развития (ОЭСР), членом которой Финляндия стала в 1969 году, вынуждавшим к использованию наукив целях социального развития.9 Так было положено начало амбициозной государственной программеподдержки инновационных инициатив, которая включала в себя следующие ключевые институциональныеорганизационные элементы.

Ключевые институциональные  элементы НИС Финляндии представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Ключевые институциональные  элементы

(переход к инновационной  экономике начат в 1991 году)

 

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Технический

исследовательский центр Финляндии VTT

В 1942 году правительством страны

Крупнейшее мультидисциплинарное прикладное исследовательское учреждение Северной Европы. Агент по передаче технологий, технологических преобразований и организации международных программ

Sitra, или  Национальный фонд исследований и разработок

В 1967 году парламентом Финляндии

Квазинезависимый национальный инвестиционный фонд, созданный для спонсирования компаний и проектов, занимающихся коммерциализацией технологий и венчурным финансированием. Источником финансирования фонда Sitra являются поступления от прибыли спонсируемых проектов

Корпорация Nokia

В 1967 году основана в результате слияния компаний NokiaAb, Finnish

RubberWorks и FinnishCableWorks; реформирована в начале 1990-х

Телекоммуникационный гигант, реформированный при активном участии правительства и его институтов развития

Академия  наук Финляндии

В 1970 году при Министерстве образования для консультирования правительства по научным вопросам

Правительственная организация, финансирующая научные исследования в Финляндии. Ежегодно академия выделяет свыше 260 млн. евро на финансирование

финских научно-исследовательских  проектов. Более 5 тыс. учёных осуществляют проекты при поддержке академии


Продолжение таблицы 2

 

Институт

Когда и кем

учреждён

Описание

Технопарки / инкубаторы

В 1982 году в рамках

федеральных проектов

Предоставляют компаниям коммерческую поддержку, инфраструктуру и услуги. Первым из них стал TechnopolisOulu. В настоящее время большинство инкубаторов – частные проекты, работающие в режиме самоокупаемости

Tekes, или  Финская

организация по

финансированию

технологий и инноваций

В 1983 году при Министерстве промышленности и торговли

Основная государственная организация  Финляндии, финансирующая исследования, разработки, инновации и региональное развитие. Как правило, финансирование Tekes предоставляется в виде ссуд под низкие проценты или грантов. В 2009 году бюджет на научно-исследовательские проекты Tekes составил 579 млн. евро

Совет по исследованиям и инновациям (Researchand

Innovation Council, RIC)

В 1987 году премьер-

министром как совет по

научной и технологической политике

Этот совещательный орган при  правительстве контролирует достижения в сфере исследований и разработок, науки и технологии в более общем плане, включая влияние данных достижений на экономику Финляндии. На 100 % финансируется правительством. В основном средства идут на администрирование и подготовку политических анализов. Совет по научной и технологической политике также спонсирует исследовательские и оценочные проекты, связанные с

политикой в области науки и  технологии

Программа экспертных центров

В 1994 году правительством страны в рамках закона о региональном развитии 1990 года

Способствует продвижению регионов, которые могут быть конкурентоспособными на международном рынке

Программа региональных центров

В 2001 году правительством страны

Восполняет пробелы программы  экспертных центров и других инициатив, направленных на индустриальное развитие. Способствует повышению конкурентоспособности  регионов Финляндии

Информация о работе Международный опыт построения национальной инновационной системы