Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
В этой связи задачами курсовой работы являются:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
2. Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.
Введение 3
1 ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3 Заключение 51
4 Список литературы 54
Окончание таблицы 1 – Этапы развития ВТО
Этапы развития ВТО |
Период |
Характеристика |
Седьмая Министерская конференция |
2009 |
На Министерской конференции в Женеве министры торговли приняли только два конкретных решения. Члены ВТО рассмотрели вопрос: следует ли разрешить странам инициировать разрешение споров в ВТО в связи с нарушением не буквы, а духа правил ВТО по охране прав интеллектуальной собственности. «Жалобы при отсутствии нарушений» соглашения по ТРИПС были запрещены с момента образования организации в 1995 году. Данный запрет неоднократно продлевали на министерских конференциях. Министры решили еще раз продлить этот мораторий и обратиться к этому вопросу на следующей Министерской конференции ВТО в 2011 году. Вторым официальным решением министры продлили еще один мораторий для тарифов на такие товары, как музыка и фильмы, которые продаются через Интернет. Запрет на установление таких тарифов действует после 2-й Министерской конференции ВТО в 1998 г., когда члены ВТО договорились воздерживаться от «установления таможенных пошлин для электронной передачи данных». |
Основываясь на информации, приведенной в таблице 1, можно заключить, что Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как «Раунд Развития». Со времени своего создания деятельность ВТО служит форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования, финансовых и экономических услуг.
Таким образом, Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. ВТО значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Другими словами, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Для лучшего понимания влияния деятельности ВТО на мировую торговлю необходимо рассмотреть ее основные цели, принципы и организационную структуру.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. [9, c. 17]
Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам [17, c.96]:
1. Отсутствие дискриминации в торговле
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3. Стабильность и
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4. Стимулирование
Для равноправной конкуренции
фирм разных стран надо пресекать
«несправедливые» приемы конкурентной
борьбы – такие как экспортные
субсидии (помощь государства фирмам-
5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств
Основополагающими принципами
и правилами ВТО, являются: предоставление
режима наибольшего
Основные функции ВТО [28, c. 154]:
- контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
- создание условий для
переговоров между странами-
- урегулирование споров
между государствами по
- контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
- оказание помощи развивающимся странам;
- сотрудничество с другими международными организациями.
Бюджет ВТО на 2010 г. составлял 194 млн. швейцарских франков.
Страны-члены ВТО, которых на декабрь 2010 г. насчитывалось 153, решают поставленные задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются [5, c.70]
Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
1. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994г. (ГАТТ-94);
Соглашение по сельскому хозяйству;
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
Соглашение по техническим барьерам в торговле;
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
Соглашение по предотгрузочной инспекции;
Соглашении по правилам происхождения;
Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
Соглашение по защитным мерам.
2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
3. Соглашение по торговым
аспектам прав
4. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров
5. Механизм обзора торговой политики
6. Плюрилатеральные соглашения
(с ограниченным участием, т.е.
необязательные для всех
Существуют также секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Решения принимаются обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было.
Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции
находится Генеральный совет, который
отвечает за выполнение текущей работы
и собирается несколько раз в
год в штаб-квартире в Женеве в
составе представителей членов ВТО,
обычно послов и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального совета также
находятся два специальных
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор ВТО. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО [3,с.34]. На рисунке 1 представлена схема организационной структуры ВТО.
Информация о работе Место и роль ВТО в развитии мировой торговли