Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 05:08, курсовая работа

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров и рабочей силы, но и капиталов. За последние 20 лет возникла фактически новая мировая кредитно-финансовая система со своими центрами международного капитала, с новой системой расчетов, когда на компьютерах ежедневно осуществляются международные расчеты на гигантские денежные суммы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА...5
1.1. Сущность и формы движения капитала…………………………………….5
1.2. Кейнсианская концепция ……………………………………………………7
1.3. Современные особенности и тенденции в международном движении капитала…………………………….…………………………………………….10
ГЛАВА 2. КЫРГЫЗСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА
2.1. Анализ иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики
2.2. Специфика участия Кыргызстана в международном движении капитала
ГЛАВА 3. ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ…………………..18
3.1. Понятие и способы осуществления прямых зарубежных инвестиций….18
3.2. Влияние прямых зарубежных инвестиций на страну базирования и принимающую страну…………………………………………………………...18
3.3. Международные корпорации………………………………………………20
3.4. Портфельные зарубежные инвестиции и международный кредит……...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..30

Работа содержит 1 файл

Международное движение капитала и зарубежные инвестиции.docx

— 129.74 Кб (Скачать)

       При исчислении в процентах инвестиций к валовому внутреннему продукту самый большой приток капитала в  конце 90-х годов был в Бельгии  и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.

       В соответствии с той же методикой  исчисления в мировой классификации  крупнейшими "донорами" капитала во второй половине 90-х годов являлись Япония (53%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными "заемщиками" - США (27%), Великобритания, Мексика и  Саудовская Аравия.

       Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов - США и Западной Европы, затрагивают  одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.

       Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в  предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к  прямым инвестициям. Начиная с 50-х  годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг.

       В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу  услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в  обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и ФРГ, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций после США, доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась в начале 90-х  годов к 50 процентам.

       Весьма  заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового  рынка в движении капитала. Еще  в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу десятилетия. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где  обосновался громадный частный  капитал: 555 млрд. долл. банковских денег  против 2,3 трлн. долл. на рынках капитала.

       В 90-е годы проявилась основная особенность  процесса интернационализации рынков капитала. Она заключается в том, что, если в 70-80-х годах процесс  интернационализации охватывал  преимущественно развитые государства  рыночной экономики, то в 90-е годы он распространился на развивающиеся  страны, прежде всего государства  Юго-Восточной Азии и Латинской  Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения  и ростом их кредитоспособности, развитием  национальных финансовых рынков.

       Важной  чертой 80-х и начала 90-х годов  является активизация миграции капитала между развивающимися странами и, в  особенности, между "новыми индустриальными  странами" и остальным развивающимся  миром. По-прежнему активна на рынке  капиталов Организация стран - экспортеров  нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные  вложения достигают 30 млрд. долларов.

       В 90-е годы рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся  страны, главным образом, из промышленно  развитых стран. Основной поток инвестиций сконцентрирован в 10-15 развивающихся  странах Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в  привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала.

       Развивающиеся страны, относящиеся к категории  беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой  интерес для инвесторов из промышленно  развитых стран. На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся  часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-е годы доля самых слаборазвитых  стран составляла всего 5-6 процентов  общего потока заграничных инвестиций.

       Важная  особенность современных процессов  миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его  привлечение. В особенности за привлечение  капитала в текстильную и швейную  промышленность развивающихся и  бывших социалистических стран.

       В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических  реформ государства. Это общая тенденция, характерная для движения частного капитала в мировом хозяйстве, вне  зависимости от географических или  политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический  риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для  частного капитала вне зависимости  от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся  странах.

       Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последней трети XX столетия, является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам. Так, в 2004 г. было отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен.

       Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем  стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в  отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в  его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство  оставляет за собой право принимать  любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в  экономике. Характерно, что вывоз  капитала за границу регулируется в  меньшей степени, чем приток иностранных  капиталов.

       Государство использует следующие меры регулирования:

1) методы  финансового воздействия: ускоренная  амортизация, налоговые льготы, предоставление  субсидий, займов, страхование и  гарантирование кредитов;

2) нефинансовые  методы: предоставление земельных  участков, обеспечение необходимой  инфраструктуры, оказание технической  помощи.

       В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером  по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования  прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: государственном и местном (штаты, округа, города). В сферу государственного регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

       На  местном уровне осуществляется регулирование  в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны  полномочия и в антитрестовском  законодательстве. В целом же возможности  местных администраций по регламентации  деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном  уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные  штаты страны предусматривают: различные  налоговые льготы, субсидии, займы  по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство  или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

       Важным  практическим документом по регулированию  иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации  Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В  этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе  использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие  инвестиционные принципы:

· транспарентность;

· недискриминационный подход к странам-донорам; - национальный режим для иностранных инвесторов;

· инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;

·минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

· отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;

· обеспечение регистрации и конвертируемости;

· устранение барьеров при вывозе капитала;

· избежание двойного налогообложения;

· соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;

· разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;

·разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж.

       Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение  инвестиций меньшее влияние, чем  факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.

       Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы  представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных  показателей того, насколько в  той или иной стране государство  активно вмешивается в отношения  хозяйствующих субъектов.

       Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где  возможно подобное вмешательство:

· торговая политика;

· налогообложение;

· монетарная политика;

· функционирование банковской системы;

· правовое регулирование иностранных инвестиций;

· права собственности;

· доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;

· политика экономического стимулирования;

· масштабы существующего в стране черного рынка;

· ценообразование и регулирование заработной платы.

       По  каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства  в экономику (см. рис. 3).

       По  результатам исследования за 2005 год наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.

 

ГЛАВА 2. КЫРГЫЗСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ  ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА

2.1. Анализ иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики

       Общий анализ прямых иностранных инвестиций в сравнении I квартала 2009 года с  аналогичным периодом 2008 года указывает  прирост инвестиций на 15 процентов  по всем видам экономической деятельности в Кыргызской Республике. Однако в  настоящее время инвестиционный климат по итогам II квартала этого года имеет тенденцию к ухудшению. По предварительным прогнозам, фактор внутриполитической нестабильности в  Кыргызстане в определенной мере будет влиять и на инвестиционную привлекательность в наилучшем  случае в течение двух-трех лет, в  наихудшем варианте – 5-7.

       Несмотря  на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным.  Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития.  Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами. 

Информация о работе Международное движение капитала