Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.
Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37
*Источник: Росстат, 2009.
Из таблицы видно, что на первом месте по поставке рабочей силы в РФ являются страны бывшего СССР. На втором же месте стоит отметить Германию и Китай. Также из данных таблицы можно сделать вывод, что количество иммигрантов в РФ намного превышает количество эмигрантов.
Основными причинами
привлечения иностранных
Итак, как видно из вышеописанного, развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.
1.3 Социально-экономические
Последствия международной миграции весьма разнообразны. Так, например:
Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производство.
В стране иммиграции:
Но иммиграция
порождает в принимающих
В стране эмиграции.
Положительным в отдающих странах является то, что:
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
Возможными ответными мерами правительства могут быть:
• запрет эмиграции как таковой;
• налог за «утечку умов»,
• создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.
Все вышеизложенное можно наглядно увидеть в Таблице 4.
Таблица 4. Положительные и отрицательные эффекты для стран экспортеров и импортеров рабочей силы.
Позитивные |
Негативные | |
Страна-экспортер рабочей силы |
1. Приобретение работником новой квалификации |
1. Потеря квалифицированной рабочей силы |
2. Сокращение дефицита платежного баланса |
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу | |
3. Ослабление
напряжения на внутреннем |
3. Переориентация
капитальных вложений с | |
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
4. Рост инфляции | |
Страна-импортер рабочей силы |
1. Облегчение структуры региональных сдвигов |
1. Блокирует
внедрение трудосберегающей |
2. Содействие
вертикальной мобильности |
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы | |
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы |
3. Увеличиваются
расходы на содержание
| |
4. Торможение
роста цен, благодаря | ||
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников |
*Источник: Таблица составлена автором.
Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, первоклассную технику бытового и производственного назначения. Многие государства - экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации работников.
По мере того, как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками.
Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
Выделяют три направления иммиграционной политики.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст.4);
• организацией
соответствующих медицинских
• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.
Посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;