Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью, поставленной в курсовой работе, является рассмотрение международной миграции населения. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть и рассмотреть теоретические основы международной миграции населения, а именно основные виды, направления и причины миграции, основные центры притяжения мигрантов, объемы потоков и последствия миграции для стран-доноров и принимающих стран;
рассмотреть цели, инструменты и выявить особенности государственного регулирования международной трудовой миграции в России;
рассмотреть иммиграционную и эмиграционную политику;
проанализировать современную международную миграцию населения, ее регулирование и рынок рабочей силы в России, а также конкурентоспособность рабочей силы в России.

Содержание

Введение ………………………….…………………………………..... с.3 Глава 1 Сущность международной миграции ………………..…...……….. с.6
Причины международной миграции населения, ее основные виды………………………………………………………………... с.7
Основные направления международной миграции и объемы потоков ………………………………………………………...... с.12
Государственное регулирование международной трудовой миграции ……………………………………………………….. с.17
1.3.1 Иммиграционная политика …………………………………. с.19
1.3.2 Эмиграционная политика ………………………………….... с.22
1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для принимающих стран и стран-доноров……………………………………………................... с.24
Глава 2 Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России…………………………………………………...…………... с.29
2.1 Миграционные процессы в России …………………………… с.31
2.2 Регулирование миграции в России …………………………...... с.34
2.3 Конкурентоспособность рабочей силы в России ……………… с.36
Заключение …………………………………………………………………… с.40
Список используемой литературы ………………………………………….. с.44

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Миграция -1.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Регулирование трудовой миграции занимает особое место  в миграционной политике. Экспорт  и импорт рабочей силы осуществляется на основе Конституции страны, национального эмиграционного законодательства, законодательстве о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

     Эти соглашения, как правило, реализуются  через государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы (в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). В России с 1993 г. существует Федеральная миграционная служба (ФМС).

     На  международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб  координируется службой СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

     В проведении миграционной политики используются меры ограниченного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.13

     В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны.

     Миграционная  политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную.14 

     1.3.1 Иммиграционная политика

     В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

  1. политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются;

     Эта политика преследует цель постоянного  обновления трудящихся-мигрантов. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках. По ограничения срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

  1. политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
  2. политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

     Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:

  1. защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости;
  2. обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

     Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. В этом случаи государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

     В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

  • работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми, грязными и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу – строительные, подсобные, сезонные вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
  • специалисты с мировым именем высшей квалификации и представители свободных профессий – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну, инвестируют капитал и создают новые рабочие места.

     Во  многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или  частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

     Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

  1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Так в Австралии принимают специалистов со стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.
  2. Введение возрастного ценза для въезжающих. Чем моложе, чем выше уровень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал.
  3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
  4. Ограничения политического характера.
  5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии. Ежегодно в стране – импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток которых желательно уменьшить.
  6. Ограничение времени работы в стране.
  7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, которые содержат подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
  8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции. Осуществляется дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы.
  9. Система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

     В последние время многие страны, такие  как, Австрия, Финляндия, Швеция пытаются ужесточить контроль за въездом в  них иностранных работников. Так  Швеция намерена требовать от иммигранта не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Сдерживается миграция в крупные города. Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективного использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

     Также в качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику экспортирующих стран.

       Но общим для всех стран  иммиграции является то, что применение  законодательства зависит от  колебаний конъюнктуры рынка  труда, специальности и квалификации  мигранта и от страны его происхождения.15  

     1.3.2 Эмиграционная политика

     Двойственное  воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной  политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов. Государственное регулирование эмиграции особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

     Государственное регулирование экспорта рабочей  силы преследует следующие цели:

  1. защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания;
  2. возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

     Можно выделить следующие направления  эмиграционной политики государств:

    • стимулирование трудовой миграции;
    • ограничение трудовой миграции;
    • создание условий для реэмиграции;
    • создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

     Эмиграционная политика основывается на следующих  принципах:

    • гарантия возможности возвращения мигрантов на родину;
    • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
    • содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке;
    • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
    • оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

     Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;
  3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
  4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов;
  5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
  7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

     1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран

     Миграционный  прирост в 2005-2010 годах составил 24,4 миллиона человек, но, с учетом смертности, число международных мигрантов  увеличилось на 18,7 миллиона человек,

     Женщины составляют почти половину международных  мигрантов, лица в возрасте до 20 лет  – 16%, 60 лет и старше – 17%.16

     За  счет международной миграции в 2005-2010 годах население развитых стран  увеличивалось в среднем на 2,2‰  в год, а население развивающихся стран сокращалось на 0,5‰

     Объем средств, поступивших от мигрантов  в развивающиеся страны, составил в 2007 году 246 миллиардов долларов США  – вдвое больше, чем весь объем  международной помощи на развитие.

     Общемировые последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы.

     Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

    • занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендует местное население (на тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине; а некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии;
  • облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью;
  • существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
  • иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
  • велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению (в Люксембурге 38% новорожденных появляется в семье переселенцев, в Швейцарии - 24%);
  • иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
  • иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;
  • масштабы миграции влияют на размеры налоговых поступлений и на государственные расходы; налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, а государственных расходов на их образование не требуется; положение нелегальных мигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, следовательно, государственные расходы на их содержание незначительны.

Информация о работе Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России