Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 17:53, реферат
Метод - совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Белорусский государственный университет
Факультет
философии и социальных наук
Реферат на тему
«Методы
научного исследования»
Минск 2011
Метод
- совокупность приёмов и операций
практического и теоретического
освоения действительности.
Существуют
различные типы классификации
методов, в совокупности
Прежде
всего, следует выделить методы духовной,
идеальной (в том числе научной) и методы
практической, материальной деятельности.
В зависимости от роли и места в процессе
научного познания можно выделить методы
формальные и содержательные, эмпирические
и теоретические, фундаментальные и прикладные,
методы исследования и изложения и т. п.
Содержание изучаемых наукой объектов
служит критерием для различия методов
естествознания и методов социально-гуманитарных
наук. В свою очередь методы естественных
наук могут быть подразделены на методы
изучения неживой природы и методы изучения
живой природы и т. п. Выделяют также качественные
и количественные методы, однозначно-детерминистские
и вероятностные, методы непосредственного
и опосредованного познания, оригинальные
и производные и т. д.
В современной
философско-методологической литературе
различают несколько аспектов метода
как такового. Так, некоторые исследователи
считают, что каждый метод имеет
три основных аспекта: объективно-содержательный,
операциональный и праксеологический.
Первый аспект выражает обусловленность
(детерминированность) метода предметом
познания через посредство теории. Операциональный
аспект фиксирует зависимость содержания
метода не столько от объекта, сколько
от субъекта познания, от его компетентности
и способности перевести соответствующую
теорию в систему правил, принципов, приемов,
которые в своей совокупности и образуют
метод. Праксеологический аспект метода
составляют такие его свойства, как эффективность,
надежность, ясность, конструктивность
и т.п.
Идеальный
метод характеризуется отсутствием произвола,
чёткой направленностью на достижение
цели, плодотворностью, надёжностью, экономичностью.
Метод направлен на обнаружение, а не на
открытие (хотя открытие может произойти).
Методы
научного познания делятся на эмпирические,
теоретические (в соответствии с уровнями
научного познания) и общие.
В современной
науке достаточно успешно "работает"
многоуровневая концепция методологического
знания. В этом плане все методы
научного познания могут быть разделены
на следующие основные группы (по степени
общности и широте применения): философские
методы, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные
и методы междисциплинарного исследования
Философские
методы
Наиболее
древними философскими методами являются
диалектический и метафизический. По существу
каждая философская концепция имеет методологическую
функцию, является своеобразным способом
мыслительной деятельности. Поэтому философские
методы не исчерпываются двумя названными.
К их числу также относятся такие методы,
как аналитический (характерный для современной
аналитической философии), интуитивный,
феноменологический, герменевтический
(понимание) и др.
Нередко
философские системы (и соответственно
и их методы) сочетались и "переплетались"
между собой в разных "пропорциях".
Так, диалектический метод у Гегеля
был соединен с идеализмом, у Маркса
(как, кстати, и у Гераклита) - с
материализмом. Гадамер пытался совместить
герменевтику с рационалистической диалектикой,
и т.д.
Философские
методы - система "мягких" принципов,
операций, приемов, носящих всеобщий,
универсальный характер. Поэтому философские
методы не описываются в строгих терминах
логики и эксперимента, не поддаются формализации
и математизации.
Следует
четко представлять себе, что философские
методы задают лишь самые общие регулятивы
исследования, его генеральную стратегию,
но не заменяют специальные методы и не
определяют окончательный результат познания
прямо и непосредственно. Но это не означает,
что философские методы вовсе не нужны.
Как свидетельствует история познания,
ошибка на высших этажах познания может
завести целую программу исследования
в тупик.
Все возрастающую
роль в современном научном познании
играет диалектико-материалистическая
методология. Ее задача состоит в разработке
всеобщего способа деятельности, в развитии
таких категориальных форм, которые были
бы максимально адекватны всеобщим законам
существования самой объективной действительности.
Чтобы
стать методологическим принципом, всеобщие
диалектические положения должны принять
форму нормативных требований, своеобразных
предписаний, которые определяют способ
действия субъекта в познании и изменении
реального мира. Объективная детерминированность
диалектико-логических принципов служит
основанием для последующего субъективного
использования их в качестве средства
познания и практического овладения действительностью.
Основные принципы диалектического метода:
1. Объективность
- философский, диалектический
2. Всесторонность
- философский, диалектический
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе).
4. Историзм
- философский, диалектический
5. Противоречия
принцип - диалектический принцип, имеющий
основой реальные противоречия вещей
и сводящийся к следующим основным требованиям:
выявление предметного противоречия;
всесторонний анализ одной из противоположных
сторон данного противоречия;
исследование другой противоположности;
рассмотрение предмета как единства (синтеза)
противоположностей в целом на основе
знания каждой из них; топределение места
противоречия в системе других противоречий
предмета; прослеживание этапов развития
данного противоречия; анализ механизма
разрешения противоречия как процесса
и результате его развертывания и обострения.
Диалектические
противоречия в мышлении, отражающие
реальные противоречия, необходимо отличать
от так называемых "логических"
противоречий, которые выражают путаницу
и непоследовательность мысли и
запрещены законами формальной логики.
При неверной
реализации и применении принципов
диалектики возможны многочисленные искажения
их требований, а значит, отклонения
от пути к истине и возникновение
заблуждений. Это, в частности, объективизм
и субъективизм (в многообразных своих
формах); односторонность или субъективистское
объединение случайно "вырванных"
сторон предмета; игнорирование его сущности
или подмена ее второстепенными, несущественными
моментами; абстрактный подход к предмету
без учета определенных условий места,
времени и других обстоятельств; некритическое
его рассмотрение; модернизация или архаизация
прошлого; отождествление (смешение) предпосылок
возникновения предмета с ним самим; понимание
разрешения противоречия как "нейтрализации"
его сторон и ряд других.
Общенаучные
методы
Общенаучные
подходы и методы исследования
– те, которые получили широкое развитие
и применение в современной науке. Они
выступают в качестве своеобразной "промежуточной
методологии" между философией и фундаментальными
теоретико-методологическими положениями
специальных наук. К общенаучным понятиям
чаще всего относят такие понятия, как
"информация", "модель", "структура",
"функция", "система", "элемент",
"оптимальность", "вероятность"
и др.
Характерными
чертами общенаучных понятий
являются: "сплавленность" в их содержании
отдельных свойств, признаков, понятий
ряда частных наук и философских категорий
и возможность их формализации, уточнения
средствами математической теории, символической
логики.
Общенаучным
понятиям присуще большей частью абстрактно-общее
(одинаковое), что и позволяет выразить
их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций
формулируются соответствующие методы
и принципы познания, которые и обеспечивают
связь и оптимальное взаимодействие философии
со специально-научным знанием и его методами.
К числу общенаучных принципов и подходов
относятся системный и структурно-функциональный,
кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно
бурно в последнее время
Важная
роль общенаучных подходов состоит
в том, что в силу своего "промежуточного
характера" они опосредствуют
взаимопереход философского и частнонаучного
знания (а также соответствующих методов).
Частнонаучные
методы
Частнонаучные
методы - совокупность способов, принципов
познания, исследовательских приемов
и процедур, применяемых в той или иной
науке, соответствующей данной основной
форме движения материи. Это методы механики,
физики, химии, биологии и социально-гуманитарных
наук.
Дисциплинарные
методы
Дисциплинарные
методы - система приемов, применяемых
в той или иной научной дисциплине, входящей
в какую-нибудь отрасль науки или возникшей
на стыках наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой комплекс дисциплин,
которые имеют свой специфический предмет
и свои своеобразные методы исследования.
Методы
междисциплинарного исследования
Методы
междисциплинарного исследования как
совокупность ряда синтетических, интегративных
способов (возникших как результат
сочетания элементов различных
уровней методологии), нацеленных главным
образом на стыки научных дисциплин.
Широкое применение эти методы нашли
в реализации комплексных научных
программ.
Таким образом, методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д. Она не может быть сведена к какому-то одному методу. "Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией".
Список
литературы
1. Гейзенберг
В. Физика и философия. Часть
и целое. - М., 1989. С. 85.
2. Кохановский
В. П. Диапектико-материалистический метод.
- Ростов н/Д, 1992;
3. Кохановский
В. П. Нужна ли диалектика современной
науке? // Научная мысль Кавказа. 1998. № 2.