Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа
Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, методы макроэкономики не просто описывают макроэкономические явления и процессы, но с их помощью выявляется закономерности и зависимости между ними, исследуются причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических методов и свободное оперирование ими позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При моделировании используют ряд допущений (предпосылок). Именно с их помощью упрощается изучаемая экономическая действительность. Упрощение выступает необходимой составной частью модели, посредством которого осуществляется макроэкономический анализ. Однако если при построении модели упускаются из виду важнейшие характеристики экономики, то можно прийти к неверным результатам и выводам.
В
макроэкономике не существует единой
модели, способной описать все
взаимосвязи в экономике, а используется
множество моделей, каждая из которых
исходит из различных исходных предпосылок
и решает определённую задачу. При этом
нельзя забывать о том, что качество модели
зависит от правильности исходных предпосылок
и что одни и те же допущения в одних случаях
приводят к верным результатам, а в других
– к ошибочным.
Основные требования, предъявляемые к экономическим моделям, - это достоверность, верифицируемость, эвристичность. Достоверность означает, что модель должна правдиво описывать существующие взаимосвязи в экономике Верифицируемость предполагает, что выводы, полученные с помощью модели, могут быть проверены на практике. Эвристичность – это прогностические способности модели. Экономическая модель должна служить основой для научного прогнозирования макроэкономических процессов.
С точки зрения временного исследования макроэкономических процессов выделяются статистический анализ, сравнительный и динамический.
При статистическом анализе выясняются значения уже известных эндогенных (внутренних) параметров, при которых достигается равновесие в соответствующем сегменте национальной экономики или общее равновесие. В этом случае имеют дело со статистическими моделями, все параметры которых относятся к одному и тому же периоду времени. Также предполагается, что эндогенные переменные моментально реагируют на изменения экзогенных параметров.
Если в статистической модели значения экзогенных параметров в одном периоде заменить на их значение в другом, то обнаруживается с большой точностью новые величины эндогенных переменных состояния исследуемого процесса. Такой приём называется анализом сравнительной статистики. Он позволяет определить степени влияния экзогенных параметров на эндогенные (например, влияние изменения государственных расходов за счёт дефицитного финансирования на объём внутренних инвестиций).
Динамический анализ используется при исследовании перехода национальной экономики из одного состояния в другое. В динамической модели содержатся переменные, относящиеся к разным периодам времени, поэтому здесь отражается процесс перехода экономической системы (подсистемы) от исходного (базового) к конечному состоянию. В рамках динамического анализа выясняются также причины возможного невозвращения экономической системы в равновесное состояние после внешнего толчка (экзогенного шока).[3, с.13]
Таким
образом изучение макроэкономической
теории с помощью выше изложенных специфических
методов (агрегирования и моделирования)
углубляет понимание обществом сути, закономерностей
и тенденций развития деятельности
хозяйствующих субъектов и национальной
экономики страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом на основании изученных вопросов о методах и особенностях макроэкономических исследований я пришла к определённым выводам.
Макроэкономика исследует чрезвычайно сложный объект, которым, как нам уже известно, является национальная экономика страны. Поэтому, при её изучении макроэкономика использует весь арсенал научных методов: анализ и синтез, исторические методы, методы индукции и дедукции, метод научной абстракции и многие другие. Именно подробное рассмотрение и усвоение этого арсенала было моей целью. Однако, на мой взгляд, общенаучных методов не хватает для полного, масштабного изучения сложного объекта макроэкономики. Эти методы по своей сути затрагивают лишь поверхностные стороны национальной экономики, не вдаваясь в значительную сложность её структуры. Каждый хозяйствующий субъект, входящий в состав национальной экономики требует детального рассмотрения не только с помощью общего инструментария, но и с использованием особых приёмов (агрегирования, моделирования). К примеру, именно агрегированный показатель, который представляет своего рода некую абстракцию, позволяет мысленно объединить в некое целое совокупность явлений, имеющих родственные индивидуальные характеристики.
Вследствие того, что макроэкономика основана на взаимодействии наблюдений и теории, макроэкономисты занимаются сбором и анализом данных о доходах, ценах, безработицы и многих других показателях для того, чтобы сформулировать общетеоретический подход к объяснению этих данных. Достичь этой цели, как мы уже убедились, помогает экономическое моделирование.
Только в достаточной степени овладев методологией изучаемой дисциплины, возможно проследить динамику развития национальной экономики страны, и в соответствии с полученной информацией о её составляющих, можно принимать решения по поводу изменения экономической политики.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Макроэкономика: Учебник/Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина и др. Под ред. А. В. Сидоровича.- М.: Дело и Сервис, 2001. – 448 с.
2 Микроэкономика: Учебник/Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. - М.:Дело и Сервис, 2002.-304с.
3 Макроэкономика: учеб. пособие/А. В. Бондарь, В. А. Воробьёв, Л.Н. Новикова и др.- Мн., БГЭУ, 2007.- 415 с.
4
Лемешевский И. М.
5 Макроэкономика: Учебник/Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.:Высшее образование, 2006. – 654с.
6 Макроэкономика: научные школы, концепции, экономич. политика: учеб. пособие/А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская. Под ред. А. В. Сидоровича.- М.: Дело и Сервис, 2008.-534 с.
7 Макроэкономика: Методологические и методические особенности макроэкономического анализа, 2009: [Электрон. ресурс]/http://www. economy. ru.
8
Методы макроэкономического исследования:
[Электрон. ресурс]/http://market-pages.ru
9
Методы макроэкономических исследований:
[Электрон. ресурс]/http://www.nvtc/Kurt/
10 Лоскутов Владислав Иванович. Общенаучные методы исследований: [Электрон. ресурс]/http:/www. laskutov murmansk.ru.
11
Особенности макроэкономического анализа:
[Электрон. ресурс]/http:/economicus.ru.