Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35
В решении этих вопросов важную роль играет система образования, так как именно на период обучения, как правило, приходится физическое и нравственное становление личности, ее профессиональное самоопределение. Поэтому вопросы развития сферы образования, повышения его доступности и качества постоянно находятся в центре внимания главы государства и правительства страны, относятся к важнейшим приоритетам государственной политики. [11, с.30-35]
Основа гармоничного развития нашего государства - баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.
Динамичность развития экономики
зависит от предпринимательской
активности и инициативы. В этом
приоритете заложен принцип полноценного
партнерства частной и
Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии.
Совершенствование структуры экономики будет основано на:
- конкурентоспособных
- новых высокотехнологичных
производствах и секторах
На новую правовую основу
будет поставлен процесс
Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.
Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества, как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.
Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.
В предстоящей пятилетке
предусматривается повысить уровень
обеспеченности населения жильем, уменьшить
количество граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении
Результаты социально-
Задача на очередной период
создать для трудоспособных граждан
и желающих трудиться все необходимые
условия и возможности
Советом Министров в очередном
пятилетнем периоде будут реализованы
государственные программы
об образовании. [13, с.42-48]
Приоритетной задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, стимулирования глубинных механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.
Работа всех органов управления
нацелена на защиту гражданина и удовлетворение
его потребностей, создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь. Творческий
потенциал граждан, их умения и навыки,
способность к разработке новых идей и
реализации становятся важнейшим ресурсом
экономического развития. Именно поэтому,
сегодня приоритет отдается качественному
преобразованию систем образования, здравоохранения
и других отраслей социальной сферы.
В нашей стране
сложилась разветвленная система поддержки
инвалидов, многодетных и неполных семей,
пенсионеров, одиноких лиц пожилого возраста,
направленная на обеспечение их жизненного
уровня, решение социально-бытовых проблем,
проведение медицинской и социальной
реабилитации. Характерными чертами такой
национальной модели считаются ее программно-целевой
характер и адресность.
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
– улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между республиканскими органами исполнительной власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
– повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
– развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
– совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
– использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики;
– обеспечение максимальной реализации принятых республиканских и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).
Комплексность при
организации надежной социальной защиты
пожилых людей в непростых
современных условиях требует нового
социального партнерства с
В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Важным направлением является
создание комплексных территориальных
центров социального
В комплексе мер по обеспечению
устойчивого развития должна быть существенно
повышена значимость социальной поддержки
ветеранов и инвалидов. Основным
направлением государственной социальной
политики по отношению к инвалидам
предусматривается
Актуальным является
внедрение в дополнение к действующей
системе социального обслуживания в стационарных
и нестационарных учреждениях государственного
социального заказа при организации социального
обслуживания населения организациями
различных форм собственности и некоммерческими
организациями.
Важнейшим условием реализации
этих мер должна стать координация
различных видов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с
Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.
Социальная защита населения является одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
Сильная социальная политика
в сочетании с инициативой
белорусских граждан призвана обеспечить
повышение уровня и качества их жизни,
поселить в сердцах уверенность
завтрашнем дне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Макроэкономика: учебное пособие /И.В.Новикова, А. П. Морова,
А. О. Тихонов и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.:
Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343с.
2 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь,
В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
3 Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и
дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380с.
4 Лемешевский, И. М. .Макроэкономика (Эконом. теория. Часть 3).
Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших
учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
5 Учебное пособие под редакцией Н.А. Горелова «Политика доходов и
качество жизни населения».ЗАО Издательский дом «Питер» 2003г.- 656 с.
6 Экономическая теория, Учебник/ С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н.
Овчинников, В. В. Секретарюк. М.: 2000. – 416
7 Закон РБ «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pravo.kulichki.com/
8 Ходжаев, В. Здоровая наука – сильное государство.//Экономика
Беларуси. 2010. №3, с.46-49
9 Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. науч. трудов. – Мн.:
НИЭИ Министерства экономики РБ, 2005. - 280 с.
10 Государственные пособия
в 2011 году.[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://rebenok.by/inf/
11Радьков, А. От качества образования – к качеству жизни.//Экономика Беларуси. 2010. №3, с.30-35.
12 БЕЛТА/ Оксана Шикуть, Минск 2 августа 2010г
13 Тозик, А. Человеческий капитал – основа конкурентной экономики//
Экономика Беларуси. 2011, №1, с.42-48.
14 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь //
[Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://mintrud.gov.by/ru/
15 Информация о размерах пенсий/ Министерство
труда и социальной защиты Республики
Беларусь //[Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://mintrud.gov.by/ru/
16 Динамика уровня безработицы в 2010-2011 гг. / Министерство труда
и социальой защиты Республики
Беларусь. //[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gsp/
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь