Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и проанализировать вопросы процесса международной миграции рабочей силы, определить его тенденции, выявить основные причины, направления и последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами понятия международной трудовой миграции, и его причинами;
- провести краткий анализ современных миграционных потоков;
- рассмотреть социально-экономические последствия международной миграции и методы борьбы с ними в международном сообществе.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...…………………....3
Глава 1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы…………………………………………………………………………………5
1.1 Причины, виды и формы международной миграции рабочей силы……………………..5
1.2 Основные направления трудовой миграции………………………………………………8
1.3 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы………………………12
Глава 2. Международное регулирование миграционных
процессов…………………………………………………………………………………16
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции………………...16
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……………………19
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов……………………..22
2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане…………....................26
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

курсовая ЧР Руфия.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Современная международная  трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования  масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования эмиграции в целях  обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств, для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств, прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах  и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых, помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных  интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится  выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов  стран-экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов.

Стимулирование  реэмиграции. В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий  при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время  после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим  иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран рассматривают программы профессионального  образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу.

Программы экономической  помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину  и части государственных средств, в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.

Несмотря на активные действия правительства принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

В Таблице 7 показаны основные страны, экспортирующие рабочую силу.

Таблица 7. Ведущие страны-эмиграции 2009 г.

Страна

Количество  мигрантов (млн. чел)

Китай

35

Индия

20

Филиппины

7




 

*Источник: Доклад о международной миграции, 2009.

Как видно из таблицы выше, то на первом месте по эмиграции рабочей  силы занимает Китай, а объясняется  это факт их количественным преимуществом, по сравнению с любой другой страной  мина. Национальная экономика просто не в состоянии обеспечить все 1,5 млрд. человек рабочими местами у себя на Родине, в поисках работы они вынуждены эмигрировать из страны. Той же причиной можно обосновать и эмиграцию рабочей силы из Индии, имея очень большое население, страна обладает достаточно небольшой территорией и ресурсами, не способными обеспечить все свое население.

 

2.4 Современное состояние миграции рабочей силы в Узбекистане

В Центральной  Азии и, в частности, в Узбекистане, миграция составляет одну из главных характеристик социально-экономического и политического развития. Узбекистан, самое густонаселённое государство Центральной Азии, всегда активно участвовавшее в процессах миграционного обмена, как с ближайшими соседями, так и с более удалёнными странами. Во все исторические эпохи, от средневековья до наших дней, в Узбекистане наблюдались практически все виды миграции – возвратная и безвозвратная эмиграция и иммиграция, трудовая, учебная, торговая миграция, экономические и военные экспансии, сопровождавшиеся крупными перемещениями населения. И начиная с 1980-х годов Узбекистан, обладающий мощным потенциалом трудовых ресурсов и недостаточным объёмом внутреннего рынка труда, был поставщиком рабочей силы, в рамках бывшего СССР. С обретением независимости Узбекистан не замкнулся в собственных пределах, а продолжал поддерживать миграционные связи с соседними государствами.

Процесс миграции в Узбекистане можно разделить  на несколько этапов. С начала 90-х  годов граждане Узбекистана, в основном, выезжали на постоянное место жительства в другие страны; этот процесс достиг своей высшей точки к середине 90-х годов. Тогда основной поток выезжающих из страны составляли челночные торговцы, с 1994 по 1998 год значительную роль играла вынужденная миграция в Узбекистан из Таджикистана и, из Узбекистана в другие государства бывшего СССР.

Начиная со второй половины этого десятилетия, наступил второй этап, когда количество выезжающих на постоянное место жительства (ПМЖ) начало постепенно сокращаться и  стабилизировалось к началу 2000-х. В настоящее время можно говорить о третьем этапе процесса выезда из страны, характерной чертой которого является стабилизация, отсутствие резких колебаний в сторону роста или падения общего количества выезжающих. В последние 5-6 лет временная трудовая миграция составляет более 90 % от общего объёма движений населения страны.

Одновременно  с изменением объемов миграции в  эти же этапы меняются и ее качественные характеристики.

Во-первых, в первоначальный период миграционное поведение населения характеризовалось стремлением к выезду в другие государства на ПМЖ. В настоящее время целью выезжающих является выезд на заработки (временная трудовая миграция).

Во-вторых, если в начале и середине 90-х годов из Узбекистана выезжали в основном этнические русские, украинцы, евреи, белорусы, армяне, татары и т.д., то в последние пять-шесть лет основное количество среди выезжающих составляют узбеки.

В-третьих, наблюдается значительное преобладание в общей массе эмигрантов, и в особенности, трудовых мигрантов, представителей сельского населения.

Наконец, новой  качественной чертой миграции стало  индивидуальное, самостоятельное участие  в этом процессе женщин.

По данным узбекистанских исследователей, среднегодовой масштаб  трудовой миграции в      2002 -2008 гг. составляет около 1 млн. человек, из них 79,7 % мужчин. Средний возраст мигранта – 35 лет, они имеют довольно высокий уровень образования и как минимум две профессии. Количество выехавших из Узбекистана на постоянное место жительства, по данным Государственного департамента по статистике, в 2008 г. составило около 48 тыс. человек.

Главным потребителем трудовых ресурсов Узбекистана является Россия, хотя доля отправляющихся на заработки  в РФ за последние годы сильно упала  – с 78-80 % в 1994 г. до 40 % в 2009 г. По этому  показателю Россия далеко обошла все остальные страны, том числе экономически развитые страны Запада.1

Высокому рейтингу России в миграционных предпочтениях  респондентов, желающих выехать на заработки, способствует несколько  причин:

- рост экономического  развития этой страны, следствием которого стали рост рынка труда и достаточно высокий средний размер заработной платы;

- отсутствие  языкового барьера, облегчающее  процесс адаптации, установления  и поддержки социальных связей; культурная близость, способствующая  установлению достаточно толерантных отношений между трудовыми мигрантами из Узбекистана и гражданами России; относительная территориальная близость двух стран и отсутствие между ними визового режима.

С 1999-2000 гг. всё  большее значение как страна назначения миграции приобретает Казахстан –  13-15% в 1999 г. и 32-35% в 2008-2009 гг. Это результат, с одной стороны, ужесточения миграционного режима в Российской Федерации, с другой стороны – быстрого роста экономики при осложнении демографической ситуации в Республике Казахстан.

После России и Казахстана в рейтинге предпочтений идет Южная Корея (15,6% респондентов). Привлекательность этого государства в том, что трудовая миграция из Узбекистана Корею регулируется на основе заключенных двусторонних соглашений. Результаты опроса показывают значительное снижение количества респондентов, желающих выехать на заработки в страны Западной Европы и Северной Америки.

Очень небольшой  миграционный обмен присутствует с  Таджикистаном и Кыргызстаном –  это приток этнических узбеков из пограничных областей, поездки челночных торговцев в Кыргызстан и несколько сотен трудовых мигрантов из Узбекистана в центральные районы Таджикистана. На долю любого другого государства приходится не более 1 % объёма миграции, причём не менее трети от этого числа составляют безвозвратные эмигранты.

Объём нелегальной  трудовой миграции имеет чёткую тенденцию  к росту: если в 2002 г. он оценивался в 550-600 тыс. человек в год, то в 2008 г., по оценкам государственных чиновников, миграция составила в среднем 850 тыс., а социологический опрос показал свыше миллиона мигрантов в год.2 Постепенно расширяется география выезда – присоединяются  такие страны, как Италия, Португалия, Греция, США. Однако сохраняется основная тенденция трудоустройства в наиболее развитых регионах и государствах в пределах бывшего СССР.

Основные причины миграции населения Узбекистана сосредоточены в экономической сфере:

- нехватка рабочих  мест для быстро растущих трудовых  ресурсов. За счёт высокого уровня  рождаемости в 70-80-х гг. прошлого  века, на рынок труда Узбекистана ежегодно выходит до 800 тыс. человек, нуждающихся в трудоустройстве, в то время как покидает его – не более 120 тыс. человек;

Информация о работе Международная миграция рабочей силы