Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа
Материальное стимулирование и мотивация труда работников является важнейшей составной частью процесса рыночного механизма. Выбор форм и систем оплаты труда нередко диктуют особенности экономики отрасли и страны в целом. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
В теории не сложилось пока единого представления об анализе эффективности материального стимулирования труда. Тем не менее, есть отдельные положения, которые могут быть применены к практике.
Предлагаются различные методики анализа эффективности использования средств материального стимулирования труда.
Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов показывает, в какой мере затраты на материальное и моральное стимулирование работников оправданы, произошел ли прирост продукции, снизилась ли себестоимость.
Для оценки эффективности материального стимулирования труда необходимо:
1) определить совокупную величину средств, предназначенных для этих целей в отчетном периоде и за предыдущие годы;
2) выявить достигнутый
уровень и темпы роста
3) выработать методологию исчисления показателей эффективности материального стимулирования труда.
Важнейшими источниками материального стимулирования являются: фонд заработной платы, фонд материального поощрения и все средства, предназначенные для материального стимулирования труда.
К экономическим результатам действия системы материального стимулирования труда можно отнести такие показатели конечных результатов работы и эффективности производства, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости одновременно со всеми источниками материального стимулирования труда, т.е. объемом продукции, балансовой прибылью, производительностью труда и др.
Для оценки эффективности стимулирования труда работников розничной торговли применяются следующие научные подходы: системный, комплексный, интеграционный, функциональный, процессный, административный, поведенческий, ситуационный и др. [13].
Однако современные условия деятельности торговых предприятий делают предпочтительным использование воспроизводственного, синергетического и компетентного подходов, сущность которых представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристика подходов к управлению материальным стимулированием труда
Подход |
Сущность подхода |
Ценность |
1 |
2 |
3 |
Воспроизводственный |
Ориентация на постоянное возобновление рабочей силы как основы формирования человеческого капитала для удовлетворения потребностей рынка труда с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. |
Воспроизводство рабочей силы, формирование человеческого капитала организации, минимизация затрат при максимизации эффекта. |
Синергетический |
Ориентация
на постоянные изменения на рынке
труда, т.е. закономерный процесс перехода
от хаотичной организации к |
Влияние спроса и предложения рабочей силы, система норм и ценностей организации, культура организации. |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
1 |
2 |
3 |
Компетентный |
Определение совокупности знаний, умений или полномочий по управлению материальным стимулирование труда работников |
Совокупность знаний менеджера, умение управлять трудовым потенциалом организации в целом и персоналом в частности, современные системы мотивации персонала. |
Источник: [13].
Технология принятия решений для оценки материального стимулирования труда работников торговли, как и последовательность проведения любого аналитического исследования, включает три основных этапа:
1) подготовительный,
2) основной,
3) заключительный.
В ходе подготовительного этапа необходимо определить цель исследования, сформулировать ряд задач, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели, от которой напрямую зависит выбор объекта и предмета исследования.
Разработка
программы исследования и
От подбора исполнителей зависит качество анализа материального стимулирования труда работников, поэтому к их подбору необходимо относиться с ответственностью, выбирая опытных, инициативных, добросовестных специалистов.
Краткое содержание этапов принятия решений для оценки материального стимулирования представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Блок-схема исследования системы материального стимулирования труда работников организаций торговли
Источник: [23].
Важным этапом исследования является создание информационной базы, представляющей собой систему показателей, позволяющих составить всестороннюю количественную и качественную характеристику основных закономерностей и особенностей материального стимулирования труда персонала торгового предприятия.
Необходимость использования в деятельности торговых предприятий информации о состоянии материального стимулирования труда предполагает использование системного подхода к формированию информационной базы, включающей в себя совокупность внутренней и внешней информации, результаты изучения системы материального стимулирования труда и анализа информации.
Важными
направлениями анализа
В зарубежной экономике затраты на рабочую силу являются основным показателем, характеризующим материальное стимулирование труда работников. Применение данного показателя в отечественной экономике позволит предприятиям более полно и качественно проводить выявление и анализ затрат на рабочую силу с целью рационального распределения имеющихся у работодателя средств, направляемых на цели личного пользования торговых работников и устойчивое функционирование рабочей силы.
По мнению
авторов, средства, направленные
на материальное
- оплату труда по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам;
- компенсирующие и стимулирующие выплаты;
-оплата неотработанного времени (отпуск, простой не по вине работника);
- социальные выплаты в составе издержек обращения: а) единый социальный налог; б) взнос на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; в) расходы на подготовку и переподготовку кадров; г) стоимость социальных льгот, включая взносы в страховые фонды, затраты на медицинское обслуживание, бесплатное питание и т.д.; д) затраты на спецодежду, обувь, оборудование бытовых помещений, остающихся в личном пользовании работников и др.;
- социальные выплаты работникам за счет финансовых результатов:
а) премии, различные виды доплат и надбавок и т. п.;
б) оплата путевок в санатории;
в) оплата летних лагерей детям работников;
г) страхование работников (различные его виды) и т. п.;
- выплаты на социальное развитие предприятия:
а) кредитование работников;
б) предоставление жилья с полной или частичной компенсацией для работников; в) содержание учреждений отдыха для работников (санаториев, профилакториев, баз отдыха) и др.
Таким образом,
размер материального
Оценку эффективности материального стимулирования труда и ее влияние на результаты работы персонала следует рассматривать как с точки зрения работника, так и с точки зрения работодателя.
При оценке эффективности материального стимулирования труда с точки зрения работника необходимо анализировать удовлетворенность размером заработной платы, удовлетворенность прочими выплатами материального стимулирования труда и т. п.
Важным этапом
исследования материального
- выявление
и оценку размера и форм
материального стимулирования
- выявление
и оценку удовлетворенности
Оценка эффективности материального стимулирования труда работников с точки зрения работодателя включает собственно анализ эффективности материального стимулирования труда и построение системы обобщающих показателей эффективности.
В систему
обобщающих показателей, по
Для получения
системной оценки
Рисунок 2.2 - Показатели эффективности материального стимулирования труда с позиций заинтересованных групп
Источник:[23].
Работодателю требуется информация для оперативного управления средствами, направленными на материальное стимулирование труда работников торговли, и их возможными изменениями в случае принятия соответствующего управленческого решения в последующие периоды деятельности. Поэтому для работодателя важны показатели материального стимулирования труда, прямо или косвенно оказывающие влияние на издержки предприятия, следовательно, и на конечный показатель деятельности предприятия - прибыль.
В первую
очередь необходимо
Затем целесообразно
рассчитать сумму
Информация о работе Материальное стимулирование труда работников торговли