Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.
Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37
Во-вторых, наша страна-экспортер рабочей силы не готова к резкому росту безработицы. Трудовые мигранты, ранее регулярно выезжавшие на заработки в Россию и Казахстан, пополняли число занятого населения.
В-третьих, денежные
переводы наших эмигрантов давно
стали неотъемлемой частью ВВП страны.
Эти денежные потоки - важный фактор стабилизации
социальной ситуации в стране. Переводы
позволяют поддерживать внутренний потребительский
спрос, а узбекским семьям не только поддерживать
приемлемый уровень жизни, но и оставаться
в местах постоянного проживания.6
В любом случае, учитывая возрастающую роль Узбекистана как регионального, и даже трансрегионального (если иметь в виду Россию, Казахстан, Корею и др.) поставщика трудовых ресурсов, можно ожидать большего внимания как со стороны государственных структур, так и экспертного сообщества к вопросам трудовой миграции.
В целом, трудовая миграция является для Узбекистана неизбежным и необходимым явлением, естественным следствием объективных экономических и демографических процессов, происходящих в стране.
В заключение можно сделать вывод о том, что подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных МЭО. Без рынка труда сейчас невозможно представить полноценное функционирование мировой экономической системы. Возросшая способность рабочей силы к межстрановым передвижениям обеспечила свободное или относительно свободное предложение рабочей силы независимо от ее национального происхождения в любых точках капиталистической системы мирового хозяйства. По мере глобализации экономики усиливаются и международные миграционные процессы. Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приобрела большие масштабы и, становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира.
Проблема международной миграции рабочей силы является комплексной и многогранной, на ее разрешение направлены усилия отдельных государств, универсальных международных и региональных организаций.
Существуют различные формы и виды международной трудовой миграции, которые регламентируются законодательно.
Международными организациями - ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда (МОТ), Европейского союза и т.д. - принят ряд законодательных актов в сфере регулирования международной миграции рабочей силы. Кроме этого, в каждом государстве существует собственная нормативно-правовая база, регламентирующая управление миграционными потоками. Она включает в себя комплекс мер административного, экономического и социального характера.
Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:
- миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения;
- распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы;
- в настоящее время в мире сложились устоявшиеся центры притяжения рабочей силы и как правило, развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.
Изучение целей,
задач и методов
- государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;
- выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход - разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений;
-существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции; - государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.
Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Положительные последствия трудовой миграции: здесь, прежде всего, учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным
последствиям трудовой миграции следует
отнести тенденции роста
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене, зависящее от различных параметров развития в современных условиях. Участие Узбекистана в этом мировом процессе неизбежно.
Также в курсовой работе я постаралась сравнить уровни миграционных процессов в разных странах мира, определить и описать основные проблемы, связанные с этими процессами. Привела некоторые статистические данные по разным странам. Проанализировала современную миграционную ситуацию Республики Узбекистан, показала необходимость усовершенствования миграционной системы, в целях повышения экономической стабильности страны.
Итогом данного
исследования является определение
международной миграции рабочей
силы как основы функционирования мирового
рынка труда и одного из наиболее
сложных элементов
В результате, можно сделать вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе полностью, цель работы - достигнута.
1. Закон «О занятости населения» от 1 мая 1998 г. (№ 616-1).
2. Закон № 408 «О профессиональной деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в республике» (19 октября 1995 г.)
3. Закон № 505 «О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом» (12 ноября 2003 г.).
4. Постановление Кабинета Министров № 353 «О регулировании ввоза и вывоза рабочей силы» (14 июля 1993 г.).
5. Постановление Кабинета Министров РУз. «О мерах по совершенствованию сотрудничества Республики Узбекистан с Европейским Союзом и его государствами-членами» от 22 марта 2004 г. (№ 134)
1 По данным Росстат, 2009.
2 Трудовая миграция в Республике Узбекистан: социальные, правовые и гендерные аспекты. Т.2008.
3 См. там же.
4 CAHDR_Uzpart_2009_rus.pdf
5 См. там же.
6 Перцев Д. «Население и общество». Журнал, № 359 – 360, 1 - 18 января 2009. Gazeta.ru