Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35

Работа содержит 1 файл

Мех. и осн.напр.соц.защ.в Р.Б.docx

— 282.03 Кб (Скачать)

Адресная помощь оказывается  перечисленным категориям семей  и одиноких лиц, если их совокупный среднедушевой доход за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения. Размер выплаты на одного получателя составляет положительную разницу между 60% бюджета прожиточного минимума и совокупным среднедушевым доходом семьи.

Местные исполнительные и  распорядительные органы с учетом местных  условий и финансовых возможностей вправе определять дополнительные категории получателей социальной помощи.

    Центральное место в  системе органов управления социальной  защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых прежде всего выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал.

Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного  социальных пособий выплачивается  заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме за период январь - июнь 2011 года, для неблагополучных  семей, такие пособия назначены  на сумму около 345,9 млн. рублей или 1,4 % от их общей суммы. В безналичной  форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено  около 304,4 млн. рублей или 1,6 % от общей  суммы назначенной помощи в виде ежемесячного и единовременного  социальных пособий.

Действующая система направлена на защиту преимущественно тех, кто  не может трудиться. Между тем  экономический, социальный и культурный прогресс страны обеспечивается трудоспособной частью населения, социальная защита которой осталась в значительной степени вне сферы социальной политики, что превратило эту часть населения в социально уязвимую. Примером может служить ситуация в сельской местности, трудоспособные жители которой по объективным причинам не имеют минимума средств для жизнедеятельности. В то же время они оказываются вне системы государственной поддержки, так как не принадлежат ни к одной из социально незащищенных категорий. Опыт формирования демократических государств с рыночными отношениями свидетельствует о необходимости построения системы социальной защиты по принципу предоставления гарантий и оказания помощи всем гражданам, социальным группам, категориям населения, являющимся остро нуждающимися.                                                                         

Следует отметить, что помощь не предназначена быть заменой заработку, и она не избавляет от необходимости  искать самостоятельный выход. Смысл  адресной помощи в том, чтобы помочь человеку пережить трудную жизненную  ситуацию.

Ст. 41 Конституции Республики Беларусь предусматривает право  на защиту от безработицы. Государство  должно создавать условия для  полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим  от него причинам ему гарантируется  обучение новым специальностям и  повышение квалификации, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. По действующему закону «О занятости населения Республики Беларусь» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие заработка, зарегистрированные в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Динамику уровня безработицы в 2010-2011 гг.. см. в приложении В.

Механизм оказания социальной помощи безработным гражданам установлен рядом нормативных правовых актов: Конституцией Республики Беларусь, законом «О занятости населения Республики Беларусь», Положением о мерах по социальной защите малообеспеченных граждан (от 11 августа 1999 г. №1254), декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы», Положением о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости и др.

Выплата пособия ограничивается 26 календарными неделями, т.е. сроком в  шесть месяцев. При условии, что  работник работал не менее 12 календарных  недель в течение последних 12 месяцев, ему положено пособие в размере 70% его среднего заработка в течение первых 13 недель и 50% - в течение последних 13 недель. Однако пособие не может быть меньше, чем одна базовая величина, и больше, чем две базовые величины. Ограничения размера пособия делают их крайне низкими. Срок выплаты пособий может быть увеличен до 52 недель. Безработные мужчины (женщины) получают пособия в течение дополнительных двух недель за каждый год работы сверх 26(20) лет стажа.

Для получения пособия  необходимо выполнить установленные  требования по участию в общественных работах.

Следует отдельно упомянуть  такую категорию населения, как  предприниматели. По закону, предпринимателям, признанным безработными, пособие назначается при условии, что отчисления производились от их личного дохода в Фонд социальной защиты населения в течение не менее шести месяцев за последний год. Однако имеют место случаи, когда индивидуальный предприниматель фактически никакой деятельности не осуществлял, доходов не получал, но права на пособие он не имеет. В данной ситуации механизм назначения ориентирован на формальный признак - факт регистрации в качестве предпринимателя, хотя необходимо учитывать критерий получения дохода.

Действующая система определения  размеров пособий вступает в определенное противоречие с международными документами. Так, в соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ №168, пособие назначается в размере 50% минимальной заработной платы или минимума, необходимого для обеспечения основных жизненных потребностей в зависимости от того, какая величина больше. В Беларуси этому условию соответствует бюджет прожиточного минимума. Однако в законодательстве размер пособия по безработице соотносится с базовой величиной, которая никоим образом не увязана с потребностями, и является техническим нормативом для расчета отдельных видов выплат и платежей.

Значительный вес в  расходах на социальные выплаты занимают пособия семьям, воспитывающим детей. Новые экономические и социальные реалии нашего общества поставили семьи, имеющие детей, в тяжелое положение (низкие, относительно постоянно растущих цен, доходы; нестабильность положения - угроза потерять работу и др.), в котором поддержание нормальной жизнедеятельности возможно только при проведении со стороны государства действенных мер социальной зашиты. Действующее законодательство предусматривает различные виды пособий.

Порядок назначения и выплаты  пособий и надбавок к ним определяется ст. 25 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в связи с чем назначение и выплаты пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится - по месту работы или учебы (службы) отца ребенка (усыновителя, опекуна) либо другого родственника, имеющего право на это пособие.

Виды и размеры государственных пособий в 2011 году представлены в таблице.

 

Таблица - Размеры  государственных пособий в 2011году

Виды пособий

01.11.10-31.01.11

01.02.11- 30.04.11

01.05.11- 31.07.11

01.08.11- 30.10.11

01.10.11- 31.10.11

01.11.11 -31.01.12

единовременное пособие в связи с рождением ребенка

1 415 250

1 484 350

1 716 300

2 211 800

4 423 600

5 747 790

единовременное пособие при рождении второго и последующих детей

1981350

2 078 090

2 402 820

3096520

6193400

8047060

единовременное пособие женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности

283 050

296 870

343 260

442 360

442 360

574 790

ежемесячные пособия на детей до 3-х лет:

283 050

296 870

343 260

442 360

442 360

574 790

с надбавкой 75%1

495 340

519 520

600 710

774 130

774 130

1005880

с надбавкой 40%2

396 270

415 620

480 560

619 300

619 300

804 706

ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3 до 16 лет3

84 920

89 060

102 980

132 710

132 710

172 440

с надбавкой 40%4

118 880

124 690

144 170

185 790

185 790

241 420

пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

183 980

192 970

223 120

287 530

287 530

373 610

пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом

127 370

133 590

154 470

199 060

199 060

258 660


Примечание – Источник: [10].

 

Примечания

1 Женщинам, родившим ребенка вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери, и осуществляющим уход за ребенком в возрасте до полутора лет

2 На детей, воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или) специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих; женщинам, родившим ребенка вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери, и осуществляющим уход за ребенком в возрасте от полутора до трех лет

3 Учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, - до их окончания; неработающих учащихся вечерних (сменных) школ, одновременно с учебой получающих профессию, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, и на курсах, работающих по режиму учреждений образования в дневное время, и не получающих стипендий, - до 18 лет)

4 На детей, указанных в подпункте 3, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери; воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или) специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих.

Размер пособий существенно  ниже реальных затрат на содержание и  воспитание детей и составляет 65% бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения на детей  в возрасте до трех лет и 30% на детей  в возрасте от трех до шестнадцати (на учащихся - восемнадцати) лет. Заработная плата остается основным источником дохода подавляющего большинства из них, но ее размер не всегда позволяет содержать семью даже на минимальном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования социальной защиты в РБ

 

Республика Беларусь в  своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие  исходит из преемственности целей  и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для  динамичного развития требуется  более активное совершенствование  и модернизация действующих организационно- экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления  совершенствования предусматривают  формирование национальной инновационной  системы; создание благоприятных условий  для развития предпринимательской  инициативы и увеличения притока  инвестиций в экономику; развитие государственно–частного  партнерства в целях обеспечения  устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности  и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических  проблем.

Главная цель - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего  использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно  претворяется в жизнь в нашей  стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором  и эффективным проводником прогрессивных  преобразований.

При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 годы.

В Беларуси ведется последовательная работа по созданию и развитию социально  ориентированной экономики, приближению стандартов качества жизни граждан к лучшим мировым показателям. Совершенно очевидно, что успех в достижении этих целей напрямую связан с результатами и качеством труда жителей страны. Очевидно также и то, что инновационное развитие экономики, социальной сферы, страны в целом можно обеспечить только повышая профессиональную компетентность рабочих, служащих, специалистов, управленцев всех уровней, а также уровень их ответственности за результаты работы.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь