Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35

Работа содержит 1 файл

Мех. и осн.напр.соц.защ.в Р.Б.docx

— 282.03 Кб (Скачать)

В решении этих вопросов важную роль играет система образования, так как именно на период обучения, как правило, приходится физическое и нравственное становление личности, ее профессиональное самоопределение. Поэтому вопросы развития сферы образования, повышения его доступности и качества постоянно находятся в центре внимания главы государства и правительства страны, относятся к важнейшим приоритетам государственной политики. [11, с.30-35]

Основа гармоничного развития нашего государства - баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.

Динамичность развития экономики  зависит от предпринимательской  активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной  форм собственности, что достигается  совершенствованием делового климата  для всех субъектов хозяйствования - государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге созданием безбарьерной деловой среды. Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно- активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.

Магистральный путь развития национальной экономики — новые  знания и технологии.

Совершенствование структуры  экономики будет основано на:

- конкурентоспособных традиционных  производствах, работающих в составе  холдинговых и других интегрированных  корпоративных структур с включением  в их состав научных центров,  взаимодействующих с академической  и вузовской наукой;

- новых высокотехнологичных  производствах и секторах экономики,  созданных как на основе отечественных  разработок с участием бизнеса,  так и в стратегическом партнерстве  с передовыми мировыми компаниями.

На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок. Дальнейшее развитие получит система  создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности.

Реализация предусмотренных  мер позволит сформировать эффективную  национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.

Необходимо предоставить людям возможность получать достойную  оплату труда и пользоваться услугами высокого качества, как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения  независимо от места жительства.

В предстоящей пятилетке  предусматривается повысить уровень  обеспеченности населения жильем, уменьшить  количество граждан, состоящих на учете  нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях. Среди важных задач, требующих первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно - коммунальных услуг. [12]

Результаты социально-экономического развития Беларуси за последние годы позволяют уверенно говорить о динамичном развитии нашего общества. На государственном  уровне реализована система мер  по поступательному росту доходов  населения, обеспечению продуктивной занятости, повышению эффективности  мер социальной поддержки граждан  республики.

Задача на очередной период создать для трудоспособных граждан  и желающих трудиться все необходимые  условия и возможности зарабатывать своим трудом, обеспечивая достойный  уровень жизни для себя и своей  семьи. Дальнейший рост благосостояния должен в большей степени зависеть от личного трудового вклада и  предприимчивости каждого.

Советом Министров в очередном  пятилетнем периоде будут реализованы  государственные программы развития специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования. Дальнейшую системную  работу по совершенствованию общественных отношений в сфере образования  мы также связываем с принятым Кодексом Республики Беларусь

об образовании. [13, с.42-48]

Приоритетной задачей  преодоления бедности должно стать  создание условий для активного  формирования и накопления человеческого  капитала, стимулирования глубинных  механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении  должен вытеснить слой бедных и при  правильном государственном регулировании  составить 70—75 % всего населения  страны.

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности  политики доходов и занятости  потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической  сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.

Работа всех органов управления нацелена на защиту гражданина и удовлетворение его потребностей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Творческий потенциал граждан, их умения и навыки, способность к разработке новых идей и реализации становятся важнейшим ресурсом экономического развития. Именно поэтому, сегодня приоритет отдается качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы. 
         В нашей стране сложилась разветвленная система поддержки инвалидов, многодетных и неполных семей, пенсионеров, одиноких лиц пожилого возраста, направленная на обеспечение их жизненного уровня, решение социально-бытовых проблем, проведение медицинской и социальной реабилитации. Характерными чертами такой национальной модели считаются ее программно-целевой характер и адресность.

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

– улучшение  порядка взаимодействия в области  социальной политики между республиканскими органами исполнительной власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями  и организациями различных форм собственности;

– повышение  ответственности всех органов власти за ее реализацию;

– развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

– совершенствование  кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение  социальной защищенности социальных работников;

– использование  международного опыта для адаптации  системы социальной защиты населения  к реалиям рыночной экономики;

– обеспечение  максимальной реализации принятых республиканских  и областных программ социальной защиты населения, а также повышение  минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к  величине прожиточного минимума трудоспособного  человека.

Для более эффективной  реализации социальной политики в отношении  граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в  зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

Комплексность при  организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых  современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных  структур, общественности, семьи и  самих пожилых граждан. Такой  подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и  решать проблемы пожилого населения  Белоруссии в их широком диапазоне.

В целом изменения  должны идти, прежде всего, в направлении  изменения взаимодействия органов  государственного и муниципального управления с некоммерческими и  общественными организациями, использование  опыта зарубежных стран в плане  развития социального партнерства.

Важным направлением является создание комплексных территориальных  центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам  пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит  уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся  гражданам.

В комплексе мер по обеспечению  устойчивого развития должна быть существенно  повышена значимость социальной поддержки  ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам  предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации. 
      Актуальным является внедрение в дополнение к действующей системе социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях государственного социального заказа при организации социального обслуживания населения организациями различных форм собственности и некоммерческими организациями.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создание единой информационной системы  социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В соответствии с поставленными  целями, в данной работе рассмотрена  система социальной защиты, изучены  основные направления и механизмы  социальной защиты в Республике  Беларусь, а также определены  основные принципы совершенствования  системы социальной защиты в  стране.

Основными компонентами системы  социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной  ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение  острых социальных проблем, которые  определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень  доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень  минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.

Социальная защита населения является одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Сильная социальная политика в сочетании с инициативой  белорусских граждан призвана обеспечить повышение уровня и качества их жизни, поселить в сердцах уверенность  завтрашнем дне.  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Макроэкономика: учебное  пособие /И.В.Новикова, А. П. Морова,

А. О. Тихонов и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.:

Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343с.

2 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь,

В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.

3  Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и

дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение  высшего образования по экономическим  специальностям / Т.С. Алексеенко [и  др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380с.

4 Лемешевский, И. М. .Макроэкономика (Эконом. теория. Часть 3).

Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших

учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.

5 Учебное пособие под редакцией Н.А. Горелова «Политика доходов и

качество жизни населения».ЗАО Издательский дом «Питер» 2003г.- 656 с.

6 Экономическая теория, Учебник/ С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н.

Овчинников, В. В. Секретарюк. М.: 2000. – 416

7 Закон РБ «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:

http://pravo.kulichki.com/otrasl/soc/soc00161.htm.- Дата доступа:29.09.2011       

8 Ходжаев, В. Здоровая наука – сильное государство.//Экономика

Беларуси. 2010. №3, с.46-49

9 Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. науч. трудов. – Мн.:

НИЭИ  Министерства экономики РБ, 2005. - 280 с.

10 Государственные пособия в 2011 году.[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://rebenok.by/inf/state/~id=16884.-Дата доступа:20.09.2011

11Радьков, А. От качества образования – к качеству жизни.//Экономика Беларуси. 2010. №3, с.30-35.

12 БЕЛТА/ Оксана Шикуть, Минск 2 августа 2010г

13 Тозик, А. Человеческий капитал – основа конкурентной экономики//

Экономика Беларуси. 2011, №1, с.42-48.

14 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь //

[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/socnorm/norm1. - Дата доступа: 29.09.2011

15 Информация о размерах пенсий/ Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь //[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/pensia/infa2/new_url_345520804. - Дата доступа: 23.09.2011

16 Динамика уровня безработицы в 2010-2011 гг. / Министерство труда

и социальой защиты Республики Беларусь. //[Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gsp/gsp. - Дата доступа: 14.10.2011

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь