Методология прогнозирования и планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е.исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов сточки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

Содержание

1 Методология прогнозирования и планирования ……………………….....................….3

1.1 Научные основы методологии прогнозирования и планирования.………………….3

1.2 Методологические принципы прогнозирования и планирования ……......................5

1.3 Система показателей планов-прогнозов………………………....……………….…….8

1.4 Система прогнозов и планов. Методологические основы

их сопряжения………………………………………………………………………..….......9

1.5 Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования………………...12

1.6 Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки

бизнес-планов……………………………………………………………………………….13

Задача 1……………………………………………………………………………………....15

1.1 Расчет значения параметра Х1…………………………..……………………………..15

1.2 Расчет значения параметра Х2…………………………..………………………….….20

1.3 Расчет значения параметра Х3……………………………..…………………….…….23

1.4 Расчет значения параметра Х4……………………………..…………………….…….25

Задача 2……………………………………………………………………………………....27

Литература……………………………………………………………………..…………….

Работа содержит 1 файл

Контр. моя 24В.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

       Сбалансированное  и пропорциональное развитие экономики  возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается  в балансовой увязке показателей, установлении пропорции и обеспечении их соблюдения.

       Особое  значение в переходный период к рыночным отношениям должно придаваться  формированию общеэкономическим пропорциям следует  отнести соотношения: между спросом  и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметом потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и др.).

       Не  менее важным являются межотраслевые  пропорции, характеризующие соотношение  между различными отраслями  экономики. Они устанавливаются с помощью  межотраслевого баланса.

       Внутриотраслевые  пропорции представляют собой соотношение  между отдельными видами сопряженных  производств. Например, в легковой промышленности соотношение между производством  пряжи, тканей и их отделкой.

       Территориальные пропорции характеризуют соотношение между регионами и отражают размещение производства по территории страны.

       Внешнеэкономические пропорции – это соотношение  между производством продукции  внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.

       Принцип сочетания отраслевого и регионального  аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявить спрос на продукции отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой опыт и решать другие задачи. Региональное планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного производства, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды. [1] 

       1.3 Система показателей  планов-прогнозов. 

       Развитие  экономики характеризует система  показателей, состав и перечень которых  определяется содержанием прогнозов  и планов. Показатель представляет собой форму количественного  выражения экономической категории  процесса или явления. В систему  показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы – показатели в относительном выражении. Лимиты – ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов.

       Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных оборотных фондов, инвестиций, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

       В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

       Показатели  прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь  методологическое единство и сопоставимость. Система показателей должна быть комплексной,, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.

       Все показатели подразделяются на натуральные  и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.

       Деление показателей на натуральные и  стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и др.

       Подразделение показателей на количественные и качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства  его интенсификации.

       Показатели  рассчитываются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Первые характеризуют суммарные  абсолютные величины показателей, вторые – темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

       Отношения низовых звеньев экономики с  верхним уровнем находят свое отражение в системе утверждаемых, индикативных и расчетных показателей.

       К утверждаемым показателям относятся  показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих  в качестве заданий на поставку продукции  или ограничений по использованию  природных ресурсов.

       Утверждаемые  показатели в последнее время включают: государственный заказ, лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций, экономические нормативы.

       Государственный заказ выполняет роль регулятора экономики. При формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы: размещение его на конкурсной основе, стимулирование выполнение заказа, взаимная ответственность сторон.  У

       Индикативные  показатели носят информационный характер. С их помощью государство информирует  субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике. Они могут служить основой для формирования бизнес-планов.

       Расчетные показатели носят вспомогательный  характер.

       При переходе к рыночным отношениям в  связи с расширением самостоятельности  функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.[1] 

       1.4 Система прогнозов  и планов. Методологические  основы их сопряжения. 

       Для формирования стратегии и тактики  развития экономики разрабатывается  система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии  социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов.

       По  масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

       Во  временном аспекте прогнозы подразделяются на долгло- (от пяти и более лет), средне- (от трех до пяти), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (на каждый день, неделю, декаду).

       Система частных прогнозов включает: демографические  прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

       На  основе частных прогнозов, характеризующих  различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

       Логика  разработки комплексных прогнозов  экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития; факторов экономического роста; определение возможных альтернатив  развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.

       С целью обеспечения скользящего  планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться  система планов, включающая планы  по уровням управления экономикой и  планы временного аспекта.

       На  макроуровне должны разрабатываться  планы, программы экономического и  социального развития страны, на региональном уровне – планы развития регионов. Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий. 

Таблица 1. Система  прогнозов и планов 

Виды  прогноза, плана Уровень управления Временной период
Экономика, регион Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные, оперативные (на уровне субъекта хозяйствования)
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
 

       Система планов временного аспекта включает долго-, средне-, краткосрочные и  оперативные планы.

       Долгосрочный  план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий отражается в бизнес-планах.

       В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на три – пять лет. Наиболее оптимальным  считается пятилетний период, поскольку, поскольку в течении пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, происходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечению пяти лет продлеваться на следующий пятилетний период.

       Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются  изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.

       Составной частью планов должны быть целевые  комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических  проблем. [1] 

       1.5 Объекты макроэномического прогнозирования и планирования. 

       В условиях нестабильной экономики особое значение должно придаваться макроэномическому  прогнозированию и планированию. Приставка “макро” означает, что  прогнозирование и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэномического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.

       Макроэномическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействия низших звеньев системы управления как между собой, так и Центром.

Информация о работе Методология прогнозирования и планирования