Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа
Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, методы макроэкономики не просто описывают макроэкономические явления и процессы, но с их помощью выявляется закономерности и зависимости между ними, исследуются причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических методов и свободное оперирование ими позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Специальность 1-25 01 08 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Специализация
1-25 01 08-03 07 «Бухгалтерский учёт, анализ
и аудит в агропромышленном комплексе»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
МЕТОДЫ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Автор работы
студентка группы БУАК-091, _________ Киселёва А. В.
2 курс
Руководитель
доцент,
к. э.н.
МОГИЛЁВ 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику, которая, как нам известно, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Поэтому, чтобы тщательно изучить основной предмет «Макроэкономики», нужно обладать неким специальным инструментарием, т. е. методами. Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, методы макроэкономики не просто описывают макроэкономические явления и процессы, но с их помощью выявляется закономерности и зависимости между ними, исследуются причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических методов и свободное оперирование ими позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики.
Основная цель данной работы – рассмотрение методов в их динамике, которые использует макроэкономика. В связи с этой целью, поставлены основная задача работы – выявить специфические стороны макроэкономических методов. Именно цель и задача проекта оказали влияние на его структуру.
В первом разделе данной курсовой работы подробно рассматриваются общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики, такие, как научное абстрагирование, методы индукции и дедукции, метод единства исторического и логического, метод диалектики и т. д.
Как
и другие науки, макроэкономика обладает
специфическими методами, основными из
которых являются агрегирование и моделирование.
Эти два метода обуславливают особенности
макроэкономических исследований. Их
сущность и особенности раскрыты во втором
разделе данной курсовой работы.
1 ОБЩЕНАУНЫЕ МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Наиболее значимыми общенаучными методами являются диалектический и метафизический, диалектики общего, особенного и единичного, абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, генетический, причинно-следственный и функциональный, системный и структурный. Внимание будет акцентировано на их особенностях с учетом методологии макроэкономики.
Диалектический метод требует рассмотрения макроэкономических явлений и процессов в их непрерывном движении, взаимосвязях и взаимозависимостях, когда накопление количественных изменений влечет за собой изменения качественные, а источником восходящего развития является единство и борьба противоположностей. Диалектический метод реализуется благодаря многим более конкретным подходам.
Например,
генетический подход предусматривает
исследование возникновения и становления
макроэкономического явления
Причинно-следственный подход
Принципиальное значение для макроэкономической науки является использование потенциала диалектики общего, особенного и единичного. Национальная экономика Беларуси, безусловно, является уникальным образованием хотя бы потому, что иной такой же не существует. Однако именно такой она является, в том числе и потому, что ей присущи, с одной стороны, особые черты, которые характерны для постсоциалистических переходных экономик, а с другой, – общие, носителем которых является экономика каждой страны, как неотъемлемой составляющей глобальной (международной) экономики. Таким образом, национальная экономика Беларуси должна изучаться как объективное противоречивое единство общего, особенного и единичного. Макроэкономическая наука призвана адекватно отразить это объективное состояние, его возможные изменения и на этой основе предложить соответствующие меры экономической политики государства. Это будет способствовать прекращению некритического копирования уникальных характеристик других национальных экономик, а также использованию зарубежного опыта исключительно с учетом белорусских реалий.
В отличие от диалектического метода, метафизический метод требует концентрации внимания на статическом состоянии объекта макроэкономических исследований, вне его связей с другими объектами, на его функционировании, а не развитии. Этим требованиям более адекватен функциональный подход, в соответствии с которым непосредственно изучаемому макроэкономическому объекту присваивается статус функции, а влияющим на него объектам – переменных аргументов. Применение математического инструментария делает возможным установление функциональной зависимости между ними, в частности, степени изменений функции в зависимости от изменений аргументов.
Диалектический и метафизический методы являются всеобщими методами познания, которые не исключают, а дополняют друг друга. Понятно, что каждый из них более адекватен решению вполне определенных научных задач (например, диалектический метод является более адекватным изучению проблем макроэкономического развития, а не функционирования, а метафизический – напротив), каждому из них в большей мере соответствуют вполне определенные общенаучные и специфические подходы (например, диалектическому методу – динамические, прогностические; метафизическому – статические, равновесного анализа), но для большей полноты и глубины познания объекта необходимо их комплиментарное взаимодействие.
Именно в этом контексте необходимо использовать методы абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукции и дедукции. Хотя исторически они возникли в рамках метафизической по своему характеру формальной логики, с развитием науки они обрели диалектический "колорит" и в современных условиях являются неотъемлемыми составляющими любого научного исследования.
В
общенаучном смысле абстрагирование
означает формирование образов и
моделей макроэкономической реальности
посредством использования
Метод
единства исторического и логического
базируется на определенных отношениях
между исторически
Метод
макроэкономического анализа
Макроэкономический синтез может выступать и в форме взаимосвязи, симбиоза различных, в том числе конкурирующих теорий или их отдельных базовых постулатов. Одним из примеров подобного синтеза является концепция кейнсианско-неоклассического синтеза.