Место и роль ВТО в развитии мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
В этой связи задачами курсовой работы являются:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
2. Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.

Содержание

Введение 3
1 ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3 Заключение 51
4 Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Место и роль ВТО.docx

— 104.57 Кб (Скачать)

Наиболее сложно переговоры продвигаются по «таким чувствительным» секторам как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства (т.е. открыть  в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг  из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция  России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством. Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие российского  законодательства и правоприменительной  практики положениям ВТО. Основные  обеспокоенности членов РГ касаются  применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией  после присоединения некоторых  элементов регулирования в сфере  внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено  определенными обязательствами,  зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);

3) запросы отдельных стран-членов  РГ, выходящие за рамки обязательств  многосторонних торговых соглашений  ВТО (требования “ВТО+”): присоединение  к “необязательным” соглашениям  по правительственным закупкам  и гражданской авиатехнике, отмена  экспортных пошлин и т.д. Помимо  этого, ряд членов РГ в рамках  обсуждения системных вопросов  пытаются решить проблемы сугубо  двусторонних торгово-экономических  отношений, не входящих в компетенцию  ВТО. 

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

- либерализация мер нетарифного  регулирования с точки зрения  правил лицензирования, прежде всего  в таких областях, как ввоз  в Россию алкогольной и фармацевтической  продукции, режим экспорта алмазов  и металлов платиносодержащей  группы, импорт средств связи и шифровальной техники;

- приведение режимов технических  барьеров в торговле (ТБТ) и  санитарных и фитосанитарных  мер (СФС) в России в соответствие  с правилами ВТО, совершенствование  правоприменения в указанных  сферах (в первую очередь касательно  обязательной сертификации и  регистрации, процедур повторной  сертификации, подтверждения сертификатов  соответствия);

- присоединение к необязательным  по канонам ВТО соглашениям  (в частности, по торговле гражданской  авиатехникой и правительственным  закупкам);

- приведение законодательства  и правоприменительной практики  в области охраны прав интеллектуальной  собственности в соответствии  с нормами ВТО; 

- отмена условия “национальной  составляющей” в инвестиционных  соглашениях; 

- обеспечение соответствия  применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;

- обеспечение осуществления  сделок купли-продажи государственными  торговыми предприятиями на коммерческой  основе, а также недискриминационного  участия иностранных компаний  в таких сделках. 

По вопросу “двойного  ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны  зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит  в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение  ими прибыли при нормальном осуществлении  коммерческой деятельности. Этот принцип  не касается условий продажи газа населению.

Обсуждению проекта Доклада  в первую очередь посвящены регулярно  проводящиеся в Женеве заседания  РГ. [40]

В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.

26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.

27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также “подстройки” действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.

В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.

В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 (“Транзит”, “Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при импорте товаров”).

В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. [39]

В ходе Гонконгской конференции  была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к  ВТО. Процесс присоединения удалось  приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы  о завершении переговоров по присоединению  с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).

23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.

22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.

С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Колумбией и Австралией.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются  Министром Г.О.Грефом в ходе его  встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.

26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.

В рамках Министерской конференции  форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.

26-29 января 2006 г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.

7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.

В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся  в поле зрения федеральных органов  исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и  правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. [15, c. 33-37]

К настоящему моменту указанный  план мероприятий был в целом  выполнен. Приняты и вступили в  силу: новая редакция Таможенного  кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г., «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ), «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» ( от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ), «О внесении изменений в федеральный закон «о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона «о внесении изменений в федеральный закон «о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ), «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Информация о работе Место и роль ВТО в развитии мировой торговли