Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 22:58, контрольная работа
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е.исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов сточки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
1 Методология прогнозирования и планирования ……………………….....................….3
1.1 Научные основы методологии прогнозирования и планирования.………………….3
1.2 Методологические принципы прогнозирования и планирования ……......................5
1.3 Система показателей планов-прогнозов………………………....……………….…….8
1.4 Система прогнозов и планов. Методологические основы
их сопряжения………………………………………………………………………..….......9
1.5 Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования………………...12
1.6 Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки
бизнес-планов……………………………………………………………………………….13
Задача 1……………………………………………………………………………………....15
1.1 Расчет значения параметра Х1…………………………..……………………………..15
1.2 Расчет значения параметра Х2…………………………..………………………….….20
1.3 Расчет значения параметра Х3……………………………..…………………….…….23
1.4 Расчет значения параметра Х4……………………………..…………………….…….25
Задача 2……………………………………………………………………………………....27
Литература……………………………………………………………………..…………….
Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорции и обеспечении их соблюдения.
Особое значение в переходный период к рыночным отношениям должно придаваться формированию общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметом потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и др.).
Не менее важным являются межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение между различными отраслями экономики. Они устанавливаются с помощью межотраслевого баланса.
Внутриотраслевые
пропорции представляют собой соотношение
между отдельными видами сопряженных
производств. Например, в легковой промышленности
соотношение между
Территориальные
пропорции характеризуют
Внешнеэкономические пропорции – это соотношение между производством продукции внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.
Принцип
сочетания отраслевого и
1.3
Система показателей
планов-прогнозов.
Развитие
экономики характеризует
Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных оборотных фондов, инвестиций, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.
В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.
Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система показателей должна быть комплексной,, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.
Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.
Деление показателей на натуральные и стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и др.
Подразделение показателей на количественные и качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства его интенсификации.
Показатели
рассчитываются как в абсолютном,
так и в относительном
Отношения
низовых звеньев экономики с
верхним уровнем находят свое
отражение в системе
К утверждаемым показателям относятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов.
Утверждаемые показатели в последнее время включают: государственный заказ, лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций, экономические нормативы.
Государственный заказ выполняет роль регулятора экономики. При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурсной основе, стимулирование выполнение заказа, взаимная ответственность сторон. У
Индикативные
показатели носят информационный характер.
С их помощью государство
Расчетные показатели носят вспомогательный характер.
При
переходе к рыночным отношениям в
связи с расширением
1.4
Система прогнозов
и планов. Методологические
основы их сопряжения.
Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов.
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на долгло- (от пяти и более лет), средне- (от трех до пяти), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (на каждый день, неделю, декаду).
Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.
На
основе частных прогнозов, характеризующих
различные стороны процесса воспроизводства,
разрабатываются комплексные
Логика
разработки комплексных прогнозов
экономического и социального развития
в переходный период предусматривает:
оценку тенденций социально-
С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.
На
макроуровне должны разрабатываться
планы, программы экономического и
социального развития страны, на региональном
уровне – планы развития регионов.
Развитие отдельных отраслей должно
отражаться в отраслевых планах. На
микроуровне разрабатываются планы
развития предприятий.
Таблица 1. Система
прогнозов и планов
Виды прогноза, плана | Уровень управления | Временной период |
Экономика, регион | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные, оперативные (на уровне субъекта хозяйствования) | |
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования | Долго-, средне- и краткосрочные |
Система планов временного аспекта включает долго-, средне-, краткосрочные и оперативные планы.
Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий отражается в бизнес-планах.
В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на три – пять лет. Наиболее оптимальным считается пятилетний период, поскольку, поскольку в течении пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, происходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечению пяти лет продлеваться на следующий пятилетний период.
Годовые
планы формируются на основе пятилетних
планов. В то же время учитываются
изменения условий в
Составной
частью планов должны быть целевые
комплексные программы, направленные
на решение важнейших социально-
1.5
Объекты макроэномического
прогнозирования и планирования.
В
условиях нестабильной экономики особое
значение должно придаваться макроэномическому
прогнозированию и
Макроэномическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействия низших звеньев системы управления как между собой, так и Центром.
Информация о работе Методология прогнозирования и планирования