Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35
Чрезвычайно важное звено системы социальной защиты населения - индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Индексация заработной платы и других доходов производится для того, чтобы частично или полностью возместить потери, вызванные инфляцией. Она практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры). [6, с.267]
В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам. Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы. [1, с.264]
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое.
Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, женщины имеют начиная с 55 лет, мужчины с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня. Информацию средних размерах пенсий см. в приложении Б.
Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых. Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.
Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.
Охрана общественного здоровья является одной из приоритетных задач социальной политики белорусского государства. Здоровье населения определяется в нашей стране как основа национальной безопасности государства, поэтому забота о здоровье народа стала в Беларуси приоритетным направлением бюджетных ассигнований.
Система здравоохранения
Беларуси продолжает реализацию комплекса
мер по сохранению и укреплению здоровья
граждан: интенсифицирована работа
по модернизации, реконструкции, техническому
переоснащению организаций
Расходы на здравоохранение за счет средств бюджета и норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя представлены на рисунках 2 и 3 соответственно.
Рисунок 2 - Расходы на здравоохранение за счет средств бюджета (млрд. рублей) Примечание - Источник: [8, с. 46].
Рисунок 3 - Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя (рублей)
Примечание - Источник: [8, с. 47].
Особый вид социальной
помощи - медицинская помощь. В значительной
степени она оказывается
Государство призвано
оказывать помощь жертвам
Важнейшей функцией государства
останется обеспечение
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области
оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов
населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой
нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм
собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест,
легализации теневых доходов населения.
Основные задачи государственной
политики в области трудовых отношений
и занятости населения –
На рынке труда
Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является
создание комплексных территориальных
центров социального
Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.
Разработка и реализация направлений социальной защиты осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—20015 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
Обеспечение социальных гарантий в принципе предполагает не полное, а минимальное удовлетворение потребностей человека. Реализация прав граждан в области социальных гарантий осуществляется посредством минимальных социальных стандартов, которые установлены законом «О государственных минимальных социальных стандартах», принятым 11 ноября 1999 г. Социальными стандартами являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Финансирование минимальных выплат осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, а также государственных внебюджетных страховых фондов.
В последние годы во многих странах начала набирать силу тенденция к усилению адресности, обусловленная стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к их выплате с учетом индивидуальных потребностей. Адресные программы ориентированы на домашние хозяйства с определенным уровнем дохода, как правило, с низкими или с низкими и средними доходами. Можно выделить два разных типа адресных программ: основанные на проверке нуждаемости, предусматривающие детальный тест ресурсов получателей, включая доходы, активы и потребности, и основанные на проверке доходов, предусматривающие простой тест доходов получателей, с учетом годовой декларации о доходах. Программы с проверкой доходов имеют свои преимущества. Они основаны на объективных критериях, просты в административном исполнении и не отягощают получателей «клеймом бедности». Право на получение пособия легко определить на основе формы подоходного налога. Недостаток программ с проверкой доходов в том, что они не принимают во внимание особые нужды или обстоятельства, обусловливающие дополнительные расходы (например, приобретение лекарств, диетического питания, приспособлений для инвалидов). Домохозяйства с высоким уровнем доходов не получают никаких пособий, несмотря на то, что у них могут возникнуть дополнительные издержки, вызванные состоянием здоровья или необходимостью оплаты обучения детей. Именно этот недостаток программ с проверкой доходов является главным достоинством пособий, выплачиваемых на основе проверки нуждаемости. В этом случае учитывается не только уровень дохода, но и те особые обстоятельства, которые обусловливают необходимость дополнительных расходов домохозяйства. Главный недостаток этих программ в том, что они вторгаются в частную жизнь получателей. Для определения права на пособие необходимо представлять очень подробную информацию. Решения остаются на усмотрение чиновников системы социальной защиты, которые субъективно оценивают остроту и настоятельность отдельных потребностей семей.
Основными получателями социальных выплат, кроме пенсионеров, являются семьи с детьми, безработные, некоторые категории малообеспеченных граждан.
Социальные выплаты
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь