Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она
способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и
сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции.
Введение
Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
Условия возникновения совершенной конкуренции
Спрос на
продукт фирмы
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Совершенная
конкуренция и общественная эффективность
Мировой опыт и
существование в России условий для совершенной конкуренции.
Заключение
пропорциональна объему продаж (Q): TR=p*Q
Из данной формулы следуют два вывода:
1. средняя выручка
(AR) конкурентной фирмы равна
2. предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также равна рыночной цене
продукта.
Отсюда получаем следующее соотношение:
AR=MR=p
Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П=TR-TC
(TC-издержки)
Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется
убытками. Величина убытков положительна.
Равновесный выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы
максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным
издержкам и рыночной цене продукта: MR=MC=p
На рис.4 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей
через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих
издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При
этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1
или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы
отрицательна (рис.4 (б)).
Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая
выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для
каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка,
соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.4
(а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная
прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли
достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику
функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.4
равновесный выпуск обозначен через Q*.
Если выпуск фирмы меньше равновесного значения Q*, то касательная к
кривой общих издержек имеет меньший наклон к оси абсцисс, чем кривая выручки,
то есть предельные издержки меньше цены продукта. В этом случае увеличение
выпуска на единицу увеличивает прибыль фирмы. Если же выпуск больше
равновесного значения, предельные издержки больше цены продукта и целесообразно
сокращать выпуск.
На рис.4 (в) показано, что равновесный выпуск конкурентной фирмы
соответствует точке пересечения графика постоянной функции предельной выручки
и графика функции предельных издержек (изображен случай, когда предельные
издержки возрастают при любом выпуске).
§5. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для
выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в
краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной
фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В
краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство
с минимальными убытками или прекратить производство.
В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих
издержек и выручки:
TC - pQ,
где Q – равновесный объем производства.
В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны
общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC.
Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек
во втором случае, то есть:
TC – pQ > FC,
отсюда p < AVC, где AVC – средние переменные издержки.
Таким образом, убыточной конкурентной фирме целесообразно прекращать
производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже
минимального значения средних переменных издержек. Иными словами, минимальная
цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних
переменных издержек.
Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального предложения
конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене p
(большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет
производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство
предельных издержек и данной цены, то есть:
p = MC (S).
Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно однозначное
соответствие между ценой продукта и объемом предложения.
Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой
предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек.
Кривая предложения
достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при
выпуске Q2 – минимум средних издержек, равный p2.
Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает
производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в
пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство,
но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает
прибыль.
§6. Предложение отрасли в долгосрочном периоде.
Долгосрочным
периодом называют такой
производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и
издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти
с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль)
в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в
долгосрочном периоде является переменной величиной.
Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в
том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде
каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант
производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли
будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит
из одинаковых, или типичных, фирм.
Покажем, что с течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта
тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (цена p0 на
рис.6).
Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных
долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.6), поскольку в такой
ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли
фирмы в долгосрочном периоде:
П=Q(p – LRAC),
где Q – выпуск, p – цена продукта, LRAC – долгосрочные средние издержки.
Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные
средние издержки (цена p2 на рис.6), поскольку в этой ситуации
прибыль фирмы положительна.
Положительная прибыль
фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет
снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних
издержек.
Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе
не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса.
Та минимальная прибыль,
которая еще стимулирует
деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности
относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его
трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому
говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая
прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила
прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то
она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же
технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль
фирмы-новатора также станет нулевой.
В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли не может быть получена
суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм
в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в
долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как,
расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в
результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с
неизменными, возрастающими и убывающими издержками.
Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними
издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига
вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения
в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме
того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной
ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения
сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится
(рис.7 (а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не
приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних
издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта,
равной минимальным
Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними
издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных
долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае
имеет вид горизонтальной линии.
На рис.7(а) долгосрочная кривая
предложения отрасли с
изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0
обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 –
отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой
выпуск после повышения рыночной цены.
Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической
посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не
создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а
кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего
положения.
Исследует долгосрочное равновесие
отрасли с возрастающими
издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу
краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого
выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на
ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется
вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной
новому минимуму долгосрочных средних издержек.
Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с возрастающими
средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого
выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис.7(б) долгосрочная
кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией
и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная
величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.
Примером отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба.
Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна,
а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.
В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и
связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых
ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с
убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.
В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику.
Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее
отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле.
Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его
месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В
результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в
отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального
значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением
ее цены.[13]
§7. Совершенная конкуренция и общественная эффективность.
Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет ряд
неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет
экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее
эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.
Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо
отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не
превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы
общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение
общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую
совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре
совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена