Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.
Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37
- низкий уровень
оплаты труда, не позволяющий
работающему обеспечить
- недостаточная
эффективность принимаемых
Диаграмма № 1.
*Источник: CAHDR_Uzpart_2009_rus.pdf
Как видно из Диаграммы 1, типичные цели выездных заработков – невозможность найти работу с хорошим уровнем заработной платы (74,3%), прокормить семью или повысить её материальный уровень (46,9%), заработать на собственный бизнес (6,4%), заработать на учёбу или лечение для себя / своих близких, накопить денег на свадьбу для себя или своих детей (22,1%). Только 4,9% хочет выехать на работу за рубеж с целью повышения своей квалификации, что, по их мнению, они не могут осуществить у себя на родине.
Как следствие, большая часть респондентов, желающих выехать на заработки в другие страны, хотели бы трудоустроиться в тех областях, которые приносят быстрый результат (доход), и при этом не требуют дополнительного обучения. Большая часть опрошенных (30,0%) собираются работать на строительстве; 24,8% хотели бы заняться предпринимательством; 20,4% – работать в сфере услуг, а 8,0% – в сфере общественного питания. Таким образом, подавляющее большинство потенциальных трудовых мигрантов нацеливают себя на работу в сфере, где требуется главным образом физический труд. Только 11,7% респондентов хотели бы работать в сфере науки и образования.3
И более 85% лиц, принимающих участие во внешней трудовой миграции, достигают поставленных ими целей.
По данным многочисленных исследований, не менее 80% мигрантов готовы оплачивать государственные услуги Узбекистана со своих выездных заработков, если государство будет предоставлять им элементарную правовую помощь и проявлять заинтересованность в их судьбе в странах назначения миграции. Таким образом, легализация трудовой миграции могла бы существенно пополнить государственный бюджет Узбекистана. Только прямые ежегодные поступления в бюджет от трудовой миграции могут составить 176 400 тыс. долл. США.4
Но выгоды государственного бюджета Узбекистана от трудовой миграции не исчерпываются только возможными поступлениями от оплаты государственных услуг. Мигранты, в первую очередь, обеспечивают себя и свои семьи – каждый из них в среднем имеет по 4-5 иждивенцев (как минимум 1 из которых – взрослый, не имеющий никаких собственных источников существования).
Согласно исследованиям, не менее половины своего заработка большинство мигрантов привозят домой – это более 725 000 тыс. долл. США прямых валютных поступлений, поддерживающих товарный спрос. 5,6% мигрантов по возвращении открывают собственное дело. 5Даже если каждый из этих людей обеспечит занятость всего 5-6 человек - это свыше 320 тыс. новых рабочих мест в стране.
Помимо финансовой составляющей, трудовая миграция приносит и другую пользу - 28,8% мигрантов смогли завязать полезные связи, почти 11,0% приобрели новую профессию.
Кроме того, миграция
всегда является школой толерантности
и взаимопонимания, улучшает культурные
и деловые взаимоотношения
К сожалению, на сегодняшний день, практически вся внешняя миграция из Узбекистана происходит по нерегулируемым каналам, вне контроля государства, а значит, и без защиты прав и законных интересов узбекистанских мигрантов. На долю легального выезда, организованного Агентством по внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, приходится в среднем 1 500 человек в год, причём и направления, и список профессий для мигрантов из Узбекистана крайне ограничены, да и создаваемые в легальной миграции условия оставляют желать много лучшего. А нерегулируемая миграция, кроме выгод и приобретений, несёт немалые риски и потери. Ценой нелегальности являются факты массового несоблюдения элементарных прав и интересов нелегальных мигрантов, среди которых дискриминация на рынке труда, эксплуатация, отказ в минимальной правовой и социальной помощи и т.д. Проблема торговли людьми в целях трудовой и иной эксплуатации – также одно из следствий незаконной, выведенной из правового поля, миграции.
Осознавая необходимость
регулирования миграционных процессов,
особенно в специфических
Однако нормативно-правовая
база миграции и либерализации
экспорта рабочей силы требует
дальнейшего совершенствования.
Узбекистан
до сих пор рассматривает вопрос
о подписании международных конвенций,
затрагивающих вопросы
С 1998 г. рассматривается
Олий Мажлисом проект закона о миграции.
С 2000 г. рассматривается вопрос о
легализации частных
В настоящее
время в Узбекистане
- за 15 лет своего
существования Агентство по
- несмотря на
существование специальных
- не используются традиционные и хорошо развитые каналы трудовой миграции граждан Узбекистана в Россию и Казахстан; поиски рабочих мест для узбекистанцев ведутся в государствах, не страдающих нехваткой собственных трудовых ресурсов и имеющих относительно низкий уровень оплаты труда, языковые и культурные барьеры и не очень благоприятствующее трудовой миграции законодательство;
- в ситуации
слабой конкуренции и
Несмотря на наличие ряда законов и нормативно-правовых актов, призванных регулировать вопросы миграции, а также создание единого государственного органа по делам мигрантов, до сих пор в Узбекистане не выработана целостная правовая база и долгосрочная государственная политика в области миграции. Такое положение сильно осложняет вполне естественные для современного мира процессы перемещения трудовых ресурсов, а также приводит к:
1) недостаточно
рациональному использованию
2) ограничению
возможностей выбора сферы
3) снижению стимулов
для дополнительного
В то же время, актуальным становится осуществление рационального управления миграционными процессами в правовых рамках национального законодательства и международных соглашений, что предполагает:
- присоединение
к международным соглашениям
в области миграции и
- принятие национального
закона прямого действия, регулирующего
вопросы миграции в
- заключение межгосударственных договоров со странами - основными партнёрами Узбекистана по миграции, определяющих права и обязанности мигрантов на территории пребывания, а также устанавливающие базовые минимальные условия найма иностранной рабочей силы;
- разработку и принятие системы экстерриториальных норм уголовного права, позволяющих правоохранительным и судебным органам защищать права и законные интересы граждан Республики Узбекистан, нарушенные вне территории страны;
- демонополизацию рынка внешней занятости и введение системы лицензирования кадрово-посреднических услуг на международном рынке труда; за государственными органами следует оставить исключительно функции лицензирования и контроля за деятельностью частных кадровых агентств;
- проведение
широкой информационной работы
- внедрение
системы постоянного
- учредить официальные
представительства РУз. во
Контроль над исполнением этих мер необходимо осуществлять с широким участием гражданского общества и с привлечением экспертов соответствующих международных организаций - Международной организации по миграции и Международной организации труда. В свою очередь, международным институтам необходимо:
- активнее привлекать
внимание государственных
- стимулировать
изучение миграционных
- помогать государственным
органам Узбекистана в
Проследить тенденцию миграции в Республике Узбекистан можно по Таблице 5.
Таблица 5. Показатели миграции в Узбекистане за период с 1990-2009 гг.
Показатели |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2009 |
Количество мигрантов (тыс. чел.) |
1 653,00 |
1 473,70 |
1 366,90 |
1 267,80 |
1 175,90 |
Население (тыс. чел.) |
20 515 |
22 919 |
24 776 |
26 320 |
27 794 |
Количество мигрантов-женщин |
929 382 |
832 157 |
777 803 |
723 258 |
671 353 |
Количество мигрантов-мужчин |
723 618 |
641 543 |
589 097 |
544 581 |
504 582 |
Мигранты в % от населения |
8,1 |
6,4 |
5,5 |
4,8 |
4,2 |
Показатель |
1990-1995 |
1995-2000 |
2000-2005 |
2005-2010 |
|
Годовой темп изменения количества мигрантов, в % |
-2,3 |
-1,5 |
-1,5 |
-1,5 |
Как видно из
таблицы, количество мигрантов в 2009
году сократилось. Причиной тому послужил
разразившийся мировой
Сначала об уменьшении квоты на привлечение рабочей силы заявила Россия. Согласно постановлению Минздравсоцразвития, Россия установила квоту в 1,7 миллиона человек в 2009 году. Позже, 26 декабря 2008 года в казахстанских СМИ опубликовали соответствующее постановление казахстанского правительства о снижении квоты в 2009 году с 2,4% до 0,75% к экономически активному населению республики.
Резкое снижение квот со стороны России и Казахстана вызвали определенные ряд проблем внутри государства.
Во-первых, Узбекистан не готов к тому, что большая часть трудовых мигрантов останется в местах их постоянного проживания. Промышленная инфраструктура сегодняшнего дня не способна полностью обеспечить не выехавших на заработки людей рабочими местами. Власти стремятся за счет развития малых текстильных предприятий решить социальную проблему, но темпы развития текстильной индустрии пока не способны закрыть образовавшиеся сокращением квот пустоты.