Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить логистическую координацию закупок;
2) рассмотреть оптимизационные логистические решения в управлении закупками;
3) изучить оценку эффективности снабженческой деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В написании данной работы были использованы специальная литература, периодическая печать, а также источники из Интернета.
Введение 3
1. Логистическая координация в закупках 5
2. Оптимизационные логистические решения в управлении закупками 9
3. Оценка эффективности снабженческой деятельности 17
3.1. Области и направления исследования эффективности снабжения 17
3.2. Логистический аудит и бенчмаркетинг в снабжении 20
3.3. Оценка эффективности отношений с поставщиками и сбалансированная система показателей в снабжении 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения
8.
Реорганизация
9.
Наличие квалифицированных
10.
Закупки товаров обычно
На решение дилеммы «производить или закупать» влияют факторы:
1.
Объем требуемой продукции
2. Требования к качеству товара точны или необычны, вследствие чего могут потребоваться особые методы производства, которыми поставщики не располагают.
3.
Существует необходимость в
4.
Необходимо сохранять
5. Необходимо снижать расходы.
6. Можно получить выгоду, вследствие дополнительного преимущества, отсутствия простоя оборудования и т.п.
7.
Необходимо обеспечить
8.
Необходимо снизить
9. Стратегические факторы (политические и т.п.)
Логистический аутсорсинг в управлении закупками - одно из решений дилеммы «производить или закупать», которое предполагает замещение отдельных функций закупочной деятельности (складской, транспортной, логистического аудита поставщиков, управление производственными запасами или поставками и т.п.) выполняемых самостоятельно, услугами внешнего логистического провайдера. Его эффективность определяется способностью предприятия разделить свои функции закупки на основные и второстепенные, а затем передать последние функции третьей стороне. Не рекомендуется выносить за пределы предприятия процессы закупочной деятельности, которые: будут соответствовать отраслевым стандартам или превосходить их в течение следующих трех лет; обеспечивают существенные конкурентные преимущества; никто из внешних поставщиков аутсорсинговых услуг не сможет выполнять в ближайшее время; являются определяющими для закупочной деятельности.
Исходной посылкой определения перспектив логистического аутсорсинга в управлении закупками выступает проведение эталонного тестирования закупочной деятельности на принципах бенчмаркинга. Целью такого тестирование является констатация внутренних и внешних границ повышения эффективности закупок.5
Статистика свидетельствует, что в 20% случаев предприятия отказываются от аутсорсинговых услуг в течение двух лет и в 50% случаев в течение пяти лет по следующим причинам: потерей контроля потребителями аутсорсинговых услуг за выполнением переданных третьей стороне функций; незащищенностью от рисков поставщиков аутсорсинговых услуг; вероятностью появления незапланированных расходов; сложностью количественного исчисления экономического эффекта при потреблении аутсорсинговых услуг; существованием конверсионных затрат; вероятностью привязки потребителей аутсорсинговых услуг к устаревшей технологии.
Обращение к логистическому аутсорсингу в управлении закупками нецелесообразно: когда провайдеры логистических услуг присутствуют на рынке в незначительном количестве; когда выполнение логистических операций требует специфических инвестиций или дефицитных ресурсов.
Задача определения количества внешних источников поставок имеет решения:
1. Заказ на поставку размещается у одного поставщика в случаях: поставщик является монополистом; существуют предварительные обязательства по закупкам, имели место успешные отношения в прошлом; поставщик удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям; объем заказа мал, что делает нецелесообразным его разделение между поставщиками; консолидация закупок приводит к скидкам или понижению ставок тарифа на фрахт транспорта; поставщик будет более уступчивым, заинтересованным и лояльным, если весь заказ покупателя будет размещен у него; требуется повысить оперативность планирования поставок, эффективность использования информационных технологий или снизить трансакционные издержки, связанные с взаимодействием с поставщиками; существует целесообразность налаживания с поставщиком партнерских отношений.
2.
Заказ на поставку однотипной
продукции размещается у
Методы разделения заказа среди поставщиков:
- равномерное разделении заказа;
- размещение большей части заказа у предпочтительного поставщика, а остальной части - у одного или более источников поставок.6
Метод логистического анализа АВС состоит в том, что вся номенклатура материальных ресурсов, необходимых для производственного потребления, располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций на складах предприятия (рис.8, таблица 4). Цену единицы ресурса умножают на его количество, потребляемое в рассматриваемом периоде, после чего производится ранжирование в порядке убывания этих величин с последующим разделением на группы материальных ресурсов, определяющих доли стоимости производственных запасов: А –20%; В - 30%; С – прочие 50% малоценных ресурсов.
Метод логистического анализа XYZ - позволяет отразить степень неравномерности ухода материальных ресурсов со склада, т.е. степень неравномерности их производственного потребления (рис.9, таблица 5). Это способствует более точной, нежели чем при использовании метода АВС, классификации таких ресурсов по характеру их потребления. Последняя осуществляется путем ранжирования номенклатурных позиций данных ресурсов на основании коэффициентов вариации. Деление совокупности этих позиций на подмножества X, Y и Z производится в соответствии с диапазонами коэффициентов вариаций в следующей последовательности:
1) 0% – 25% (X);
2) 25% - 80% (Y);
3) > 80% (Z).7
Материальные ресурсы, которые относятся к подмножеству X, характеризуются стабильной величиной производственного потребления, что позволяет достаточно точно его прогнозировать. Если они относятся к подмножеству Y, то это свидетельствует о наличии колебаний спроса на них. Возможности прогнозирования подобных колебаний оцениваются как средние. Последний вариант указывает на нерегулярность их потребления, причем прогнозировать это сложно.
Отнесение материальных ресурсов к категориям «X», «Y» или «Z» должно осуществляться исходя из конкретной специфики осуществления бизнес-процессов предприятия. Так же как и в случае АВС - анализа долевые границы каждой категории номенклатуры потребляемых материальных ресурсов носят «плавающий» характер, т.е. индивидуальны для каждого конкретного предприятия. При использовании XYZ-анализа на значения этих границ оказывают влияние продолжительность периода производственного потребления, выбранная в качестве временной единицы (квартал, месяц, декада, неделя, сутки, рабочая смена). Общее правило: чем короче период производственного потребления, тем выше значения коэффициентов вариации по каждой категории номенклатуры (ассортимента) товарно-материальных ресурсов.
Низкий уровень коэффициента вариации спроса на ресурсы, отнесенные к категории «X», может быть демпфирован за счет закупок, повторяющихся без изменений.
Средний уровень коэффициента вариации, характерный для ресурсов группы «Y», требует перехода к следующему виду закупок – повторяющихся с изменениями. В ситуации модифицированной покупки существенно возрастает значение этапов сравнительного анализа и оценки поставщиков и их предложений. Возможные изменения могут касаться как ресурсов, так и условий взаимоотношений с поставщиками по поводу их приобретения. Для этой ситуации характерен конкурентный выбор между традиционными и потенциальными поставщиками.8
При высоком уровне коэффициента вариации ресурсов группы «Z» может оказаться, что стохастичность спроса на ресурсы не может быть устранена в рамках существующих хозяйственных связей. В этой ситуации максимально велика роль каждой из функциональных служб общей организации закупочной деятельности.
Метод логистического анализа ФСА - морфологический метод решения экономических задач. В его основе лежит постулат о том, что затраты, связанные с наличием у объекта избыточных функций, являются неоправданными. В нем выделяют два уровня:
1. – творческий этап, на котором проводится поиск возможных альтернативных вариантов объекта для осуществления функций и стоимостная оценка их качества;
2. – исследовательский этап, где осуществляется выбор искомого объекта (морфологический синтез).
Объектами ФСА в закупочной деятельности материальные ресурсы, которые поступают в производственное потребление. Избыточность функций у этих ресурсов рассматривается как излишний запас. ФСА в этом контексте применяется в следующих направлениях:
1. - для идентификации полезности исследуемого материального ресурса;
2. - для устранения или ослабления отрицательного функционального эффекта, возникающего в процессе функционирования готовой продукции, при производстве которой был использован конкретный материальный ресурс;
3. - в целях синтеза или усовершенствования сложной в производственно-техническом плане продукции;
Определение полезности исследуемого материального ресурса проводится в четыре этапа:
1. - выбор объекта исследования: устанавливаются критерии для отбора объекта и формулируются эталонные требования к нему;
2. - анализ объекта: определяются источники информации, характеризующие объект исследования, проводится ее поиск и систематизация → осуществляется анализ функций объекта, уточняется их классификация и структура → функциональные характеристики объекта сопоставляются с эталонными требованиями, отражающими отраслевые достижения → измеряется полезность функциональных характеристик объекта → сопоставляются оценки полезности объекта исследования и его альтернативных вариантов;
3. - разработка вариантов решения: предусматривает определение избыточности или дефицита функций у альтернативных вариантов объекта исследования;
4. - определение полезности объекта исследования: стоимостная оценка альтернативных вариантов объекта исследования.
Переговоры
о цене, приводящие к экономии средств,
среди критериев эффективности
закупок имеют наивысший
3. Оценка эффективности снабженческой деятельности
3.1.
Области и направления исследования эффективности
снабжения
Информация о работе Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов