Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35

Работа содержит 1 файл

Мех. и осн.напр.соц.защ.в Р.Б.docx

— 282.03 Кб (Скачать)

Чрезвычайно важное звено  системы социальной защиты населения - индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Индексация заработной платы и других доходов производится для того, чтобы частично или полностью возместить потери, вызванные инфляцией. Она практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры). [6, с.267]

В условиях перехода к рынку в  социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам. Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы. [1, с.264]

Политика трудоустройства  включает также меры по регулированию  продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве  развитых стран Запада продолжительность  рабочего времени сократилась вдвое.    

Для определенных слоев и категорий  населения со стороны государства  существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального  обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, женщины имеют  начиная с 55 лет, мужчины с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня. Информацию средних размерах пенсий см. в приложении Б.

Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств  пенсионного фонда, образуемого  за счет отчислений юридических лиц  и частично государственного бюджета. Государство создает детские  дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для  престарелых людей, не имеющих детей  и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых. Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.

Развитие рынка предъявляет  особые требования к образованию  и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы  образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи  с ростом денежных доходов некоторой  части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Охрана общественного  здоровья является одной из приоритетных задач социальной политики белорусского государства. Здоровье населения определяется в нашей стране как основа национальной безопасности государства, поэтому забота о здоровье народа стала в Беларуси приоритетным направлением бюджетных ассигнований.

Система здравоохранения  Беларуси продолжает реализацию комплекса  мер по сохранению и укреплению здоровья граждан: интенсифицирована работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения  и внедрению высоких медицинских  технологий, что позволило создать достойные условия труда медработников. Благодаря принимаемым Президентом и правительством мерам удалось добиться роста финансирования расходов на здравоохранение, которое ежегодно увеличивается в абсолютном выражении. [8, с.46-49]

Расходы на здравоохранение  за счет средств бюджета и норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя представлены на рисунках 2 и 3 соответственно.

Рисунок 2 - Расходы на здравоохранение за счет средств бюджета (млрд. рублей) Примечание  - Источник: [8, с. 46].

 

Рисунок 3 - Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя (рублей)

Примечание  - Источник: [8, с. 47].

 

     Особый вид социальной  помощи - медицинская помощь. В значительной  степени она оказывается бесплатно.  В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

     Государство призвано  оказывать помощь жертвам противозаконных  репрессий со стороны государства,  жертвам войн, пострадавшим от  катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды  по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие  от вредных производств, вынужденные  переселенцы.

Важнейшей функцией государства  останется обеспечение государственных  минимальных социальных гарантий в  области оплаты труда. В бюджетном  секторе будет сохранено государственное  регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого  разряда и совершенствования  Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области

оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов

населения и важного стимула  трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой

нагрузки на фонд заработной платы  субъектов хозяйствования всех форм

собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест,

легализации теневых доходов населения.

Основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений  и занятости населения – повышение  эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки  временно не занятого населения.


На рынке труда предусматривается  реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения, преодолению  дефицита рабочих мест путем повышения  инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности  и поддержанию стабильности в  сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся  структурой рабочих мест, удержанию  регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.           

Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры  и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и  структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных  центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам  пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит  уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

     Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь

 

Разработка и реализация направлений социальной защиты осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—20015 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

  Обеспечение социальных гарантий в принципе предполагает не полное, а минимальное удовлетворение потребностей человека. Реализация прав граждан в области социальных гарантий осуществляется посредством минимальных социальных стандартов, которые установлены законом «О государственных минимальных социальных стандартах», принятым 11 ноября 1999 г. Социальными стандартами являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Финансирование минимальных выплат осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, а также государственных внебюджетных страховых фондов.


В последние годы во многих странах начала набирать силу тенденция  к усилению адресности, обусловленная  стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к их выплате с учетом индивидуальных потребностей. Адресные программы ориентированы на домашние хозяйства с определенным уровнем дохода, как правило, с низкими или с низкими и средними доходами. Можно выделить два разных типа адресных программ: основанные на проверке нуждаемости, предусматривающие детальный тест ресурсов получателей, включая доходы, активы и потребности, и основанные на проверке доходов, предусматривающие простой тест доходов получателей, с учетом годовой декларации о доходах. Программы с проверкой доходов имеют свои преимущества. Они основаны на объективных критериях, просты в административном исполнении и не отягощают получателей «клеймом бедности». Право на получение пособия легко определить на основе формы подоходного налога. Недостаток программ с проверкой доходов в том, что они не принимают во внимание особые нужды или обстоятельства, обусловливающие дополнительные расходы (например, приобретение лекарств, диетического питания, приспособлений для инвалидов). Домохозяйства с высоким уровнем доходов не получают никаких пособий, несмотря на то, что у них могут возникнуть дополнительные издержки, вызванные состоянием здоровья или необходимостью оплаты обучения детей. Именно этот недостаток программ с проверкой доходов является главным достоинством пособий, выплачиваемых на основе проверки нуждаемости. В этом случае учитывается не только уровень дохода, но и те особые обстоятельства, которые обусловливают необходимость дополнительных расходов домохозяйства. Главный недостаток этих программ в том, что они вторгаются в частную жизнь получателей. Для определения права на пособие необходимо представлять очень подробную информацию. Решения остаются на усмотрение чиновников системы социальной защиты, которые субъективно оценивают остроту и настоятельность отдельных потребностей семей.

Основными получателями социальных выплат, кроме пенсионеров, являются семьи с детьми, безработные, некоторые  категории малообеспеченных граждан.

Социальные выплаты малообеспеченным гражданам регулируются положением «О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц». В соответствии с этим документом право на получение адресной социальной помощи имеют:

  • многодетные и неполные семьи, а также семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей-инвалидов;
  • семьи безработных и студентов (обучающихся бесплатно с отрывом от производства), воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • одинокие, т.е. не имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать; инвалиды I-II, III групп и инвалиды с детства, получающие социальную пенсию; пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;
  • семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы, несовершеннолетним ребенком-инвалидом, престарелым старше 80 лет. [9, с.133]

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь