Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 05:08, курсовая работа
Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров и рабочей силы, но и капиталов. За последние 20 лет возникла фактически новая мировая кредитно-финансовая система со своими центрами международного капитала, с новой системой расчетов, когда на компьютерах ежедневно осуществляются международные расчеты на гигантские денежные суммы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА...5
1.1. Сущность и формы движения капитала…………………………………….5
1.2. Кейнсианская концепция ……………………………………………………7
1.3. Современные особенности и тенденции в международном движении капитала…………………………….…………………………………………….10
ГЛАВА 2. КЫРГЫЗСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА
2.1. Анализ иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики
2.2. Специфика участия Кыргызстана в международном движении капитала
ГЛАВА 3. ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ…………………..18
3.1. Понятие и способы осуществления прямых зарубежных инвестиций….18
3.2. Влияние прямых зарубежных инвестиций на страну базирования и принимающую страну…………………………………………………………...18
3.3. Международные корпорации………………………………………………20
3.4. Портфельные зарубежные инвестиции и международный кредит……...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..30
При исчислении в процентах инвестиций к валовому внутреннему продукту самый большой приток капитала в конце 90-х годов был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.
В соответствии с той же методикой исчисления в мировой классификации крупнейшими "донорами" капитала во второй половине 90-х годов являлись Япония (53%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными "заемщиками" - США (27%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.
Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов - США и Западной Европы, затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.
Среди
современных тенденций вывоза капитала
следует выделить растущее значение
экспорта производительного капитала.
Произошел отход от участия в
предпринимательской
В
последние два десятилетия
Весьма заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу десятилетия. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских денег против 2,3 трлн. долл. на рынках капитала.
В
90-е годы проявилась основная особенность
процесса интернационализации рынков
капитала. Она заключается в том,
что, если в 70-80-х годах процесс
интернационализации охватывал
преимущественно развитые государства
рыночной экономики, то в 90-е годы он
распространился на развивающиеся
страны, прежде всего государства
Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки. Это связано с ростом
их внутреннего финансового
Важной чертой 80-х и начала 90-х годов является активизация миграции капитала между развивающимися странами и, в особенности, между "новыми индустриальными странами" и остальным развивающимся миром. По-прежнему активна на рынке капиталов Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные вложения достигают 30 млрд. долларов.
В
90-е годы рекордные объемы прямых
инвестиций поступили в развивающиеся
страны, главным образом, из промышленно
развитых стран. Основной поток инвестиций
сконцентрирован в 10-15 развивающихся
странах Азии и Латинской Америки.
Заметно преуспел Китай как в
привлечении иностранных
Развивающиеся
страны, относящиеся к категории
беднейших, представляют и, по мнению ряда
экспертов, будут представлять небольшой
интерес для инвесторов из промышленно
развитых стран. На долю этих государств
будет приходиться все
Важная
особенность современных
В
90-е годы увеличился поток иностранного
капитала в страны Восточной Европы
и СНГ. Основной поток идет в Венгрию,
Польшу, Чехию. Основную часть получают
наиболее благополучные, сравнительно
далеко продвинувшиеся по пути экономических
реформ государства. Это общая тенденция,
характерная для движения частного
капитала в мировом хозяйстве, вне
зависимости от географических или
политических обстоятельств. Политическая
стабильность, минимальный экономический
риск, максимальная прибыльность являются
незыблемыми ориентирами для
частного капитала вне зависимости
от времени и места его
Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последней трети XX столетия, является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам. Так, в 2004 г. было отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен.
Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы
финансового воздействия:
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: государственном и местном (штаты, округа, города). В сферу государственного регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На
местном уровне осуществляется регулирование
в страховом бизнесе и
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:
· транспарентность;
· недискриминационный подход к странам-донорам; - национальный режим для иностранных инвесторов;
· инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;
·минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;
· отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
· обеспечение регистрации и конвертируемости;
· устранение барьеров при вывозе капитала;
· избежание двойного налогообложения;
· соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;
· разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
·разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж.
Как
свидетельствует практика, политика
стимулирования оказывает на привлечение
инвестиций меньшее влияние, чем
факторы рынка. Экономическая свобода,
беспрепятственное действие рыночных
механизмов являются важнейшими критериями
в привлечении внешних
Разработанный
американскими экономистами интегральный
показатель экономической свободы
представляет собой агрегированную
характеристику десяти различных частных
показателей того, насколько в
той или иной стране государство
активно вмешивается в
Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:
· торговая политика;
· налогообложение;
· монетарная политика;
· функционирование банковской системы;
· правовое регулирование иностранных инвестиций;
· права собственности;
· доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
· политика экономического стимулирования;
· масштабы существующего в стране черного рынка;
· ценообразование и регулирование заработной платы.
По
каждому из десяти показателей страна
может получить оценку от 1 до 5 баллов,
соответствующую наименьшей и наибольшей
степени вмешательства
По результатам исследования за 2005 год наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.
ГЛАВА 2. КЫРГЫЗСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА
2.1. Анализ иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики
Общий
анализ прямых иностранных инвестиций
в сравнении I квартала 2009 года с
аналогичным периодом 2008 года указывает
прирост инвестиций на 15 процентов
по всем видам экономической
Несмотря на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным. Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития. Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.