Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

курсовая ЧР Руфия.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, наша страна-экспортер рабочей силы не готова к резкому росту безработицы. Трудовые мигранты, ранее регулярно  выезжавшие на заработки в Россию и Казахстан, пополняли число  занятого населения.

В-третьих, денежные переводы наших эмигрантов давно стали неотъемлемой частью ВВП страны.  
Эти денежные потоки - важный фактор стабилизации социальной ситуации в стране. Переводы позволяют поддерживать внутренний потребительский спрос, а узбекским семьям не только поддерживать приемлемый уровень жизни, но и оставаться в местах постоянного проживания.6

В любом случае, учитывая возрастающую роль Узбекистана  как регионального, и даже трансрегионального (если иметь в виду Россию, Казахстан, Корею и др.) поставщика трудовых ресурсов, можно ожидать большего внимания как со стороны государственных структур, так и экспертного сообщества к вопросам трудовой миграции.

В целом, трудовая миграция является для Узбекистана  неизбежным и необходимым явлением, естественным следствием объективных  экономических и демографических процессов, происходящих в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно  сделать вывод о том, что подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных МЭО. Без рынка труда сейчас невозможно представить полноценное функционирование мировой экономической системы. Возросшая способность рабочей силы к межстрановым передвижениям обеспечила свободное или относительно свободное предложение рабочей силы независимо от ее национального происхождения в любых точках капиталистической системы мирового хозяйства. По мере глобализации экономики усиливаются и международные миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приобрела большие масштабы и, становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира.

Проблема международной  миграции рабочей силы является комплексной и многогранной, на ее разрешение направлены усилия отдельных государств, универсальных международных и региональных организаций.

Существуют  различные формы и виды международной  трудовой миграции, которые регламентируются законодательно.

Международными  организациями - ООН, ЮНЕСКО, Международной  организации труда (МОТ), Европейского союза и т.д. - принят ряд законодательных  актов в сфере регулирования  международной миграции рабочей  силы. Кроме этого, в каждом государстве  существует собственная нормативно-правовая база, регламентирующая управление миграционными потоками. Она включает в себя комплекс мер административного, экономического и социального характера.

Современное положение  требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

- миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения;

- распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы;

- в настоящее время в мире сложились устоявшиеся центры притяжения рабочей силы и как правило, развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.

Изучение целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать  выводы о том, что:

- государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;

- выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход - разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений;

-существует  четыре основных направления  эмиграционной политики: стимулирование  трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции; - государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Положительные последствия трудовой миграции: здесь, прежде всего, учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным  последствиям трудовой миграции следует  отнести тенденции роста потребления  заработанных за границей средств, желание  скрыть получаемые доходы, «утечку  умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации  отрицательных последствий и  усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Все страны мира в различной степени втянуты  в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит  перед государствами мира, - как  обеспечить свое участие в международном  трудовом обмене, зависящее от различных параметров развития в современных условиях. Участие Узбекистана в этом мировом процессе неизбежно.

Также в курсовой работе я постаралась сравнить уровни миграционных процессов в разных странах мира, определить и описать основные проблемы, связанные с этими процессами. Привела некоторые статистические данные по разным странам. Проанализировала современную миграционную ситуацию Республики Узбекистан, показала необходимость усовершенствования миграционной системы, в целях повышения экономической стабильности страны.

Итогом данного  исследования является определение  международной миграции рабочей  силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных  экономических отношений.

В результате, можно  сделать вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе полностью, цель работы - достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Нормативные правовые акты и нормативные документы

1. Закон «О занятости населения» от 1 мая 1998 г. (№ 616-1).

2. Закон № 408 «О профессиональной деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в республике» (19 октября 1995 г.)

3. Закон № 505 «О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом» (12 ноября 2003 г.).

4. Постановление Кабинета Министров № 353 «О регулировании ввоза и вывоза рабочей силы» (14 июля 1993 г.).

5. Постановление Кабинета Министров РУз. «О мерах по совершенствованию сотрудничества Республики Узбекистан с Европейским Союзом и его государствами-членами» от 22 марта 2004 г. (№ 134)

2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

  1. А. Ахиезер. Миграция и эмиграция.// Свободная мысль, 2003.
  2. Копылов В. А. География населения. Учебное пособие, 2-е изд. - ИТК "Дашков и К" 2008.
  3. Международная трудовая миграция. Учебник, Ивахнюк И.В. - Теис 2007.
  4. Международная экономика. Фигурнова Н. П. - М.: Омега-Л 2005.
  5. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. Овчинский В.С. - сост., серия: "Высшее образование", ИНФРА-М ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ 2004.
  6. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. Зинченко Н. Н. - Внешторгиздат 2003.
  7. Миграция. Сущность и явления. Бондырева С. К., Колесов Д. В. - серия: «Библиотека психолога», МПСИ, 2004.
  8. Миграция: конфликтное измерение. Учебник, Дмитриев А.В., - Альфа, 2006г.
  9. Рыбаковский Л.Л., Борисов В.А. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. Демография 2001.
  10. Трудовая миграция в Республике Узбекистан: социальные, правовые и гендерные аспекты. Т. 2008.
  11. Трудовая миграция и экономический потенциал района. Г. Бояркин, Человек и труд, 2004.

3. Статьи в научных сборниках и периодической печати

  1. А.Вишневский, Ж.Зайончковская. Миграция из СНГ. Демографические тетради, Вып.1, М., 1991.
  2. Биффель Г. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы.– Проблемы теории и практики управления. - №4 2002.
  3. Зайончковская Ж. Трудовая миграция в Россию. Публичная лекция, 2008.
  4. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы. Научный журнал: «Россия в глобальной политике». № 3, Май - Июнь 2006.
  5. Перцев Д. «Население и общество». Журнал, № 359 – 360, 1 - 18 января 2009. Gazeta.ru
  6. Современное миграционное сообщение, Женева 2002.

4. Литература на иностранных языках

  1. Haisken J.P.,- DeNew and K.F. Zimmerman, Wage and mobility effects of trade and migration, CEPR Discussion Paper 1318, London 1995; Herbert Brьcker, The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002.
  2. International Migration Report. Geneva, 2008.
  3. Peter Stalker, Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. Lynne Rienner Publishers. ILO, Geneva, 2000.
  4. Rodrik, D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2009. – IOM 2009.

5. Использованные сайты Интернета

  1. http://www.demoscope.ru/ (Официальный сайт Центра демографии и экологии человека).
  2. http://www.gmcgks.ru/ (Официальный сайт ГМЦ Росстата).
  3. http://www.oprf.ru/rus/members/appearances/article-512.html/.
  4. http://www.polit.ru/research/index.html (Исследования / Трудовая миграция в Россию, 2008г.
  5. http://www.CAHDR_Uzpart_2009_rus.pdf

1 По данным Росстат, 2009.

2 Трудовая миграция в Республике Узбекистан: социальные, правовые и гендерные аспекты. Т.2008.

3 См. там же.

4 CAHDR_Uzpart_2009_rus.pdf

5 См. там же.

6 Перцев Д. «Население и общество». Журнал, № 359 – 360, 1 - 18 января 2009. Gazeta.ru

 


Информация о работе Международная миграция рабочей силы