Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она
способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и
сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции.
Введение
Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
Условия возникновения совершенной конкуренции
Спрос на
продукт фирмы
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Совершенная
конкуренция и общественная эффективность
Мировой опыт и
существование в России условий для совершенной конкуренции.
Заключение
предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько
малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не
могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна.
Действительно, сдвиг кривой
индивидуального предложения
неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного)
предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни
небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это
противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля
каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли
бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции,
фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной
фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как
принимающие цену (ценополучатели).
2) Однородность продукции разных предприятий, то есть нет
опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за
их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других
фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров
продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж
на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного
картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
[7]
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных
производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем
предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например,
замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого
производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая
безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям
координат под углом 450. На рис.1 кривая безразличия для продуктов
двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в
наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко
(дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью
однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать
однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3) Отсутствуют
входные барьеры для
производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером
для вступления в отрасль может стать:
¨ Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права
выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков,
лицензирование экспорта);
¨ Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства
в отрасли (тяжелая промышленность);
¨ Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает
преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения
производства (естественные монополии);
¨ Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома
определенной коммунальной службой);
¨ Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации
граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между
территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в
отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством
снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы,
которые увеличат объем предложения.
4) Равный доступ ко всем видам информации («информационная
прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о
характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают
информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если
продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах
товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной
информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели
(пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг,
степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может
мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не
требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность
субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В
других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого
обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется
совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то
однородный товар продается по единой цене.
[8]
6) Рациональное поведение всех участников, преследующих
собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7) Затраты фирм
на изготовление товаров
существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для
производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет
существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить
рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене
(недоступной другим
долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
8) Транспортные затраты не играют большой роли в формировании
предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся
неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к
покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия
которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
[9]
9) Уместность. Чистая
конкуренция на практике
довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка –
неуместное логическое упражнение.
1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем
в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского
сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой
применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной
многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования
и определения объема производства.
3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или
стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать
эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это
модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.
[10]
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
§3. Спрос на продукт фирмы
Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в
единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос
на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно
эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.2).
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене
P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы
возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается
с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный
наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке.
Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество
единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса
фирмы (рис.3).
P
P0
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не
зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10
тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта.
Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь
предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50
единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной
фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение –
точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это
очевидно недостаточное
изменение совокупного
заметно повлиять на цену продукции.
[11] Но при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую
величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается
поднять цену выше p0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену,
меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у
данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине
рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет
установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким
образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную
сложившейся рыночной цене.
Подчеркнем особо, что кривая спроса на продукт отдельного конкурентного
производителя совершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табл.1
описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131
дол. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем
выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.
Спрос на
продукт фирмы и средний доход
(1)
Цена продукта (средний доход) (в долл.)
(2)
Величина спроса (продано продукта) (в ед.)
(3)
Валовой доход
(4)
Предельный доход
131 0 0
131 1 131
131 2 262
131 3 393
131 4 524
131 5 655
131 6 786
131 7 917
131 8 1048
131 9 1179
131 10 1310
Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в условиях
чистой конкуренции.
Средний, валовой и предельный доход
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой
дохода. То, что в столбце (1) табл.1 обозначено как цена на единицу продукта
для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или
средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить
цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от
единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131
дол. Цена и средний доход – это одно и то же, но с разных точек зрения.
Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения
цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать
(столбец (3)). В данном
случае валовой доход
величину 131 дол. – с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное
изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.
Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее
интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким
будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный
доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который
является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце
(3) табл.1, валовой доход равен нулю, когда продано ноль единиц продукта.
Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол.
Предельный доход – увеличение валового дохода в результате продажи первой
единицы продукта – составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица
увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять
составит 131 дол. В столбце (4) предельный доход есть постоянная величина,
равная 131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает
валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.
[12]
§4. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Краткосрочным
периодом называют такой
производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск
может быть изменен за счет
изменения объемов
Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем
производства равен объему продаж.
Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p)