Методология прогнозирования и планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е.исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов сточки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

Содержание

1 Методология прогнозирования и планирования ……………………….....................….3

1.1 Научные основы методологии прогнозирования и планирования.………………….3

1.2 Методологические принципы прогнозирования и планирования ……......................5

1.3 Система показателей планов-прогнозов………………………....……………….…….8

1.4 Система прогнозов и планов. Методологические основы

их сопряжения………………………………………………………………………..….......9

1.5 Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования………………...12

1.6 Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки

бизнес-планов……………………………………………………………………………….13

Задача 1……………………………………………………………………………………....15

1.1 Расчет значения параметра Х1…………………………..……………………………..15

1.2 Расчет значения параметра Х2…………………………..………………………….….20

1.3 Расчет значения параметра Х3……………………………..…………………….…….23

1.4 Расчет значения параметра Х4……………………………..…………………….…….25

Задача 2……………………………………………………………………………………....27

Литература……………………………………………………………………..…………….

Работа содержит 1 файл

Контр. моя 24В.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

       Следовательно, на макроуровне должны проводиться  прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться  система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

       Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального  продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста, прогнозы структуры экономики.

       На  макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты  экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатывать прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, государственных операций при формировании госбюджета, социального развития, реальных доходов населения, покупательских фондов и товарных  ресурсов и ряд других.

       На  основе многовариантных прогнозных расчетов должны  приниматься эффективные плановые решения, определяться параметры экономических регуляторов. На макроуровне формируется государственный заказ, определяются ставки налогов, устанавливаются размеры государственных инвестиций, дотаций, заключаются межправительственные соглашения, регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов и базовых отраслей, решаются другие задачи.

       Для проведения макроэкономических расчетов целесообразно использовать разнообразные  методы в их сочетании, в частности макроэкономические модели, экономико-математические методы, методы экспертных оценок, экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы.

       В переходный период в условиях развития индикативного планирования и выработки стратегии возникла необходимость в проведении  многовариантных расчетов, чтобы из ряда вариантов можно было выбрать наиболее приемлемый, эффективный вариант развития экономики. Более высокие требования к прогнозам стали предъявляться с точки зрения повышения их научного уровня и точности прогнозных оценок. Все это обуславливает необходимость внедрения в практику прогнозирования и планирования прогрессивных методов. Специалисты – плановые работники – должны владеть не отдельными конкретными методами, а арсеналом методов прогнозирования и планирования и в каждом конкретном случае применять те из них, с помощью которых можно было бы более точно предвидеть будущее и принимать эффективные плановые решения.[1] 

       1.6 Прогнозирование  и планирование  на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов. 

       На  микроуровне – уровне предприятия, организации – объектами прогнозирования  и планирования являются: спрос, производство продукции, объем продаж, потребность  в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

       Субъекты  прогнозирования и планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические  отделы.

       Планы-прогнозы разрабатываются как в целом  по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.

       Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада).

       При переходе к рыночным отношениям особое значение стало придаваться бизнес-планам.

       Бизнес-план – документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом менеджмент данного предприятия намерен использовать эти возможности.

       Толчком к созданию нового предприятия или расширения существующего могут служить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоение других видов деятельности.

       В любом случае из перечисленных случаев  необходимо составление бизнес-плана, который призван дать целостную  систему оценок перспектив инвестиционного проекта.

       Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив  развития предприятия и выбор  лучших из них.

       На  основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширения системы и совершенствование методов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.

       Прогнозирование будущего развития предприятия –  самый значительный и сложный  этап  подготовки бизнес-плана, поскольку  на основе бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.

       При прогнозировании показателей бизнес-плана  целесообразно использовать систему  методов: экспертные оценки, факторные модели, методы оптимизации,  нормативный метод.

       Особое  значение должно придаваться прогнозированию  спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внутреннего  и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.

       Для разработки бизнес-планов рекомендуется  применять пакеты программ. В мировой  практике наибольшее распространение  получила методология по технико-экономическим  исследованиям и обоснованию  инвестиционных проектов, разработанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Их методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности. 

       ЗАДАЧА 1. 

             Регрессионная модель для технико-экономического  показателя «у» (прибыль узла  связи) имеет вид: 

             Y= 3000 + X1+ 3X2 +50X4 - 20X3 - 0.03X1X2 - 0.05X2X4 - 0.01X1X2;

          

       где Х1 – протяженность линий связи, км;

              Х2 – количество работников, чел;

              Х3 – удельные затраты на  одну услугу, у.е;

              Х4 – количество абонентов,  тыс. чел; 

              Определить прогнозное значение  прибыли на 2005 год. Предыстория  изменения параметров Х1 –  Х3 приведена ниже. Параметр Х4 оценивался экспертами. 

       Таблица 1. – Предыстория изменения параметров Х1 – Х3 и данные для расчета            параметра Х4. 

Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
X1 7786 8737 9050 9347 10010 10871 11272
X2 130 136 141 148 158 162 164
X3 69 71 70 67 73 67 70
               
№ эсп-та 1 2 3 4 5 6 7
Коэф. Дов. 0,75 0,04 0,41 0,25 0,28 0,38 0,86
Оценка  X4, тыс. 56 52 53 51 51 52 53
 

       РЕШЕНИЕ: 

       Значение  параметров Х1-Х3 определим методом  наименьших квадратов: 

       1. Определим значение  параметра Х1.

       1.1. Допустим, что параметр Х1 наиболее точно описывается линейной функцией:

                                            Х1=а*t+b,                                                       (1)

       где а, b – коэффициенты линейной функции;

             t – прогнозируемый год (для удобства решения задачи года с 1997 по   2003 заменим на значения с 1 по 7 соответственно).

       Коэффициенты  а и b находятся по формулам:

                                                                                                (2)

                                                                                                (3)

       Для удобства решения значения ti, х1i, ti2, tiх1i, х1расч.i, rх1i, rх1i2 покажем в таблице 2. 

       Таблица 2. – Расчетные данные. 

  ti х1i ti2 tiх1i х1расч.i rх1i rх1i2
  1 7786 1 7786 7901,21 -115,21 13274,33
  2 8737 4 17474 8461,43 275,57 75939,61
  3 9050 9 27150 9021,64 28,36 804,13
  4 9347 16 37388 9581,86 -234,86 55157,88
  5 10010 25 50050 10142,07 -132,07 17442,86
  6 10871 36 65226 10702,29 168,71 28464,51
  7 11272 49 78904 11262,50 9,50 90,25
Итого 28 67073 140 283978 67073,00   191173,57
 

       

       

       Для расчета Х1расч.i подставим а и b в формулу Х1=а*t+b;

             Х11=560,21*1+7341=7901,21

             Х12=560,21*2+7341=8461,43  и т.д. 

       Рисунок 1 – Практическое и расчетное  значение Х1, если оно описывается  линейной функцией. 

       1.2. Предположим, что  параметр Х1 наиболее  точно описывается  гиперболой:

                              Х1=a/t+b                                                               (4)

       Для перехода к линейной функции сделаем  подстановку T=1/t, тогда

                                             Х1=а*Т+b

       Далее вместо значений Тi подставим значения 1/ ti, где (i=1,…,7). Коэффициенты а и b рассчитаем по формулам (2) и (3). Все данные запишем в таблице 3. 

       Таблица 3. – Расчетные данные. 

  Тi ti х1i Ti2 Tiх1i х1расч.i rх1i rх1i2
  1 1 7786 1 7786 7399,12 386,88 149678,23
  0,5 2 8737 0,25 4368,5 9131,45 -394,45 155591,20
  0,33 3 9050 0,11 2986,5 9720,44 -670,44 449494,89
  0,25 4 9347 0,06 2336,8 9997,62 -650,62 423302,63
  0,2 5 10010 0,04 2002 10170,85 -160,85 25872,86
  0,17 6 10871 0,03 1848,1 10274,79 596,21 355465,85
  0,14 7 11272 0,02 1578,1 10378,73 893,27 797930,54
Итого 2,59 28 67073 1,51 22906 67073,00   2357336,21

Информация о работе Методология прогнозирования и планирования