Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить логистическую координацию закупок;
2) рассмотреть оптимизационные логистические решения в управлении закупками;
3) изучить оценку эффективности снабженческой деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В написании данной работы были использованы специальная литература, периодическая печать, а также источники из Интернета.
Введение 3
1. Логистическая координация в закупках 5
2. Оптимизационные логистические решения в управлении закупками 9
3. Оценка эффективности снабженческой деятельности 17
3.1. Области и направления исследования эффективности снабжения 17
3.2. Логистический аудит и бенчмаркетинг в снабжении 20
3.3. Оценка эффективности отношений с поставщиками и сбалансированная система показателей в снабжении 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения
Области исследования эффективности снабжения:
1)
технико-экономическая оценка
2)
оценка существующих и
3)
оценка системы закупок (
4)
оценка стратегии
Развернутая их типология включает следующие области исследования эффективности снабжения:
- сокращение расходов на размещение заказов на поставки (по видам материальных ресурсов и поставщиков);
-
обеспечение выполнения
-
повышение степени
-
реализация возможности
-
улучшение взаимоотношений с
поставщиками (формирование партнерских
отношений, заключение
- управление базой поставщиков (повышения числа поставщиков, сертифицированных по стандартам ISO);
-
расширение масштабов
Направления исследования эффективности снабжения:
-
установление стоимости
-
определение рентабельности
-
определение зависимости
-
определение степени
-
установление качества
-
определение степени сложности
поиска информации о рынке
поставок и обоснованности
-
функционально-стоимостной
-
поиск материальных ресурсов-
-
повышение качества
-
разработка новых
- решение дилеммы «производить или закупать»;
-
определение направлений
- выбор и обоснование системы закупок;
- разработка политики закупок и руководства для ее реализации;
- анализ расходов поставщиков на производство и поставки ими своей продукции;
-
анализ снижения расходов на
осуществление закупочной
- определение вклада снабжения в повышение конкурентоспособности предприятия;
-
установления способов
-
нормирование расхода
-
постановка управленческого
-
изменение процедур оценки
- пересмотр базы поставщиков;
-
определение сфер
-
проведение тренингов с
-
исследование возможностей
-
ликвидация отходов и
-
разработка терминологических
-разработка этического кодекса закупочной деятельности (рис.13).
Разработка критериев оценки эффективности снабжения затруднена по причинам:
- отсутствия рабочих стандартов закупочной деятельности;
- отсутствия управленческого учета в сфере снабжения;
-
различия в масштабе и
-
неопределенности
-
сложности определения вклада
снабженческой деятельности в
достижение корпоративных целей (таблица
8).11
3.2.
Логистический аудит и бенчмаркетинг
в снабжении
Логистический аудит в снабжении (внутренний и внешний) направлен на оценку, в рамках которой производится сравнение результатов снабженческой деятельности с плановыми и бюджетными показателями. Кроме того, оценивается степень выполнения сотрудниками сферы снабжения поставленных перед ними задач.
Логистический бенчмаркинг в снабжении представляет собой сравнительную оценку эффективности тестируемого и эталонного объекта сферы снабженческой деятельности, правильность функционирования которого не вызывает сомнений. В плане анализа затрат его глобальная роль заключается в следующем. Его применение создает объективные предпосылки для перевода нерегулируемых расходов в сфере снабжения в разряд регулируемых. Логистический бенчмаркинг в снабжении используется предприятиями для адаптации своих логистических нормативов к лучшим образцам передовой практики. Применяется комбинация трех методов сравнительного анализа:
1) предполагает использование опубликованных логистических данных, которые можно почерпнуть из аналитических обзоров, периодической печати и исследований высших учебных заведений (хотя такая информация и доступна, извлечь из нее конкретные рекомендации достаточно сложно);
2) основан на объединении одного предприятия с другими организациями ради систематического обмена данными для сравнительного анализа (создание и поддержание подобных союзов требует значительных усилий, однако он более эффективен, чем предыдущий метод;
3)
опирается на экономическую разведку,
которая, главным образом, имеет дело со
всеми открытыми источниками информации.12
3.3.
Оценка эффективности отношений с поставщиками
и сбалансированная система показателей
в снабжении
Оценка
эффективности отношений с
-
уровень удовлетворения
-
неудовлетворенная сторона (
-
попытки изменения сложившихся
отношений между контрагентами
могут повлиять на
- попытки изменения сложившихся отношений между контрагентами могут привести к ситуации выигрыш – проигрыш, проигрыш – проигрыш и выигрыш – выигрыш.
Верхний правый квадрат на рис.14 (область (5,5) – (10.5) – (10,10) – (5,10)) соответствует ситуации, когда контрагенты удовлетворены сложившимися отношениями. Последние способствуют установлению долгосрочному сотрудничеству, которое со временем может перерасти в партнерство. Стратегия улучшения взаимоотношений между контрагентами связана с продвижением от ситуации, характеризуемой координатами (5, 5) к цели (10, 10).
Нижний правый квадрат на рис.14 (область (5,10) – (10,0) – (10, 5) – (5, 5)) воссоздает положение, когда покупатель удовлетворен частично, а поставщик не удовлетворен существующими между ними отношениями. Это зеркальное отражение области С, и на практике поставщик возможно будет предпринимать активные действия для к изменению ситуации. Однако стабильности во взаимоотношениях вероятнее всего в долгосрочной перспективе ожидать не следует.
Верхний левый квадрат на рис.14 (область (0,5) – (5,5) – (5, 10) – (0,10)) воспроизводит ситуацию, когда поставщик удовлетворен отношениями с покупателем частично, а последнего взаимоотношения с поставщиком не устраивают. В данном случае следует ожидать, что покупатель попытается улучшить ситуацию с поставками. Если это будет сделано за счет поставщика, то нельзя исключить, что оценка поставщика будет прецессировать по шкале удовлетворения к области Д. Известно, что наименее удовлетворенное лицо является наиболее вероятным сторонником перемен. Стремление к переменам в конечном итоге может обернуться снижением удовлетворения обеих сторон, и их оценки могут оказаться в области Д. 13
Нижний левый квадрат (область (0, 0) – (5, 0) – (5, 5) – (0, 5)) характеризует ситуацию, когда контрагенты имеют друг к другу серьезные претензии. Такая ситуация на практике не может затягиваться надолго.
Диагональ на рис.14 представляет собой линию «справедливости или стабильности». Когда оценки контрагентов располагаются вдоль нее, стороны, по крайней мере, находятся в одинаковом положении. Координаты (0, 0) и (10, 0) представляют две противоположности. Ситуация, соответствующая, первой координате крайне неблагоприятная для обеих сторон, поскольку даже при положительных сдвигах во взаимоотношениях контрагентов «шлейф» коммерческого конфликта еще долго сохраняется.
Ситуация, которая наблюдается в районе точки (10,10) в реальности встречается редко и практический интерес представляет только для понимания верхнего предела установления отношений между контрагентами (рис.14).
Взаимоотношения между контрагентами, которые соответствуют координате (5, 5), классифицируются как абсолютный минимум, приемлемый для обеих сторон. Не рекомендуется закреплять хозяйственные связи между ними долгосрочными соглашениями, если эта планка не достигнута. При этом зона самой большой стабильности взаимоотношений между ними находится на линии диагонали в правой верхней ячейке матрицы.
Описанная выше система оценки создает объективные предпосылки для управления отношениями между контрагентами и переводу их в разряд долгосрочных. Хотя такая система и является достаточно упрощенной, попытка привязать контракты к этой модели может способствовать выработке показателей удовлетворенности потребителя.
Сбалансированная система показателей в снабжении – служит для разработки стратегии повышения эффективности снабжения, одним из центральных приоритетов является улучшение логистического обслуживания производственных потребителей (рис.3). Предпочтительной считается такая стратегия, которая согласно прогнозам производственного потребления бесперебойно, комплектно и эффективно обеспечит производственные, ремонто-эксплуатационные и иные нужды предприятия. Миссия сбалансированной системы показателей в снабжении заключается в том, чтобы очертить круг стратегических целей, отразить их оценочные показатели и способствовать их комплексной грамонизации путем урегулирования межфункциональных конфликтов.14
Отчеты о закупках включают элементы:
Информация о работе Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов