Место и роль ВТО в развитии мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
В этой связи задачами курсовой работы являются:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
2. Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.

Содержание

Введение 3
1 ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3 Заключение 51
4 Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Место и роль ВТО.docx

— 104.57 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационная структура ВТО.

 

Процедура присоединения к Всемирной торговой  организации,  выработанная  за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из  нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран,  этот  процесс занимает несколько лет. 

На первом этапе в рамках  специальных  Рабочих  групп  происходит  детальное рассмотрение  экономического  механизма и   торгово-политического   режима присоединяющейся страны. После этого начинаются  консультации  и  переговоры об условиях членства страны-соискателя  в  этой  международной  организации.

Подобные консультации и  переговоры, как правило, проводятся на  двустороннем уровне со всеми  заинтересованными странами-членами  ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены  ВТО, что практически будет  означать  прекращение  ее  дискриминации  на  внешних рынках. В  случае  противоправных  действий  со  стороны  какого-либо  члена организации, любая страна сможет  обращаться  с  соответствующей  жалобой  в  Орган  по  разрешению  споров  (ОРС),  решения  которого   обязательны   для безусловного исполнения на национальном уровне.

В  соответствии   с   установленной   процедурой   результаты   двусторонних переговоров  о  взаимной  либерализации   доступа   на   рынки   и   условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

  1. Докладом  Рабочей   группы,  в  котором  будет   изложен   весь   пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна  примет на себя по итогам  переговоров;

  2. Протоколом  о   присоединении,  юридически   оформляющим   достигнутые договоренности;

  3. Списком  обязательств  по  тарифным  уступкам  в   области  товаров  и сельского  хозяйства;

  4. Списком специфических  обязательств по доступу на  рынок услуг.

Одним  из  главных  условий  присоединения  новых  стран  к   ВТО   является приведение  их  национального  законодательства  и  практики   регулирования  внешнеэкономической  деятельности  в  соответствии  с   положениями   пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним    этапом    является    ратификация    законодательным    органом  присоединяющейся страны всего пакета документов.

Таким образом, страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

 

    1. Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО

 

Преимущества системы  ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные  торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются  на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом [11, c. 137].

1. Система способствует  сохранению мира

Мир –  это отчасти результат двух  или более фундаментальных принципов торговой  системы:  содействие  беспрепятственному  проведению  торговли   и предоставление  странам  конструктивного   и   справедливого   решения   при рассмотрении   споров   по   торговым   вопросам.   Это   также    результат международного доверия и сотрудничества, которые создает и укрепляет  данная система.

2. Система позволяет конструктивно  вести споры

Возможно существование  другой точки зрения  на  либерализацию  и  расширение торговли. Чем больше расширяется торговля, тем больше возникает  предпосылок для возникновения  споров. Сами  по  себе  эти  споры  могли  бы  привести  к серьезному конфликту. Но в реальности, в большинстве случаев,  напряжение  в международной  торговле  снижается  благодаря   тому,   что   страны   могут обратиться в  организации,  в  частности  в  ВТО,  с  просьбой  разрешить  их торговые споры.

3. Система, основанная  на правилах, а не на силе, облегчающая  жизнь всем

Соглашения ВТО распространяются на все  страны-члены.  Независимо  от  того, богатая  это  страна  или  бедная,  действия  стран-членов  ВТО  могут  быть оспорены, если они  нарушили какое-либо из соглашений, и  у  них  есть  равное право для опровержения действий других  стран-членов  посредством  механизма ВТО по урегулированию споров.

В результате малым  странам  предоставляется  больше  возможности  заключать договора.  Без  многостороннего  режима,  такого  как  система  ВТО,   более могущественные страны имели бы большую свободу навязывать  свою  волю  более мелким  торговым  партнерам  в  одностороннем  порядке.  И  наоборот,  малым странам  пришлось бы вести  переговоры  с  каждой  из  крупных  экономических  держав, и им было бы гораздо труднее  противостоять их желаемому давлению.

4. Более свободная торговля  сокращает  жизненные затраты  населения

Протекционизм стоит дорого: при этом повышаются цены. Всемирная  система  ВТО снижает барьеры  в торговле посредством переговоров  и  применяет  принцип  не дискриминации.  Результатом  является  сокращение  затрат  на   производство (благодаря  тому, что импорт, используемый для  производства,  стоит  дешевле) и  снижение цен на  готовые  товары  и  услуги  и,  что,  в  конечном  счете, приводит к более низкому  прожиточному минимуму.

5. Предлагается больший выбор товаров и более разнообразного качества

6. Благодаря торговле увеличиваются  доходы. Факт наличия дополнительного  дохода означает, что правительства  имеют ресурсы для перераспределения.

7. Тщательная разработка  политики усиливает потенциал  более свободной торговли в  создании рабочих мест. Торговля  стимулирует экономический рост, что может способствовать занятости  населения

8. Основные принципы делают  систему более эффективной в  экономическом плане, и они  сокращают затрат

Торговля предполагает разделение труда между странами. Она также  позволяет использовать ресурсы  правильнее и  эффективнее. Но торговая система ВТО предполагает большие  возможности. Она помогает увеличить  эффективность и сократить затраты еще в большей  степени, благодаря важным принципам, заложенным в системе.

Принцип не дискриминации  это один из  ключевых  принципов  торговой  системы ВТО. Другими  принципами являются:

- открытость (четкая информация  о политике, правилах и положениях);

- предсказуемость  торговых  условий  (обязательства  по   снижению   торговых барьеров  и  увеличению  доступа  других  стран  на  рынки  обязательны   для выполнения);

- упрощение  и  стандартизация  таможенных  процедур,  устранение  бюрократии, централизованные базы  данных, и другие меры, предназначенные   для  упрощения торговли, которые  идут под заголовком «облегчение  торговли».

9. Правила снижают возможность  коррупции. Система ВТО поддерживает  хорошее управление

Правила включают в себя обязательства  по  ведению  благоразумной  политики. Политика протекционизма, в общем,  является  неблагоразумной,  из-за  вреда, который она причиняет как внутри страны, так и на международном уровне,  как мы могли уже убедиться.

Отдельные виды барьеров в  торговле причиняют дополнительный ущерб,  так  как они создают  возможности для коррупции и  других форм плохого управления.

Одним  из  видов  барьеров  в  торговле,  которые   правила   ВТО   пытаются блокировать, являются квоты, к примеру, ограничение импорта  или экспорта  до определенного  количества в год. Так  как  квоты  ограничивают  поставки,  они  искусственно  повышают  цены, создавая  аномально  большие  прибыли  (экономисты  называют   это   «рентой квоты»). Эта прибыль может быть использована для влияния  на  политику,  так как больше денег становится доступными для лоббирования.

Также, политика протекционизма может создавать возможности  для коррупции,  к примеру, при  распределении  квот  между  лицами,  занимающимися  торговлей.

Существует множество  случаев по всему миру. Другими  словами,  квоты  –  это наихудший  способ  ограничения  торговли.  Правительства  пришли  к   мнению посредством правил ВТО, что они  не будут поощрять использование  квот.

Однако квоты различных  типов продолжают использоваться в  большинстве  стран, и  правительства  настаивают  на  их  применении.  Однако,  применение  квот контролируется соглашениями ВТО, и существуют обязательства по снижению  или устранению большинства из них, особенно по текстилю.

Многие другие области, охватываемые соглашениями ВТО, также помогут  снизить коррупцию и плохое управление.

Открытость  (такая  как  доступность  информации   для   общественности   по регулированию торговли), другие аспекты «облегчения торговли», более четкий критерий, применяемый при разработке положений, связанных с безопасностью и стандартами продукции и принцип не  дискриминации,  также приносят  пользу тем, что сокращают случаи принятия произвольных решений и обмана.

Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции  в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем  и вопросов, касающихся осуществления  соглашений Уругвайского раунда. Некоторые  из этих вопросов вынесены в отдельный  протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют  эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения  в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры, ТРИПС.

Очевидно, что развивающиеся  страны должны были получить некоторые  «уступки» за согласие реализовать  обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Тем не менее, положения, имеющие  эффект немедленного действия, хотя и  не несущественны, но и не являются главными уступками.

В настоящее время наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают  следующие:

1. Проведение кардинальных  реформ в области сельского  хозяйства

2. Эффективное содействие  развитию. США и ЕС негативно  оценивают концепцию предоставления  широких льгот государствам с  низкими доходами на душу населения,  признавая в то же время  необходимость помощи эти странам.

3. Совершенствование системы  урегулирования споров.

4. Обеспечение доступа  слаборазвитых стран к дешевым  лекарствам

5. Либерализация в секторе  услуг.

 

  1. Россия и ВТО

    1. Цели вступления России в ВТО

 

Вступление России во Всемирную  Торговую организацию (ВТО) является логическим шагом по дальнейшей интеграции нашей  страны в мировое хозяйство. Лишь дальнейшее открытие экономики страны способно вывести развитие России на качественно новый уровень.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие:

  - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

  - доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров;

  - создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 

  - расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере; 

  - создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок; 

  - участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов; 

  - улучшение имиджа  России в мире как полноправного  участника международной торговли.

Таким образом, задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф: «Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот» [8, с. 13-15].

 

 

    1. Преимущества  и недостатки вступления России в ВТО

 

ВТО представляет собой  саморегулируемую организацию. В настоящее время в состав этой организации входят 150 государств. То есть это практически все независимые экономики, которые формируют правила мировой торговли. На долю стран участниц ВТО приходится 98% мирового торгового оборота. Вступление в эту организацию представляет собой длительный и непростой процесс, поскольку требуется очень большое согласование. Россия ведет эти переговоры достаточно давно около 16 лет, но это не самый большой срок таких переговоров. Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортёров.

Информация о работе Место и роль ВТО в развитии мировой торговли