Место и роль ВТО в развитии мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
В этой связи задачами курсовой работы являются:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
2. Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.

Содержание

Введение 3
1 ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3 Заключение 51
4 Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Место и роль ВТО.docx

— 104.57 Кб (Скачать)

 

 

Окончание таблицы 1 – Этапы развития ВТО

Этапы развития ВТО

Период

Характеристика

Седьмая Министерская конференция

2009

На Министерской конференции в Женеве министры торговли приняли только два конкретных решения. Члены ВТО рассмотрели вопрос: следует ли разрешить странам инициировать разрешение споров в ВТО в связи с нарушением не буквы, а духа правил ВТО по охране прав интеллектуальной собственности. «Жалобы при отсутствии нарушений» соглашения по ТРИПС были запрещены с момента образования организации в 1995 году. Данный запрет неоднократно продлевали на министерских конференциях. Министры решили еще раз продлить этот мораторий и обратиться к этому вопросу на следующей Министерской конференции ВТО в 2011 году. Вторым официальным решением министры продлили еще один мораторий для тарифов на такие товары, как музыка и фильмы, которые продаются через Интернет. Запрет на установление таких тарифов действует после 2-й Министерской конференции ВТО в 1998 г., когда члены ВТО договорились воздерживаться от «установления таможенных пошлин для электронной передачи данных».


 

Основываясь на информации, приведенной в таблице 1, можно заключить, что Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как «Раунд Развития». Со времени своего создания деятельность ВТО служит форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования, финансовых  и экономических услуг.

Таким образом,  Всемирная  торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем  Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), заключенного сразу  после Второй мировой войны. ВТО  значительно расширила сферу  действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты  прав интеллектуальной собственности. Другими словами, механизм ГАТТ был  усовершенствован и адаптирован  к современному этапу развития торговли. Для лучшего понимания влияния  деятельности ВТО на мировую торговлю необходимо рассмотреть ее основные цели, принципы и организационную структуру.

 

    1. Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО

 

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. [9, c. 17]

Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно  тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных  нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий  в международном обмене товарами и услугами.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

В настоящее время считают, что мировая торговая система  должна соответствовать следующим  пяти принципам [17, c.96]:

1. Отсутствие дискриминации  в торговле

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт  и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи  между иностранной продукцией и  национальной.

2. Снижение торговых (протекционистских)  барьеров

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность  проникновения зарубежных товаров  на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную  торговлю влияют также административные препоны и политика определения  обменных курсов валют.

3. Стабильность и предсказуемость  условий торговли

Иностранные компании, инвесторы  и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и  нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4. Стимулирование соревновательности  в международной торговле

Для равноправной конкуренции  фирм разных стран надо пресекать  «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно  заниженных) цен для захвата новых  рынков сбыта.

5. Льготы в международной  торговле для менее развитых  государств

Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной  основе; взаимное предоставление национального  режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров  и т.д.

Основные функции ВТО [28, c. 154]:

- контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

- создание условий для  переговоров между странами-участницами  ВТО по поводу внешнеэкономических  отношений;

- урегулирование споров  между государствами по проблемам  внешнеэкономической торговой политики;

- контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

- оказание помощи развивающимся странам;

- сотрудничество с другими  международными организациями.

Бюджет ВТО на 2010 г. составлял 194 млн. швейцарских франков.

Страны-члены ВТО, которых  на декабрь 2010 г. насчитывалось 153, решают поставленные задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательство по выполнению порядка  двадцати основных соглашений и юридических  инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами  и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются [5, c.70]

Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

1. Многосторонние соглашения  по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам  и торговле 1994г. (ГАТТ-94);

Соглашение по сельскому  хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение по текстильным  изделиям и одежде;

Соглашение по техническим  барьерам в торговле;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);

Соглашение по предотгрузочной  инспекции;

Соглашении по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям  и компенсационным мерам;

Соглашение по защитным мерам.

2. Генеральное соглашение  по торговле услугами (ГАТС)

3. Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности (ТРИПс)

4. Договоренность о правилах  и процедурах, регулирующих разрешение  споров

5. Механизм обзора торговой  политики

6. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е.  необязательные для всех членов  ВТО): Соглашение по торговле гражданской  авиатехникой; Соглашение по правительственным   закупкам.

Существуют также секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими  товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.

Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум  один раз в два года. Решения принимаются обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было.

Первая конференция в  Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила  курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор ВТО. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО [3,с.34]. На рисунке 1 представлена схема организационной структуры ВТО.


 

 

 

 

 

Информация о работе Место и роль ВТО в развитии мировой торговли