Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью, поставленной в курсовой работе, является рассмотрение международной миграции населения. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть и рассмотреть теоретические основы международной миграции населения, а именно основные виды, направления и причины миграции, основные центры притяжения мигрантов, объемы потоков и последствия миграции для стран-доноров и принимающих стран;
рассмотреть цели, инструменты и выявить особенности государственного регулирования международной трудовой миграции в России;
рассмотреть иммиграционную и эмиграционную политику;
проанализировать современную международную миграцию населения, ее регулирование и рынок рабочей силы в России, а также конкурентоспособность рабочей силы в России.
Введение ………………………….…………………………………..... с.3 Глава 1 Сущность международной миграции ………………..…...……….. с.6
Причины международной миграции населения, ее основные виды………………………………………………………………... с.7
Основные направления международной миграции и объемы потоков ………………………………………………………...... с.12
Государственное регулирование международной трудовой миграции ……………………………………………………….. с.17
1.3.1 Иммиграционная политика …………………………………. с.19
1.3.2 Эмиграционная политика ………………………………….... с.22
1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для принимающих стран и стран-доноров……………………………………………................... с.24
Глава 2 Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России…………………………………………………...…………... с.29
2.1 Миграционные процессы в России …………………………… с.31
2.2 Регулирование миграции в России …………………………...... с.34
2.3 Конкурентоспособность рабочей силы в России ……………… с.36
Заключение …………………………………………………………………… с.40
Список используемой литературы ………………………………………….. с.44
Регулирование трудовой миграции занимает особое место в миграционной политике. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе Конституции страны, национального эмиграционного законодательства, законодательстве о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).
Эти соглашения, как правило, реализуются через государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы (в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). В России с 1993 г. существует Федеральная миграционная служба (ФМС).
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).
В проведении миграционной политики используются меры ограниченного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.13
В
первую очередь принимаются
Миграционная
политика подразделяется на иммиграционную
и эмиграционную.14
1.3.1 Иммиграционная политика
В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:
Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках. По ограничения срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. В этом случаи государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:
Во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:
В последние время многие страны, такие как, Австрия, Финляндия, Швеция пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Сдерживается миграция в крупные города. Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективного использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.
Также в качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику экспортирующих стран.
Но общим для всех стран
иммиграции является то, что применение
законодательства зависит от
колебаний конъюнктуры рынка
труда, специальности и
1.3.2 Эмиграционная политика
Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов. Государственное регулирование эмиграции особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.
Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:
Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:
Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран
Миграционный прирост в 2005-2010 годах составил 24,4 миллиона человек, но, с учетом смертности, число международных мигрантов увеличилось на 18,7 миллиона человек,
Женщины составляют почти половину международных мигрантов, лица в возрасте до 20 лет – 16%, 60 лет и старше – 17%.16
За счет международной миграции в 2005-2010 годах население развитых стран увеличивалось в среднем на 2,2‰ в год, а население развивающихся стран сокращалось на 0,5‰
Объем средств, поступивших от мигрантов в развивающиеся страны, составил в 2007 году 246 миллиардов долларов США – вдвое больше, чем весь объем международной помощи на развитие.
Общемировые
последствия международной
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
Информация о работе Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России