Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35
Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты.
2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
5. Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.
6. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.
7. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной защиты
— граждане и члены их семей,
на которых непосредственно
- формы и виды социальной защиты граждан;
- механизмы социальной защиты населения;
- органы социальной защиты
Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологических, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.[5, с. 283-348]
Система социальной защиты
реализуется через систему прав
и гарантий. Частные лица могут
иметь право на определенные пособия
благодаря своей принадлежности
к конкретной демографической категории,
например, дети или пенсионеры. Они
могут также иметь право
По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. [6, с. 268]
Главными средствами уменьшения неравенства
в распределении доходов и
имущества являются прогрессивный
подоходный налог и социальные расходы
государства. В процессе регулирования
доходов необходимо добиваться оптимального
соотношения между
Важное звено социальной
защиты населения — программы
трудоустройства и
Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе. Как правило, в США и других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно большие гарантии, большие социальные выплаты и др.
За основу минимального уровня заработной платы берется набор товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей (с одним ребенком, с двумя и др.). Этот набор в разных странах различный. В США, например, в него включают оплату за найм жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупку раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада достигает от 30 до 50 % размера средней заработной платы. Так, в США он составляет 4,5 доллара в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
Одним из элементов социальной
защиты населения является правовое
регулирование наемного труда, которое
осуществляется через установление
в законодательном порядке
Общими критериями бедности являются безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень бедности. Основной критерий бедности- уровень доходов на одного человека. Общий критерий бедности - структура потребления в семьях, в частности, доля расходов на питание.
Общий уровень бедности в
той или иной стране определяется
показателем доли количества бедных
людей в общей численности
населения в возрасте старше 15 лет.
Бедность измеряется с помощью прожиточного
минимума, который существует в виде
жизненного (или физиологического)
минимума и социального минимума.
Первый отражает удовлетворение только
главных физиологических
Основная, официальная, черта бедности строится в Беларуси на основе бюджета прожиточного минимума.
Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребности значительно дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому минимальный потребительский бюджет рассчитывается не на абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.
Размеры бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета в 2011 году представлены в приложении А.
При исчислении бюджета прожиточного минимума возникают определенные проблемы:
1. В составе прожиточного
минимума сложно адекватно
2. При формировании бюджетов прожиточного минимума не учитываются различия в потреблении у городских и сельских жителей, а именно: различные пищевые предпочтения, особенности быта.
Наиболее точным для определения абсолютного уровня прожиточного минимума является метод потребительской корзины.
Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах.
Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на:
содержание детей в дошкольных учреждениях. [7]
Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.
Законом предусмотрен пересмотр
структуры и состава
Понятие «социальная
защита» по-разному
Однако при
всем многообразии подходов к пониманию
роли социальной зашиты, можно выделить
общую для всех стран с рыночной экономикой
функцию социальной защиты - поддержание
уровня жизни тех групп населения, которые
испытывают отрицательное воздействие
рынка или в силу тех или иных причин теряют
трудоспособность.
Международная организация труда, членом которой является Республика Беларусь, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя: стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; предотвращение и компенсацию части расходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования; предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участникам системы социального страхования; доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.
Основополагающим документом
по вопросам социальной защиты в международном
праве является Конвенция Международной
организации труда № 102 о минимальных
нормах социального обеспечения, вступившая
в силу в 1995 году. В данном документе
содержится перечень основных видов
социальной защиты. Конвенция № 102 определяет
девять видов социальной защиты: медицинское
обслуживание; пособия по безработице;
пенсии по старости; пособия по производственному
травматизму; пособия по инвалидности;
пособия в связи с потерей
кормильца; пособия по беременности
и родам; пособия по болезни; семейные
пособия. Однако далеко не все социальные
проблемы были охвачены в Конвенции. В
ней, например, не упомянута защита беднейших
групп населения, бездомных, беженцев,
хотя этим социальным группам уделяется
все большее внимание во многих странах.
На основе рекомендаций
Международной организации труда страны
вырабатывают свое национальное социальное
законодательство. Наиболее развито оно
в странах Северной Европы, наименее -
в США, где центр тяжести решения социальных
вопросов переносится на коллективные
соглашения и систему трудового арбитража.
Но несмотря на разнообразные
подходы в вопросах социальной защиты
существуют общие принципы ее организации
в различных странах.
Первым принципом
можно назвать принцип дифференцированного
подхода к различным
слоям и группам населения в зависимости
от их социального положения, возраста,
трудоспособности и степени экономической
самостоятельности. Для нетрудоспособных
членов общества главный упор должен быть
сделан на поддержание их благосостояния,
обеспечение определенного уровня потребления,
создание необходимых надежных гарантий
уровня доходов и т.п. Для трудоспособных
государственные гарантии в области уровня
жизни должны быть сведены к минимуму.
Здесь должен действовать принцип зарабатываемости,
зависимости потребления от трудового
вклада каждого. Социальными же гарантиями
для них являются создание условий для
получения трудового дохода, и прежде
всего, гарантий занятости, профессиональной
подготовки и квалификационного роста,
а также защита других социальных прав
и прав граждан в сфере трудовых отношений.
Вторым принципом является требование
того, чтобы механизм социальной защиты создавался
на основе совокупности законодательно
закрепленных экономических, правовых
и социальных гарантий, предоставляемых
каждому члену общества и обеспечивающих
соблюдение его важнейших социальных
прав. Система социальной защиты должна
быть гибкой, рассчитанной на предупреждение
возможных факторов социального риска,
а не на устранение уже возникших очагов
социальной напряженности. Основой для
этого должна быть научно обоснованная
система социальных гарантий в виде системы
минимальных социальных стандартов. В
самом общем виде государственные
минимальные социальные стандарты
- это установленные органами государственной
власти социальные нормы и нормативы,
определяющие уровень гарантированного
удовлетворения важнейших потребностей
человека в материальных благах, бесплатных
и общедоступных социально-культурных
услугах, имеющих приоритетное значение.
Сфера применения
этих стандартов включает основные виды
выплат населению: заработную плату, пенсии,
стипендии, а также бесплатные и общедоступные
услуги учреждений социально-культурной
сферы, финансируемые
за счет средств государственного бюджета
и государственных внебюджетных фондов.
В систему стандартов входят государственные
минимальные стандарты в области оплаты
труда, социального обеспечения, образования,
культуры, социального обслуживания населения,
жилья и жилищно-коммунального обслуживания.
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь