Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

курсовая ЧР Руфия.doc

— 500.00 Кб (Скачать)



*Источник: Росстат, 2009.

Из таблицы  видно, что на первом месте по поставке рабочей силы в РФ являются страны бывшего СССР. На втором же месте  стоит отметить Германию и Китай. Также из данных таблицы можно сделать вывод, что количество иммигрантов в РФ намного превышает количество эмигрантов.

Основными причинами  привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий  и специальностей, а также нежелание  местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Итак, как видно  из вышеописанного, развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.

 

1.3 Социально-экономические последствия  миграции рабочей силы

Последствия международной  миграции весьма разнообразны. Так, например:

Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производство.

В стране иммиграции:

  • принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;
  • значительный доход приносит трансферты знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты;
  • иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;
  • приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
  • экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
  • иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
  • омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
  • иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
  • иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
  • иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах  ряд проблем и противоречий:

  • обостряется ситуация на национальном рынке труда;
  • вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
  • провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

В стране эмиграции.

Положительным в отдающих странах является то, что:

  • эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
  • после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
  • снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переволы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

Вместе с  тем эмиграция наносит своим  странам и экономический ущерб:

  • потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
  • теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
  • отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Возможными  ответными мерами правительства  могут быть:

• запрет эмиграции  как таковой;

• налог за «утечку умов»,

• создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.

Все вышеизложенное можно наглядно увидеть в Таблице 4.

Таблица 4. Положительные и отрицательные  эффекты для стран экспортеров  и импортеров рабочей силы.

 

Позитивные

Негативные

Страна-экспортер  рабочей силы

1. Приобретение  работником новой квалификации

1. Потеря квалифицированной  рабочей силы

2. Сокращение  дефицита платежного баланса

2. Усиление зависимости  от иностранного спроса не  только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление  напряжения на внутреннем рынке  труда

3. Переориентация  капитальных вложений с освоения  производственных ресурсов на  потребление

4. Облегчение  структурной и технологической  перестройки производства

4. Рост инфляции

Страна-импортер рабочей силы

1. Облегчение  структуры региональных сдвигов

1. Блокирует  внедрение трудосберегающей технологии

2. Содействие  вертикальной мобильности местных  работников

2. Осложняет  ситуацию на внутреннем рынке  рабочей силы

3. Снижение стоимости  рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

3. Увеличиваются  расходы на содержание безработных  иностранцев и их семей

 

4. Торможение  роста цен, благодаря склонности  иностранных работников к сбережениям

5. Повышение  качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников


 

*Источник: Таблица составлена автором.

Расчеты экономистов  показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, первоклассную технику бытового и производственного назначения. Многие государства - экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации работников.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции

По мере того, как развивалось международное  движение рабочей силы, создавались  и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками.

Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Правительство каждой страны суверенно в своем  праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность  международной миграции рабочей  силы состоит в том, что регулирование  данного процесса осуществляется двумя субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

Миграционные  процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Миграционная  политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

Выделяют три направления иммиграционной политики.

  1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.
  2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
  3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных  иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

  • работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
  • специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В настоящее  время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Комиссия ООН  по народонаселению располагает  соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием  мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием  мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст.4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением  переводить на родину заработок и  сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

Посреднической  деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или  лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

Информация о работе Международная миграция рабочей силы