Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

курсовая ЧР Руфия.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

- низкий уровень  оплаты труда, не позволяющий  работающему обеспечить достойный  уровень жизни для себя и  своей семьи;

- недостаточная  эффективность принимаемых государством  мер по созданию новых рабочих  мест, особенно в сфере малого  и среднего бизнеса. Наглядно  эти эффекты можно разглядеть  в Диаграмме  1.

Диаграмма № 1.

*Источник: CAHDR_Uzpart_2009_rus.pdf

Как видно из Диаграммы 1, типичные цели выездных заработков – невозможность найти работу с хорошим уровнем заработной платы (74,3%), прокормить семью или повысить её материальный уровень (46,9%), заработать на собственный бизнес (6,4%), заработать на учёбу или лечение для себя / своих близких, накопить денег на свадьбу для себя или своих детей (22,1%). Только 4,9% хочет выехать на работу за рубеж с целью повышения своей квалификации, что, по их мнению, они не могут осуществить у себя на родине.

Как следствие, большая часть респондентов, желающих выехать на заработки в другие страны, хотели бы трудоустроиться в тех областях, которые приносят быстрый результат (доход), и при этом не требуют дополнительного обучения. Большая часть опрошенных (30,0%) собираются работать на строительстве; 24,8% хотели бы заняться предпринимательством; 20,4% – работать в сфере услуг, а 8,0% – в сфере общественного питания. Таким образом, подавляющее большинство потенциальных трудовых мигрантов нацеливают себя на работу в сфере, где требуется главным образом физический труд. Только 11,7% респондентов хотели бы работать в сфере науки и образования.3

И более 85% лиц, принимающих участие во внешней  трудовой миграции, достигают поставленных ими целей.

По данным многочисленных исследований, не менее 80% мигрантов готовы оплачивать государственные услуги Узбекистана со своих выездных заработков, если государство будет предоставлять им элементарную правовую помощь и проявлять заинтересованность в их судьбе в странах назначения миграции. Таким образом, легализация трудовой миграции могла бы существенно пополнить государственный бюджет Узбекистана. Только прямые ежегодные поступления в бюджет от трудовой миграции могут составить 176 400 тыс. долл. США.4

Но выгоды государственного бюджета Узбекистана от трудовой миграции не исчерпываются только возможными поступлениями от оплаты государственных услуг. Мигранты, в первую очередь,  обеспечивают себя и свои семьи – каждый из них в среднем имеет по 4-5 иждивенцев (как минимум 1 из которых – взрослый, не имеющий никаких собственных источников существования).

Согласно исследованиям, не менее половины своего заработка  большинство мигрантов привозят домой – это более 725 000 тыс. долл. США прямых валютных поступлений, поддерживающих товарный спрос. 5,6% мигрантов по возвращении открывают собственное дело. 5Даже если каждый из этих людей обеспечит занятость всего 5-6 человек - это свыше 320 тыс. новых рабочих мест в стране.

Помимо финансовой составляющей, трудовая миграция приносит и другую пользу - 28,8% мигрантов смогли завязать полезные связи, почти 11,0% приобрели новую профессию.

Кроме того, миграция всегда является школой толерантности  и взаимопонимания, улучшает культурные и деловые взаимоотношения между  государствами, становится практической реализацией идеи «народной дипломатии».

К сожалению, на сегодняшний день, практически вся  внешняя миграция из Узбекистана  происходит по нерегулируемым каналам, вне контроля государства, а значит, и без защиты прав и законных интересов  узбекистанских мигрантов. На долю легального выезда, организованного Агентством по внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, приходится в среднем 1 500 человек в год, причём и направления, и список профессий для мигрантов из Узбекистана крайне ограничены, да и создаваемые в легальной миграции условия оставляют желать много лучшего. А нерегулируемая миграция, кроме выгод и приобретений, несёт немалые риски и потери. Ценой нелегальности являются факты массового несоблюдения элементарных прав и интересов нелегальных мигрантов, среди которых дискриминация на рынке труда, эксплуатация, отказ в минимальной правовой и социальной помощи и т.д. Проблема торговли людьми в целях трудовой и иной эксплуатации – также одно из следствий незаконной, выведенной из правового поля, миграции.

Осознавая необходимость  регулирования миграционных процессов, особенно в специфических трудоизбыточных  условиях Узбекистана, государство  в первые годы становления независимости, закрепило право граждан работать за пределами страны в Законе Республики Узбекистан «О занятости населения» от 13.01.1992 г. (новая редакция от 01.05.1998 г. подтвердила это право и дала его новое толкование) и создало специальный государственный орган – Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения.

 Однако нормативно-правовая  база миграции и либерализации  экспорта рабочей силы требует  дальнейшего совершенствования.  Так, не введён в действие  общереспубликанский закон, регулирующий  миграцию; в его отсутствие приняты множество ведомственных инструкций, противоречащих друг другу, отдельным законам и даже Конституции. 

Узбекистан  до сих пор рассматривает вопрос о подписании международных конвенций,  затрагивающих вопросы миграции, а также о вхождении в Международную организацию миграции.

С 1998 г. рассматривается  Олий Мажлисом проект закона о миграции. С 2000 г. рассматривается вопрос о  легализации частных посреднических агентств по трудоустройству через  внедрение системы государственного лицензирования. Всё более усложняются процедуры легального выезда с целью трудоустройства за границей.

В настоящее  время в Узбекистане нормативными актами установлена монополия государства  на экспорт свободных трудовых ресурсов и контроль за организацией внешнего найма. Однако, о низкой эффективности этой сферы государственной деятельности говорят следующие цифры:

- за 15 лет своего  существования Агентство по внешней  трудовой миграции Министерства  труда и социальной защиты  населения Республики Узбекистан  трудоустроило за рубежом менее 15 000 человек, причём исключительно низко квалифицированных рабочих на тяжёлые и мало оплачиваемые работы;

- несмотря на  существование специальных подразделений  АВТМ ни разу не проводил  исследования миграционной ситуации  в Узбекистане;

- не используются традиционные и хорошо развитые каналы трудовой миграции граждан Узбекистана в Россию и Казахстан; поиски рабочих мест для узбекистанцев ведутся в государствах, не страдающих нехваткой собственных трудовых ресурсов и имеющих относительно низкий уровень оплаты труда, языковые и культурные барьеры и не очень благоприятствующее трудовой миграции законодательство;

- в ситуации  слабой конкуренции и отсутствия  государственного контроля процветают  полулегальные и вовсе нелегальные  кадровые агентства, зачастую заведомо отправляющие граждан Узбекистана в жестокую эксплуатацию и даже торговлю людьми.

Несмотря на наличие ряда законов и нормативно-правовых актов, призванных регулировать вопросы  миграции, а также создание единого  государственного органа по делам мигрантов, до сих пор в Узбекистане не выработана целостная правовая база и долгосрочная государственная политика в области миграции. Такое положение сильно осложняет вполне естественные для современного мира процессы перемещения трудовых ресурсов, а также приводит к:

1) недостаточно  рациональному использованию имеющихся  трудовых ресурсов;

2) ограничению  возможностей выбора сферы приложения  сил и способностей;

3) снижению стимулов  для дополнительного профессионального  образования. 

В то же время, актуальным становится осуществление рационального управления миграционными процессами в правовых рамках национального законодательства и международных соглашений, что предполагает:

- присоединение  к международным соглашениям  в области миграции и обеспечения прав мигрантов; вступление в Международную организацию по миграции, активизацию сотрудничества с Международной организации труда;

- принятие национального  закона прямого действия, регулирующего  вопросы миграции в Узбекистане;

- заключение  межгосударственных договоров со странами - основными партнёрами Узбекистана по миграции, определяющих права и обязанности мигрантов на территории пребывания, а также устанавливающие базовые минимальные условия найма иностранной рабочей силы;

- разработку  и принятие системы экстерриториальных норм уголовного права, позволяющих правоохранительным и судебным органам защищать права и законные интересы граждан Республики Узбекистан, нарушенные вне территории страны;

- демонополизацию  рынка внешней занятости и  введение системы лицензирования кадрово-посреднических услуг на международном рынке труда; за государственными органами следует оставить исключительно функции лицензирования и контроля за деятельностью частных кадровых агентств;

- проведение  широкой информационной работы среди мигрантов по вопросам их правового статуса и механизмов обеспечения их прав;

- внедрение  системы постоянного мониторинга  миграционных процессов в стране;

- учредить официальные  представительства РУз. во всех  крупных центрах назначения миграции  из Узбекистана, в уведомительном порядке регистрирующие трудовые контракты граждан РУз., пребывающих на данной территории, с местными работодателями, ведущие учёт их налоговых отчислений от выездных заработков, а также оказывающие бесплатную правовую помощь гражданам РУз. и представляющие их интересы перед государственными органами страны назначения, другими юридическими и физическими лицами.

Контроль над  исполнением этих мер необходимо осуществлять с широким участием гражданского общества и с привлечением экспертов соответствующих международных организаций - Международной организации по миграции и Международной организации труда. В свою очередь, международным институтам необходимо:

- активнее привлекать  внимание государственных органов  Узбекистана к вопросам миграции и обеспечения прав мигрантов, обеспечивать выработку чёткой государственной позиции по миграционным проблемам и государственной миграционной политики;

- стимулировать  изучение миграционных процессов,  в т.ч. независимый мониторинг  миграционной ситуации и социально-правового положения мигрантов Узбекистана;

- помогать государственным  органам Узбекистана в повышении  квалификации кадров, изучении международного  опыта планирования и управления  миграцией.

Проследить  тенденцию миграции в Республике Узбекистан можно по Таблице 5.

 

 

Таблица 5. Показатели миграции в Узбекистане за период с 1990-2009 гг.

Показатели

1990

1995

2000

2005

2009

Количество  мигрантов (тыс. чел.)

1 653,00

1 473,70

1 366,90

1 267,80

1 175,90

Население (тыс. чел.)

20 515

22 919

24 776

26 320

27 794

Количество  мигрантов-женщин

929 382

832 157

777 803

723 258

671 353

Количество  мигрантов-мужчин

723 618

641 543

589 097

544 581

504 582

Мигранты в % от населения

8,1

6,4

5,5

4,8

4,2

Показатель

1990-1995

1995-2000

2000-2005

2005-2010

 

Годовой темп  изменения количества мигрантов, в %

-2,3

-1,5

-1,5

-1,5

 

 

*Источник: UN.org

Как видно из таблицы, количество мигрантов в 2009 году сократилось. Причиной тому послужил разразившийся мировой финансово-экономический  кризис, в соответствии  с которым государства-имммигранты предприняли меры, касательно квотирования въезжающих на их территорию мигрантов. 

Сначала об уменьшении квоты на привлечение рабочей  силы заявила Россия. Согласно постановлению  Минздравсоцразвития, Россия установила квоту в 1,7 миллиона человек в 2009 году. Позже, 26 декабря 2008 года в казахстанских СМИ опубликовали соответствующее постановление казахстанского правительства о снижении квоты в 2009 году с 2,4% до 0,75% к экономически активному населению республики.

Резкое снижение квот со стороны России и Казахстана вызвали определенные ряд проблем внутри государства.

Во-первых, Узбекистан не готов к тому, что большая  часть трудовых мигрантов останется  в местах их постоянного проживания. Промышленная инфраструктура сегодняшнего дня не способна полностью обеспечить не выехавших на заработки людей рабочими местами. Власти стремятся за счет развития малых текстильных предприятий решить социальную проблему, но темпы развития текстильной индустрии пока не способны закрыть образовавшиеся сокращением квот пустоты.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы