Место и роль ВТО в развитии мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
В этой связи задачами курсовой работы являются:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
2. Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.

Содержание

Введение 3
1 ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3 Заключение 51
4 Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Место и роль ВТО.docx

— 104.57 Кб (Скачать)

Необходимо ответить, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это – приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств – условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например динамка  и соотношение производства и  импорта, которые могут быть оценены  статистически. 

В любой организации существует входная плата за билет, в ВТО  такой платой являются обязательства  ее членов. Рамки этих обязательств и есть предмет многолетних переговоров. Вопрос обязательств это вопрос баланса  интересов российских поставщиков и возможность защищать своего товаропроизводителя. Только такой баланс способен придать импульс развитию нашей экономики. Основные недостатки членства России в ВТО заключаются в следующем:

  1. Обострение конкуренции практически во всех отраслях. Однако это процесс объективный: независимо от нашего членства в ВТО наши таможенные тарифы уменьшаются, а на российский рынок приходят иностранные производители. И в этом смысле участие России в процессе развития экономической глобализации неизбежно. В интересах потребителя приход новых товаров на наш рынок, стабильность цен и здоровая конкуренция за качество товара. Задача государства обеспечить, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей.
  2. Необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Это дело непростое, оно касается переосмысления нашей экспортной политики и создания государственных или даже общественно государственных структур, которые способны эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.
  3. Необходимость подобрать инструменты государственного протекционизма и сделать механизмы этого протекционизма более современным как на внешнем, так и на внутреннем рынке. ВТО организация экспортеров, поэтому дополнительную поддержку получают экспортеры не только энергоносителей, но и металлурги, нефтехимики, машиностроители и т.д. Другие отрасли могут ощутить на себе серьезную конкуренцию, это отрасли, связанные с рынком товаров народного потребления. Но чтобы этого не случилось, государство должно наводить порядок в экономике.

Что касается преимуществ вступления Росси в ВТО, то здесь необходимо отметить следующее:

  1. Мы участвуем в выработке стратегии формирования мировой торговли. Принципы эти формируются непросто: внутри ВТО много групп интересов, много разных точек влияния, но с учетом возрастающего авторитета России, наше государство может сыграть свою роль в ВТО крайне эффективно.
  2. В среднесрочной перспективе нам надо уменьшить количество дискриминационных мер против российского экспорта. Ущерб от них сегодня оценивается специалистами в 300 млрд. долларов в год. И инструмент ВТО единственный способ борьбы с экономической дискриминацией России.
  3. Политический эффект присоединения. Как сказал Президент В.В. Путин, это некий знак качества российской экономики, это признанная мировым сообществом ее рыночность, ее объективность и конкурентоспособность. В этом смысле это хороший сигнал нашим партнерам для проведения совместных проектов и инвестиционной деятельности. Это серьезная дополнительная гарантия, в которой мировая экономика увидит для себя возможность взаимодействия с экономикой российской.

Без сомнения вступление России в ВТО несет гораздо больше плюсов, чем минусов. Были проведены  очень жесткие переговоры и ни по одной позиции, которая бы ущемляла интересы российских импортеров или  производителей Россия не уступила. В этом смысле итог переговоров существенно отличается от переговоров Украины, которая, стремясь попасть в ВТО любыми средствами раньше России, «сдала» ряд принципиальных для себя позиций. Это может негативно сказываться на украинской экономике. С Россией такого не произойдет. Во всяком случае, на этот счет есть твердые гарантии со стороны всех министерств и ведомств, участвовавших в переговорах. У нас есть достаточно консолидированная позиция российского бизнеса, который не видит во вступлении в ВТО никакой для себя угрозы, а видит расширение возможностей.

Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных  конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евроазиатское положение, всё ещё сохраняющийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе не приведёт к взрывному росту отечественного экспорта. Вряд ли стоит ждать даже его немедленного заметного увеличения. Во-первых, ВТО стимулирует торговлю, в основном, готовыми изделиями и наукоёмкой продукцией. Основу же российского экспорта составляют пока сырьё и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности производственных мощностей промышленности и их недогрузки. Во-вторых, по мере преодоления кризиса растёт спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка, что уже привело к ряду экспортных ограничений. И, наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объёму тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.

Российский союз товаропроизводителей провёл анкетирование более 500 предприятий. Основные проблемы, с которыми, по их мнению, столкнутся наши предприятия  при вступлении России в ВТО, таковы:

- высокие цены на услуги  и продукцию естественных монополий;

- устаревшее оборудование  и технологии;

- отсутствие средств на  модернизацию;

- низкое качество комплектующих  изделий;

- наводнение рынка импортом;

- ценовая неконкурентоспособность  товаров и услуг, в том числе  по качеству, дизайну и т.д.;

- отсутствие подготовленных  специалистов и средств на научные исследования;

- сужение внутреннего  рынка;

- несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов.

Однако не всё так безнадежно: в российской экономике уже сегодня  сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать  с продукцией зарубежных производителей. Значительная их часть обладает и  потенциалом роста своей конкурентоспособности. Реализация этого потенциала зависит  от решения общих проблем экономического развития России, расширения необходимой  государственной поддержки, улучшения  торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствования условий  для проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и внедрения их результатов в  конкретные технологии производств.

Вступление России в ВТО  может иметь положительные последствия  только в том случае, если условия  будут выгодны для нас. Нам  должна быть разрешена государственная  поддержка на уровне США и стран  ЕС. В США она, например, составляет 20 миллиардов, в Германии — 10 миллиардов долларов. То же касается ввозных тарифов. Пошлины должны защищать своих товаропроизводителей от экспансии чужой продукции. Сегодня  при экспорте сельскохозяйственной продукции, например, в Германию, надо заплатить такие большие пошлины, что это становится невыгодным.

Таким образом, необходимо определить, какие шаги следует предпринять, чтобы российский бизнес был способен реально воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, и избежать потерь при открытии рынка для иностранной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Процесс вступления России в ВТО

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. [40]

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. На первом этапе  он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений  по доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского хозяйства  начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических  обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий  из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе  в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров  являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения  российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

        1. Переговоры по тарифным вопросам.

Их цель – определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных  товаров на российский рынок завершены  почти со всеми членами Рабочей  группы по присоединению России к  ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

В рамках уже достигнутых  российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих  в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению  с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается  ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать  ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные  экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный  характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г. Дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Информация о работе Место и роль ВТО в развитии мировой торговли