Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35

Работа содержит 1 файл

Мех. и осн.напр.соц.защ.в Р.Б.docx

— 282.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Механизм и основные  направления социальной защиты в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 1 рис., 1 табл., 16 источников, 3 прил.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТ ПРОЖИОЧНОГО МИНИМУМА, АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

 

Объект исследования – социальная защита и ее сущность.

Предмет исследования – основные формы социальной защиты, функционирование и регулирование социальной защиты в целом и в Республике Беларусь в частности.

Цель работы: рассмотреть основные черты социальной защиты , выявить особенности социальной защиты в Республике Беларусь, проанализировать проблемы ее функционирования и обосновать основные направления их решения.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, изучение публикаций и статей, прогнозирование.

Исследования  и разработки: изучены понятия социальной защиты, ее основные виды, дана оценка основным направлениям государственного регулирования социальной защиты, а также разработаны предложения по ее совершенствованию.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………….............................3

1. Социальная защита: понятие  и критерии оценки……...………………....4

2. Основные направления  социальной защиты……………………………12

3. Механизм социальной  защиты населения Республики  Беларусь……...18

4. Пути совершенствования  социальной защиты Республики  Беларусь...24

Заключение…………………………………………………………………...29

Список использованных источников…...………………………………..…30

Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный 

потребительский бюджет…………………………………………….……..31

Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34

Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в

2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В социальной защите человек  нуждается тогда, когда в силу объективных причин он не может обеспечить себе основные жизненные потребности. Наиболее социально незащищенными являются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи (чаще всего это многодетные  семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие  на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного  преследования. В ряде случаев к  социально уязвимым слоям относят  детей. Все эти люди нуждаются  в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.


Сложившаяся в Республике Беларусь социально-экономическая  ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, обусловила необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию социальной сферы. Конечной целью этих мер является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение эффективной занятости, адресная защита нуждающихся слоев. Главная цель системы социальной защиты - развитие потенциала личности, семьи, населения страны в целом, что предполагает создание условий для полноценного воспроизводства и развития каждым человеком своих способностей, а также обеспечение возможностей для трудовой и духовной самореализации.

Поэтому в настоящее время является актуальным рассмотрение  особенностей социальной защиты Республики Беларусь.

   Целями данной курсовой работы являются:

  1. Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
  2. Изучить основные направления социальной защиты;
  3. Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
  4. Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита: понятие и критерии оценки

 

Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Социальная защита населения представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

 Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как средства к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни  человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д.

Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет  социальные услуги, необходимые для  обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни. [1, c. 263]

    В большинстве стран система социальной защиты реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются: социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная поддержка и социальное попечительство. Подробно система социальной защиты представлена на рисунке 1.

 

 
Рисунок 1 - Структура и формы социальной защиты населения

Примечание - Источник: собственная разработка.

Социальное страхование является важнейшим элементом в системе социальной защиты населения, оно широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. Социальное страхование включает пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях.

Основные статьи расходов социального страхования: 
а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства; 
б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования; 
в) пособия по безработице.

Использование средств социального  страхования осуществляется в форме  денежных выплат: пенсий и пособий.

Пенсии могут быть страховые или трудовые (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет) и социальные (выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию). Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности, а так же для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти близкого родственника).

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, носит адресный характер, изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Социальная помощь может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.), а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты.

Одним из основных направлений  социальной помощи являются программы  по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных  средств. В Беларуси адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних  месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальная помощь может  принимать форму социальных льгот, которые выполняют две функции: компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит  в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно- полезной деятельности.

Социальное обслуживание создает предпосылки для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги оказываются как государственными, так и частными организациями – центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр. Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются  бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты.

Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).[2, c.225-228]

Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности. Они выплачиваются при потере трудоспособности, рождении детей, потере кормильцев или работы и в других случаях. Социальные трансферты предоставляются не только в денежной форме, но и в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов, а также в виде льготного налогообложения.

Целью социальных трансфертов  являются гуманизация отношений  в обществе, предотвращение роста  преступности, а также поддержание  внутреннего спроса. [3, с. 263]

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Современная экономическая  теория использует в качестве аксиомы  построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [4, c. 513]

Специфика социальной защиты населения  выражается в том, что это форма  распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом,  тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Социальная защита населения строится на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь