Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью, поставленной в курсовой работе, является рассмотрение международной миграции населения. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть и рассмотреть теоретические основы международной миграции населения, а именно основные виды, направления и причины миграции, основные центры притяжения мигрантов, объемы потоков и последствия миграции для стран-доноров и принимающих стран;
рассмотреть цели, инструменты и выявить особенности государственного регулирования международной трудовой миграции в России;
рассмотреть иммиграционную и эмиграционную политику;
проанализировать современную международную миграцию населения, ее регулирование и рынок рабочей силы в России, а также конкурентоспособность рабочей силы в России.

Содержание

Введение ………………………….…………………………………..... с.3 Глава 1 Сущность международной миграции ………………..…...……….. с.6
Причины международной миграции населения, ее основные виды………………………………………………………………... с.7
Основные направления международной миграции и объемы потоков ………………………………………………………...... с.12
Государственное регулирование международной трудовой миграции ……………………………………………………….. с.17
1.3.1 Иммиграционная политика …………………………………. с.19
1.3.2 Эмиграционная политика ………………………………….... с.22
1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для принимающих стран и стран-доноров……………………………………………................... с.24
Глава 2 Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России…………………………………………………...…………... с.29
2.1 Миграционные процессы в России …………………………… с.31
2.2 Регулирование миграции в России …………………………...... с.34
2.3 Конкурентоспособность рабочей силы в России ……………… с.36
Заключение …………………………………………………………………… с.40
Список используемой литературы ………………………………………….. с.44

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Миграция -1.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Свою  роль сыграли и изменения в  условиях легализации трудовых мигрантов  в принимающей стране – России. После вступления в силу в 2007 г. нового миграционного законодательства у российских работодателей отпала необходимость получать заключения службы занятости о целесообразности привлечения того или иного работника из стран с безвизовым режимом с Россией, и как следствие, несколько снизился общий уровень требований к профессиональному опыту и квалификации привлекаемых мигрантов.

     Кроме того, можно предположить, что какая-то часть иностранных граждан активных трудоспособных возрастов (30-49 лет) за время своей предыдущей работы в России приобрела профессиональные навыки и опыт поведения на рынках труда и переключилась на поиск работы в западных странах, другие могли накопить начальный капитал и заняться предпринимательством в государствах своего постоянного проживания.[Приложение №3]

     Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов. Почти половина приезжающих  в Россию мигрантов не имеют профессионального образования и без специальной подготовки могут заниматься только неквалифицированным трудом.

     Растет  культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. Мигранты все хуже знают русский язык: по результатам опроса 2008г. более 20% мигрантов считают, что им не достаточно знания языка для жизни в России. Такое же число  мигрантов вообще обходятся без общения на русском языке во время работы в России.

     Указанные тенденции усиливаются из года в год, и в дальнейшем следует ожидать их сохранения. Культурно более далекие и менее адаптивные мигранты – серьезный вызов миграционной политике, которая должна учитывать происходящие изменения. Вряд ли Россия сможет обеспечить себе какую-то «другую» миграцию. Нужно приспосабливаться к тем изменениям, которые происходят, например, выстраивать систему адаптации и интеграции трудовых мигрантов, которой практически нет в настоящее время. 

     2.2 Регулирование миграции  в России

     География распределения легальных трудовых мигрантов по территории Российской Федерации неравномерна и во многом зависит от уровня экономического развития российских регионов.

     При этом необходимо отметить, что на долю Московского региона (г. Москва и Московская область) приходится около 90% всех легально работающих в ЦФО иностранных граждан, в 2007 г. – 85,5%, а в 2008 г. – почти 82%.

     Второе  место по объемам легального привлечения  трудовых  иммигрантов занимает Уральский федеральный округ (УФО). Здесь ежегодно трудоустраивалось около 13% всех легальных иностранных работников. В подавляющем большинстве это – граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке. Этот регион, особенно Свердловская область, по своему географическому положению, транспортным связям и миграционной истории в наибольшей мере привлекает трудовых мигрантов из стран Средней Азии.

     Более 11% иностранцев, получивших разрешение на работу в России, осуществляют трудовую  деятельность в Сибирском федеральном округе (СФО). СФО относится к числу регионов, характеризующихся стабильным ростом удельного веса легальных работников-безвизовиков. За рассматриваемый период их доля увеличилась с 44,6% в 2005 г. до 64,9% в 2008 г.

     На  четвертое место в последние два года вышел Приволжский федеральный округ, в экономике которого занято примерно 9% легальных трудовых иммигрантов России.

     Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) из года в  год привлекает более 8% всех легальных  трудовых иммигрантов.

     В последние два года Дальневосточный федеральный округ (ДФО) уступил свои позиции по привлекательности для легального трудоустройства мигрантов и занимает предпоследнее место по доле работающих в нем легальных иностранных работников.

     Самая низкая по России доля легальной иностранной рабочей силы в Южном федеральном округе и это не удивительно, поскольку в состав округа входят северокавказские республики, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем безработицы.

     Распределение трудовых мигрантов из СНГ за рассматриваемый период в целом не выявило каких-то характерных особенностей, свойственных представителям отдельных государств, помимо стабильного роста привлекательности Центрального федерального округа для большинства выходцев из стран Содружества.

     Следует отметить, что показатели легальной занятости граждан тех или иных стран по регионам России зачастую отражают не столько реальное территориальное распределение общих потоков трудовой иммиграции, сколько политику регионов в отношении иностранных работников. Например, к мыслям о возможном снижении уровня легализации трудовой иммиграции в столичном регионе подталкивает категорично ограничительная позиция московского Правительства по отношению к трудящимся иностранцам. 

     2.3 Конкурентоспособность  рабочей силы в  России.

     Стабильно более 80% легальных иностранных работников занято в пяти основных видах экономической деятельности:

     - строительстве; 

     - оптовой и розничной торговле, ремонте (автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий);

     - сельском хозяйстве;

     - обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых;

     - транспорте и связи. [Приложение №4]

     Ежегодно  в строительном секторе трудоустраивается  около 40% всех легальных иностранных  работников, а   доли занятых в  строительстве среди легальных  работников из стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья практически сравнялись и составляли примерно по 42%.

     В связи с вступлением весной 2007 г. в силу постановления Правительства  Российской Федерации, налагающего  ограничения на работу иностранных  граждан в некоторых секторах розничной торговли, за последние два года существенно снизилась доля легальных трудовых иммигрантов, занятых в этом виде деятельности – с 30,4% в 2005 г. до 17% в 2008 г.

     Среди легальных трудовых мигрантов из стран с визовым режимом въезда в Россию в 2005 г. почти 46% работали в розничной торговле, в 2008 г. эта цифра снизилась до 31%. Тем не менее, для иностранных работников из этих государств данная сфера занятости продолжает занимать лидирующее положение, наравне со строительством.

     За  рассматриваемый период почти вдвое увеличилась доля занятых в обрабатывающих производствах и добыче полезных ископаемых – с 6,9% в 2005 г. до 12,2% в 2008 г. Среди легальных трудовых мигрантов из стран СНГ эта доля стабильно в 2 - 2,5 раза выше, чем среди иностранных работников из «дальнего зарубежья». Однако отмечается рост доли занятых в этой сфере среди иностранных работников из государств за пределами СНГ (с 3,6% в 2005 г. до 7,7% в 2008 г.).

     Динамика  изменения доли легальных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве, выглядела следующим образом: в 2005 г. – 4,8%,  в 2006 г. – 7,2%, в 2007-2008 г.г. – около 6,5%.

     В сфере транспорта и связи ежегодно работали около 4% всех легальных иностранных  работников, причем практически все  они – граждане стран СНГ, среди  граждан других государств доля занятых в этом секторе экономики была менее 1%.

     Для разработки стратегии управления миграцией  важно иметь представление о  сроках, на которые мигранты приезжают  в Россию, и расставить приоритеты по поводу долгосрочной или краткосрочной модели миграции.

     Во  второй половине 2008 г. страна оказалась  в сфере влияния мирового финансово-экономического кризиса, что вынудило Правительство  принять некоторые меры, в том  числе в нормативно-правовой сфере, по защите национального рынка труда и ограничению трудовой иммиграции.

     Кризис  усилил и без того ярко выраженную ориентацию российской миграционной политики на краткосрочную трудовую миграцию, что не соответствует стратегическим интересам России и препятствует эффективному замещению миграционными ресурсами убыли трудоспособного населения. Кроме того, это противоречит реально сложившимся моделям поведения трудовых мигрантов – более 60% из них большую часть года проводят в России, в том числе 1/3 ориентирована на постоянное проживание.

     По  официальным данным Росстата, численность населения Российской Федерации за последние 4 года сократилась более чем на 1,1 млн. человек22. Однако за тот же период численность занятых в российской экономике увеличилась на 2,8 млн. человек. Все эти годы  дефицит рабочей силы в экономике России в значительной мере восполнялся за счет трудовой иммиграции, легальная часть которой увеличилась в 2005-2008 гг.  на 1,7 млн. человек.

     В целом по России удельный вес легальных  иностранных работников в численности  занятых увеличился с  1,03% в 2005 г. до 3,42% в 2008 г. Рост этого показателя наблюдается по всей территории Российской Федерации 

     Субъекты  РФ с высоким удельным весом легальных  иностранных работников в численности  занятых (5% и более) можно разделить  на три группы: территории с крупными городскими агломерациями, экспортно-сырьевые и приграничные. На протяжении нескольких лет наблюдений к этим категориям относились шесть субъектов – Ненецкий, Ямало–Ненецкий и Чукотский автономные округа, Сахалинская область, Еврейская автономная область и г. Москва. В 2009 г. их число увеличилось до 11.

     Среднероссийские  показатели доли легальных иностранных  работников в численности российского  населения за рассматриваемый период выросли с 0,5% в 2005 г. до 1,7% в 2008 г. В  последние 2 года прирост этого показателя составлял 0,5% в год.

     В 9 субъектах РФ удельный вес легальных  трудовых мигрантов в численности  населения в последние годы значительно  превышал средний по России и достиг в г. Москва 5,94%, в Сахалинской  области 7,14%,  в Амурской – 3,6%, в Московской – 3,44%, в Ханты-Мансийском  автономном округе 4,6%, в Ямало-Ненецком – 7,82%, в Чукотском – 10,2%,  в Забайкальском крае 3,0%, в Еврейской АО 3,99%.

     Кроме того, еще в 8 субъектах доля легальных  иностранных работников в численности населения была немного выше, чем в среднем по России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Современная международная миграция населения  представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или  политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

     Проделанная работа в области теоретических  основ международной трудовой миграции показала, что:

  1. миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер; небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности;
  2. существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;
  3. доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический;
  4. точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия, страны Зарубежной Европы и Россия;
  5. миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда (это связано, прежде всего, с деятельностью транснациональных компаний);
  6. на современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой;
  7. в международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов.

     На  смену «утечке умов» и «утечке  мускулов» пришла их циркуляция.

     Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с капиталом или вслед за ним”.

     Анализ  современной миграции населения  выявил, что в настоящее время  в мире приблизительно 214 млн. человек  являются мигрантами.

     Рассмотрение  целей, инструментов, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что:

Информация о работе Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России