Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1.Дать понятие и определить критерии оценки социальной защиты;
2.Изучить основные направления социальной защиты;
3.Изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;
4.Выявить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………….............................3
1. Социальная защита: понятие и критерии оценки……...………………....4
2. Основные направления социальной защиты……………………………12
3. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь……...18
4. Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь...24
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников…...………………………………..…30
Приложение А Бюджет прожиточного минимума и минимальный
потребительский бюджет…………………………………………….……..31
Приложение Б Информация о размерах пенсий………………………...…34
Приложение В Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь в
2010-2011 гг…………………………………………....……………….……35
Адресная помощь оказывается перечисленным категориям семей и одиноких лиц, если их совокупный среднедушевой доход за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения. Размер выплаты на одного получателя составляет положительную разницу между 60% бюджета прожиточного минимума и совокупным среднедушевым доходом семьи.
Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий и финансовых возможностей вправе определять дополнительные категории получателей социальной помощи.
Центральное место в
системе органов управления
Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме за период январь - июнь 2011 года, для неблагополучных семей, такие пособия назначены на сумму около 345,9 млн. рублей или 1,4 % от их общей суммы. В безналичной форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено около 304,4 млн. рублей или 1,6 % от общей суммы назначенной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.
Действующая система направлена
на защиту преимущественно тех, кто
не может трудиться. Между тем
экономический, социальный и культурный
прогресс страны обеспечивается трудоспособной
частью населения, социальная защита которой
осталась в значительной степени вне сферы
социальной политики, что превратило эту
часть населения в социально уязвимую.
Примером может служить ситуация в сельской
местности, трудоспособные жители которой
по объективным причинам не имеют минимума
средств для жизнедеятельности. В то же
время они оказываются вне системы государственной
поддержки, так как не принадлежат ни к
одной из социально незащищенных категорий.
Опыт формирования демократических государств
с рыночными отношениями свидетельствует
о необходимости построения системы социальной
защиты по принципу предоставления гарантий
и оказания помощи всем гражданам, социальным
группам, категориям населения, являющимся
остро нуждающимися.
Следует отметить, что помощь не предназначена быть заменой заработку, и она не избавляет от необходимости искать самостоятельный выход. Смысл адресной помощи в том, чтобы помочь человеку пережить трудную жизненную ситуацию.
Ст. 41 Конституции Республики Беларусь предусматривает право на защиту от безработицы. Государство должно создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации, а также пособие по безработице в соответствии с законом. По действующему закону «О занятости населения Республики Беларусь» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие заработка, зарегистрированные в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Динамику уровня безработицы в 2010-2011 гг.. см. в приложении В.
Механизм оказания социальной
помощи безработным гражданам
Выплата пособия ограничивается 26 календарными неделями, т.е. сроком в шесть месяцев. При условии, что работник работал не менее 12 календарных недель в течение последних 12 месяцев, ему положено пособие в размере 70% его среднего заработка в течение первых 13 недель и 50% - в течение последних 13 недель. Однако пособие не может быть меньше, чем одна базовая величина, и больше, чем две базовые величины. Ограничения размера пособия делают их крайне низкими. Срок выплаты пособий может быть увеличен до 52 недель. Безработные мужчины (женщины) получают пособия в течение дополнительных двух недель за каждый год работы сверх 26(20) лет стажа.
Для получения пособия необходимо выполнить установленные требования по участию в общественных работах.
Следует отдельно упомянуть такую категорию населения, как предприниматели. По закону, предпринимателям, признанным безработными, пособие назначается при условии, что отчисления производились от их личного дохода в Фонд социальной защиты населения в течение не менее шести месяцев за последний год. Однако имеют место случаи, когда индивидуальный предприниматель фактически никакой деятельности не осуществлял, доходов не получал, но права на пособие он не имеет. В данной ситуации механизм назначения ориентирован на формальный признак - факт регистрации в качестве предпринимателя, хотя необходимо учитывать критерий получения дохода.
Действующая система определения размеров пособий вступает в определенное противоречие с международными документами. Так, в соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ №168, пособие назначается в размере 50% минимальной заработной платы или минимума, необходимого для обеспечения основных жизненных потребностей в зависимости от того, какая величина больше. В Беларуси этому условию соответствует бюджет прожиточного минимума. Однако в законодательстве размер пособия по безработице соотносится с базовой величиной, которая никоим образом не увязана с потребностями, и является техническим нормативом для расчета отдельных видов выплат и платежей.
Значительный вес в расходах на социальные выплаты занимают пособия семьям, воспитывающим детей. Новые экономические и социальные реалии нашего общества поставили семьи, имеющие детей, в тяжелое положение (низкие, относительно постоянно растущих цен, доходы; нестабильность положения - угроза потерять работу и др.), в котором поддержание нормальной жизнедеятельности возможно только при проведении со стороны государства действенных мер социальной зашиты. Действующее законодательство предусматривает различные виды пособий.
Порядок назначения и выплаты пособий и надбавок к ним определяется ст. 25 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в связи с чем назначение и выплаты пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится - по месту работы или учебы (службы) отца ребенка (усыновителя, опекуна) либо другого родственника, имеющего право на это пособие.
Виды и размеры государственных пособий в 2011 году представлены в таблице.
Таблица - Размеры государственных пособий в 2011году
Виды пособий |
01.11.10-31.01.11 |
01.02.11- 30.04.11 |
01.05.11- 31.07.11 |
01.08.11- 30.10.11 |
01.10.11- 31.10.11 |
01.11.11 -31.01.12 |
единовременное пособие в связи с рождением ребенка |
1 415 250 |
1 484 350 |
1 716 300 |
2 211 800 |
4 423 600 |
5 747 790 |
единовременное пособие при рождении второго и последующих детей |
1981350 |
2 078 090 |
2 402 820 |
3096520 |
6193400 |
8047060 |
единовременное пособие женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности |
283 050 |
296 870 |
343 260 |
442 360 |
442 360 |
574 790 |
ежемесячные пособия на детей до 3-х лет: |
283 050 |
296 870 |
343 260 |
442 360 |
442 360 |
574 790 |
с надбавкой 75%1 |
495 340 |
519 520 |
600 710 |
774 130 |
774 130 |
1005880 |
с надбавкой 40%2 |
396 270 |
415 620 |
480 560 |
619 300 |
619 300 |
804 706 |
ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3 до 16 лет3 |
84 920 |
89 060 |
102 980 |
132 710 |
132 710 |
172 440 |
с надбавкой 40%4 |
118 880 |
124 690 |
144 170 |
185 790 |
185 790 |
241 420 |
пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет |
183 980 |
192 970 |
223 120 |
287 530 |
287 530 |
373 610 |
пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом |
127 370 |
133 590 |
154 470 |
199 060 |
199 060 |
258 660 |
Примечание – Источник: [10].
Примечания
1 Женщинам, родившим ребенка вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери, и осуществляющим уход за ребенком в возрасте до полутора лет
2 На детей, воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или) специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих; женщинам, родившим ребенка вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери, и осуществляющим уход за ребенком в возрасте от полутора до трех лет
3 Учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, - до их окончания; неработающих учащихся вечерних (сменных) школ, одновременно с учебой получающих профессию, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, и на курсах, работающих по режиму учреждений образования в дневное время, и не получающих стипендий, - до 18 лет)
4 На детей, указанных в подпункте 3, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведены по указанию матери; воспитываемых одним родителем, либо находящихся под опекой, попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и детей военнослужащих срочной военной службы, курсантов, детей военнообязанных, призываемых на военные и (или) специальные сборы; детей резервистов на время прохождения ими занятий или учебных сборов, к моменту призыва не работающих.
Размер пособий существенно ниже реальных затрат на содержание и воспитание детей и составляет 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на детей в возрасте до трех лет и 30% на детей в возрасте от трех до шестнадцати (на учащихся - восемнадцати) лет. Заработная плата остается основным источником дохода подавляющего большинства из них, но ее размер не всегда позволяет содержать семью даже на минимальном уровне.
Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.
Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно- экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.
Основные направления
совершенствования
Главная цель - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Реализация поставленной
цели будет достигнута на основе всестороннего
использования потенциала сильного
государства, концепция которого успешно
претворяется в жизнь в нашей
стране. Именно оно выступит гарантом
защиты частной собственности, инициатором
и эффективным проводником
При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 годы.
В Беларуси ведется последовательная работа по созданию и развитию социально ориентированной экономики, приближению стандартов качества жизни граждан к лучшим мировым показателям. Совершенно очевидно, что успех в достижении этих целей напрямую связан с результатами и качеством труда жителей страны. Очевидно также и то, что инновационное развитие экономики, социальной сферы, страны в целом можно обеспечить только повышая профессиональную компетентность рабочих, служащих, специалистов, управленцев всех уровней, а также уровень их ответственности за результаты работы.
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь