Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью, поставленной в курсовой работе, является рассмотрение международной миграции населения. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть и рассмотреть теоретические основы международной миграции населения, а именно основные виды, направления и причины миграции, основные центры притяжения мигрантов, объемы потоков и последствия миграции для стран-доноров и принимающих стран;
рассмотреть цели, инструменты и выявить особенности государственного регулирования международной трудовой миграции в России;
рассмотреть иммиграционную и эмиграционную политику;
проанализировать современную международную миграцию населения, ее регулирование и рынок рабочей силы в России, а также конкурентоспособность рабочей силы в России.
Введение ………………………….…………………………………..... с.3 Глава 1 Сущность международной миграции ………………..…...……….. с.6
Причины международной миграции населения, ее основные виды………………………………………………………………... с.7
Основные направления международной миграции и объемы потоков ………………………………………………………...... с.12
Государственное регулирование международной трудовой миграции ……………………………………………………….. с.17
1.3.1 Иммиграционная политика …………………………………. с.19
1.3.2 Эмиграционная политика ………………………………….... с.22
1.3.3 Последствия международной трудовой миграции для принимающих стран и стран-доноров……………………………………………................... с.24
Глава 2 Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России…………………………………………………...…………... с.29
2.1 Миграционные процессы в России …………………………… с.31
2.2 Регулирование миграции в России …………………………...... с.34
2.3 Конкурентоспособность рабочей силы в России ……………… с.36
Заключение …………………………………………………………………… с.40
Список используемой литературы ………………………………………….. с.44
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в странах-донорах является то, что:
Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы:
И доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, являющаяся прочным источником валютных доходов.
В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.
Вместе с тем, эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб, при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов, спортсменов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда.
Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов.
Однако
«утечка умов» и «утечка
Это имеет
немаловажные последствия в условиях
огромной роли научно-технического прогресса
в развитии экономики, как всего мирового
хозяйства, так и отдельных стран. Положение
стран-доноров высококвалифицированной
рабочей силы ухудшается, размывается
база для развития технического и экономического
потенциала страны в будущем.
Глава
2 Международная миграция
населения и рынок
рабочей силы в
России
Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого она принимала минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.
В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.
Ситуация с трудовыми
Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.
Российские условия крайне выгодны для иностранных специалистов. Это объясняется, в частности, меньшим, по сравнению с другими странами, объемом взимаемых налогов и более высоким чистым доходом. Около 97% опрошенных признают, что работа в России позволяет им заработать больше, чем на родине.
Следует
отметить, что в ежегодном докладе
Expat Explorer-2009, подготовленным по инициативе
британского банка HSBC, самый высокий
в мире доход для
Число
официально работающих в России трудовых
мигрантов постоянно
Ежегодно границу Российской Федерации пересекает около 26 млн. человек. Количество иностранных граждан, въехавших на территорию России в 2009 году, превысило 11,2 млн. человек, при этом покинули страну за тот же период более 7 млн. мигрантов. Из тех, кто въехал в Россию в 2009 году, в настоящее время в стране находится более 5,1 млн. человек.20
Этот
показатель отражает лишь небольшую
часть реального процесса. Согласно
экспертным оценкам, численность нелегальных
(или незаконно занятых) трудовых мигрантов
в России составляет сегодня от 4 до 6 млн.
человек и как минимум в пять раз превышает
данные официальной статистики. Однако
если в начале 2000-х годов численность официально
привлекаемой из-за рубежа иностранной
рабочей силы не превышала нескольких
сотен тысяч человек и составляла не более
5% всех трудовых мигрантов, то во второй
половине десятилетия под влиянием произошедшей
либерализации миграционной политики
наметилась явная тенденция к увеличению
легальной составляющей миграции.[Приложение
№1]
2.1 Миграционные процессы в России
На пространстве СНГ Российская Федерация является основным государством, принимающим трудовых мигрантов. По данным ООН наша страна занимает 2-е место в мире (после США) по количеству принятых мигрантов.
В данном пункте рассматриваются тренды изменений количественных параметров и состава легальной трудовой миграции21 в Российскую Федерацию в целом, а также в разрезе принимающих регионов и стран выхода мигрантов за 2005–2008 гг. на основе государственной статистической отчетности Федеральной миграционной службы (ФМС) России и Росстата.
За этот период дважды происходили кардинальные изменения в факторах, определяющих размеры легальной составляющей трудовой иммиграции в стране.
В 2007 г. вступило в силу новое миграционное законодательство, существенно облегчившее процедуры легализации пребывания и занятости для трудовых мигрантов, прежде всего, из стран с безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию, к которым относятся практически все государства СНГ за исключением Грузии и Туркмении и в обмене населением с государствами-участниками СНГ наблюдается увеличение миграционного прироста. Численность легальных трудовых мигрантов в России в выросла в 3,4 раза – с 702,5 тыс. человек в 2005 г. до 2,4 млн. в 2008 г., в 2005 и 2006 гг. – примерно в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом, а в «переломный» 2007 год – почти в 1,7 раза, однако темпы этого прироста были не одинаковы.
Так, в 2005–2006 гг., как и в предыдущие годы, Китай и Украина попеременно занимали первое и второе места по количеству легально работающих в нашей стране иностранных граждан. В 2007–2008 гг. эти государства были уже на третьем и четвертом местах, уступив лидерство Узбекистану и Таджикистану.
При этом количество легальных трудовых мигрантов из Украины и Китая за 4 года выросло одинаково – в 1,7 раза. В 2005 г. легально трудились в России 141,7 тыс. граждан Украины и 160,5 тыс. – Китая, а в 2008 г. – 245,3 тыс. и 281,6 тыс., соответственно. За тот же период Турция сместилась с третьего на шестое место среди государств – основных поставщиков легальных трудовых мигрантов в Россию, а Вьетнам – из первой пятерки на девятое место. Темпы роста численности законно оформленных работников из Турции и Вьетнама в 2005-2008 гг. были такими же, как и для граждан Украины и Китая – в 1,7-1,8 раза (с 73,7 тыс. человек до 130,5 тыс. и с 55,5 тыс. человек до 95,2 тыс., соответственно).
Гораздо более высокими темпами росла легальная трудовая миграция из трех республик Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана и Киргизии), которая составляла в 2005 г. 16,8% общего числа легальных иностранных работников в России и более 34,3% – среди работников из стран СНГ. В 2006 г. эти показатели выросли до 23,4% и 44%, соответственно. В 2007 г. они уже составляли 41% и 61%. По итогам 2008 года граждане этих трех государств составили более 50% от числа всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из СНГ.
Основу миграции (более 70%) сегодня составляют выходцы из небольших городов и сел, в то время как в недалеком прошлом это были жители крупных городов, в том числе столиц.
Подавляющее большинство (более 84%) легальных иностранных работников составляли мужчины, на долю женщин приходилось около 15%.
По данным социологических опросов Центра миграционных исследований при ИНП РАН, подавляющее большинство женщин-мигрантов работают в секторах занятости, остающихся по разным причинам неформальными (домашнее хозяйство, сфера развлечений, сексуальные услуги и т.д.). На вовлеченность женщин в трудовую миграцию оказывают влияние также и традиции некоторых стран выхода мигрантов, в первую очередь мусульманских: положение женщин в обществе, распространенность многодетных семей. [Приложение №2]
В возрастной структуре легальных иностранных работников отмечается, что доля молодежных возрастов 18–29 лет заметно выросла в 2007–2008 гг. (34,8% и 36,6% соответственно) в сравнении с 2005–2006 гг. (26,7% и 28,2% соответственно). Этот рост произошел, в основном, за счет снижения доли возрастов 30 – 39 лет (36,2% в 2005 г., 38,9% в 2006 г., 32,4% в 2007 г. и 30,5% в 2008 г.). Несколько понизилась и доля возрастов 40-49 лет.
Подобные
изменения можно объяснить
Информация о работе Международная миграция населения и рынок рабочей силы в России