Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:22, реферат
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
Автомобильный транспорт
имеет большое значение для внутрирайонных
перевозок различных грузов. Недостаточны
протяженность и качество автомобильных
дорог с твердым покрытием. В дальнейшем
намечается создать новые автомобильные
и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский,
Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические
районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного
транспорта: через Урал проходят нефте-
и газопроводы из Западной Сибири
в европейскую часть страны и
за рубеж.
Получил развитие и
авиационный транспорт. Через территорию
Урала проходят многие внутренние и международные
авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.
Уральский экономический
район относится к районам
наиболее высокого в стране грузопотребления
и грузоотправления. Это объясняется
тем, что регион осуществляет разнообразные
экономические связи со многими регионами
страны и странами зарубежья. Из восточных
районов Урал получает в основном сырье
и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих
отраслей. С европейскими районами осуществляется
преимущественно обмен готовыми изделиями
и конструкционными материалами (причем
вывоз по объему превышает ввоз). Наиболее
тесные связи - с соседними экономическими
районами: Западно-Сибирским и Поволжским,
а также с Казахстаном. Западная Сибирь
поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и
газ, а в перспективе - электроэнергию,
а ввозит главным образом продукцию машиностроения
и строительные материалы. Из Казахстана
поступают железные руды, медные концентраты,
электроэнергия, уголь и другие грузы.
Поволжье получает лес, металлы, обменивается
с Уралом продукцией химии и машиностроения,
поставляет продукты питания.
Западно-Сибирский
экономический район.
Транспортные магистрали
Западной Сибири отличаются высокой
грузонапряженностью. Помимо основной
Сибирской железнодорожной магистрали
была построена Южно-Сибирская магистраль,
сыгравшая большую роль в развитии производительных
сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии
в северном и южном направлениях. Была
также построена железная дорога: Иртышская
- Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой
железнодорожной магистралью является
Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск
- Уренгой. В значительной мере межрайонные
и внутрирайонные перевозки грузов Западной
Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского
бассейна. Особенно широкое развитие в
Западной Сибири получили трубопроводный
транспорт и линии электропередач. Большое
значение имеет автомобильная дорога
Чуйский тракт,обеспечивающая связи с
Монголией. Важное значение для пассажирских
и грузовых перевозок имеет воздушный
транспорт, без которого трудно представить
осуществление регулярных внутренних
и внешних связей.
Особенностью
межрайонных связей является
преобладание вывоза над
Восточно-Сибирский
экономический район.
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловъёвск. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.
Построен западный
участок БАМа: Тайшет - Братск - Лена.
Для обхода тоннельного участка
байкальской железной дороги построен
участок дороги Иркутск - Слюдянка.
На севере сооружена также дорога Дудинка
- Норильск.
Железные дороги
сконцентрированы на юге района и
имеют преимущественно широтное
направление. В меридиональном направлении
(на север от Транссиба) проложены
дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты
- Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие
необходимые условия для строительства
гидроэлектростанций и вывоза древесины.
Важное значение
имеет речной транспорт (судоходен
Енисей). Он удачно взаимодействует
не только с железнодорожным, но и
с морским транспортом, использующим
Северный морской путь. Наиболее крупные
порты, через которые происходит соединение
речного судоходства с морским, - Диксон
в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка
на Енисее.
Восточная Сибирь располагает
сетью автомобильных дорог, но развита
она слабо, что препятствует освоению
ценных природных ресурсов. Наиболее известны
Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль
от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува).
Нефтепроводом Восточная Сибирь связана
с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное
значение имеет авиационный транспорт,
без которого на необъятных просторах
региона трудно представить осуществление
регулярных внутренних и внешних связей.
Важной особенностью
межрайонных связей Восточной Сибири
является двухкратное преобладание
вывоза над ввозом. Из района вывозятся
лес и пиломатериалы, железные руды, руды
и концентраты руд цветных металлов и
др. Ввозятся машины и оборудование, нефть,
продовольствие, товары народного потребления.
Наиболее тесные связи регион имеет с
соседней Западной Сибирью. В перспективе
планируется строительство газопровода,
по которому газ будет передаваться в
Китай, а затем в Японию.
Дальневосточный экономический
район.
Хозяйственное развитие
района в огромной степени зависит
от ускоренного развития транспорта,
так как редкая заселенность требует
активного функционирования внутрирайонных
связей, основанных на тесном взаимодействии
различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе
функционируют все существующие виды
транспорта, но основную роль играет железнодорожный.
На его долю приходится до 80% перевозимых
грузов.
Начало активного
транспортного освоения южной части
района связано с прокладкой в XIX
в. Транссибирской магистрали. За последнее
время Транссибирская магистраль обросла
боковыми линиями, иногда являющимися
подъездными ветками к лесозаготовительным
базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное
значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре),
до Находки и Посьета. Железнодорожное
освоение средней зоны Дальнего Востока
связано с Байкало-Амурской магистралью
(БАМ). С постройкой этой магистрали Россия
получила второй выход на Тихоокеанское
побережье и возможность освоения различных
видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает
и дорогу от Транссибирской магистрали
через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск
- "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме
межрайонные и внутрирайонные перевозки
грузов Дальневосточного района осуществляются
морским транспортом. Плавание в суровых
арктических морях обеспечивается с помощью
ледоколов. К Северному морскому пути
примыкает река Лена, образующая транспортную
перемычку между железнодорожной магистралью
и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим
работы морского транспорта Тихоокеанских
морей. Практически круглый год осуществляются
внутрирайонные и международные перевозки
по Японскому и Берингову морям. Главными
грузами в перевозках по Дальневосточному
району являются лес, уголь, строительные
материалы, нефть, рыба и продовольственные
товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси,
Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево
(Магадан), Владивосток, Находка, Советская
Гавань.
Автомобильными дорогами
район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей,
значение автотранспорта велико. Для
дальних перевозок есть несколько
крупных автомагистралей, например,
с юга в Республику Саха ведет дорога Невер
- Алдан - Якутск. Самая северная дорога
проходит от Якутска до Магадана. Большое
транспортное значение имеет дорога Хабаровск
- Биробиджан, Колымский тракт. Помимо
автомагистралей на севере района есть
множество автозимников и дорог местного
значения. Более развита сеть автомобильных
дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего
Востока значение воздушного транспорта
как для связей с другими районами
России, так и для внутрирайонных
перевозок (особенно для пассажироперевозок).
Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На
огромных пространствах севера Дальнего
Востока наряду с другими видами транспорта
сохраняется олений транспорт.
Через Дальний Восток
осуществляются экономические связи России
со многими зарубежными странами, особенно
со странами, расположенными в бассейне
Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай,
Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной
Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны
лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной
промышленности, рыбу, цемент и др.
Экономическая оценка
деятельности транспортного ком-плекса
Пассажирские перевозки
- один из основных видов транспортной
деятельности. Транспортный рынок пассажирских
перевозок предоставляет пассажирам
услуги различных видов транспорта, которые
не равноценны по стоимости, скорости,
регулярности и комфорту.
Диаграмма 2.2.1 Доля видов
транспорта в пассажирооброте в
%
Как видно из диаграммы
2.2.1, первое место по пассажирообороту
в 1998 году занимал автомобильный транспорт,
его доля составляла 45 %, однако, если не
учитывать внутригородские автобусные
перевозки, то первенство принадлежит
железнодорожному транспорту, доля которого
равна 40,2 %.
Важное место в
пассажирских перевозках занимает воздушный
транспорт. Его доля в общем пассажирообороте
составляет 14,6 %. Однако в последние годы
число пассажиров, перевезённых воздушным
транспортом, снизилось почти в 3 раза
из-за значительного повышения стоимости
проезда и снижения платежеспособности
населения. На снижение пассажирооборота
сказалось дробление "Аэрофлота"
на мелкие авиакомпании, что привело к
ухудшению безопасности полётов и качества
обслуживания пассажиров.
На пассажирские
перевозки речным и морским транспортом
приходится всего 0,2 %. Сегодня суда морского
флота в большей мере используются для
туристических целей, речные суда - для
перевозки пассажиров на внутренних магистралях
в Поволжском, Северо-Западном и других
районах страны. За последнее время объём
перевозок пассажиров водным транспортом
снизился в 3 раза.
На рынке транспортных
услуг получают развитие отдельные
виды пассажирских перевозок: международные
воздушные, местные и пригородные
автобусные, багажные и грузобагажные
железнодорожные. Тарифная политика прежде
всего на воздушном транспорте становится
более гибкой, усиливается конкуренция
между отдельными видами транспорта и
пассажирскими компаниями.
Таблица 2.2.1 Пассажирооборот
по видам транспорта общего пользования
(миллиардов пассажиро-
Всего же в 1998 г. пассажирооборот составил 481,2 млрд. пассажиро-километров, что на 30,3 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Из таблицы 2.2.1. видно, что за период с 1990 по 1998 год пассажирооборот постоянно сокращался, и с 1990 по 1998 год сокращение составило 309,8 млрд. пассажиро-километров (791,0 и 481,2 млрд. пассажиро-километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом.
В последние годы
имеет место тенденция к падению пассажирооборота
на всех видах транспорта. Так, за период
с 1993 по 1997 г. пассажирооборот на всех видах
транспорта сократился на 27 %, в частности
на железнодорожном на 37,4 %, автомобильном
на 13,1 %, воздушном на 26,1 % и водном транспорте
- 52,6 %. Только в 1997 году впервые за последние
годы, пусть и незначительно - на 0,6 %, возросли
перевозки пассажиров всеми видами транспорта.
Сокращение спроса
на пассажирские перевозки вызвано
напряжённой социально-
Работа пассажирского
транспорта тесно связана с такими
факторами, как подвижность населения,
усилившаяся конкуренция между
различными видами транспорта, неравномерность
и неопределённость спроса на перевозки,
убыточность пассажирских перевозок и
их финансирование.
За анализируемый
период общая подвижность населения
страны по всем видам транспорта сократилась
на18,7 % по числу отправлений, а по
количеству пассажиро-километров на 26,2
%, в том числе на железнодорожном транспорте
по числу отправлений на 21,6 %, пассажирообороту
на 36,7 %. За последние годы из-за снижения
жизненного уровня населения значительно
изменилась география пассажиропотоков,
уменьшилось отправление пассажиров в
междугородном сообщении, изменилось
распределение их по видам транспорта.
Так, за этот период доля автомобильного
транспорта увеличилась на 19,1 %.
Решая проблему ценовой
политики транспортного комплекса,
необходимо определять ценовую эластичность
спроса разных групп населения на перевозки.
Это позволит прогнозировать возможные
последствия изменения цен, влияющих на
величину их спроса, и сумму дохода от
пассажирских перевозок. Так, доходы населения
Российской Федерации за период с 1992 по
1997 г. сократились в два раза, пассажирооборот
в дольнем следовании - на 41,3 % (т.е. тоже
почти в два раза), в пригородном сообщении
- на 18,9 %.