Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:22, реферат
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
ВЕДЕНИЕ
На сегодняшний
день российская экономика находится
в глубоком кризисе, и одной из
важнейших задач ее является интеграция
в мировую экономическую
Транспорт является
важным связующим звеном в экономике
Российской Федерации, без которого невозможно
нормальное функционирование ни одной
отрасли хозяйства, ни одного региона
страны. Стабилизация положения в экономике,
ее подъем невозможны без решения основных
проблем транспортного комплекса.
Развитие рыночных отношений
в транспортном комплексе выдвигает задачу
более тесной координации работы всех
видов транспорта между собой. Переход
на рыночную экономику создаёт благоприятную
среду для внедрения прогрессивных идей
и принципов логистики. Одним из её основных
компонентов является кооперация различных
видов транспорта в рамках комбинированных
перевозок.
Это позволит эффективно
использовать технические, экономические
и экологические преимущества разных
видов транспорта, что обеспечит
удовлетворение интересов государства,
которые заключаются в сокращении импортных
транспортных услуг, а значит, и в дополнительном
поступлении налогов в казну, и негосударственных
компаний-участников - получение дополнительного
рынка сбыта и прибыли от перевозок.
В последние годы актуальность
развития комбинированных перевозок в
России возросла. За последние 6 лет объёмы
международных автомобильных перевозок
в стране увеличились более чем в 6 раз.
При этом доля перевозок, осуществляемая
российскими перевозчиками, уменьшилась
за тот же период в 3 раза.
Переход на рыночную
экономику создал новые и усугубил
уже имеющиеся проблемы в сфере
данных перевозок, основными из которых
являются стандартизация технических
средств, модернизация и развитие терминалов,
внедрение нового оборудования и т.д.
В частности, в международных автоперевозках
остро стоит проблема незаконного, в нарушение
международных договоров, внедрения перевозчиков
ряда иностранных государств на рынке
внутрироссийских автомобильных перевозок.
Перспективы же развития
комбинированных перевозок очевидны.
Это позволит сохранить автомобильные
дороги России, значительно улучшить экологию
окружающей среды и криминогенную обстановку
в пути следования, ликвидировать "пробки"
на пунктах таможенного контроля, привлечь
дополнительные объёмы перевозок главным
образом на железную дорогу, снизить издержки
на транспортировку грузов различными
видами транспорта, а значит, повысить
доходы всех задействованных субъектов
- грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков,
то есть всего транспортного комплекса.
Изучению состояния
транспортного комплекса, его проблем
и перспектив развития и посвящена
данная работа.
Значение транспорта
для хозяйства страны. Структура
транспортного комплекса.
Значение транспортного
комплекса в ЕНХК.
Транспорт - одна из
важнейших отраслей хозяйства, выполняющая
функцию своеобразной кровеносной системы
в сложном организме страны. Он не только
обеспечивает потребности хозяйства и
населения в перевозках, но вместе с городами
образует "каркас" территории, является
крупнейшей составной частью инфраструктуры,
служит материально-технической базой
формирования и развития территориального
разделения труда, оказывает существенное
влияние на динамичность и эффективность
социально-экономического развития отдельных
регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт
как отрасль материального
Полные же транспортные
издержки народного хозяйства в
сфере производства и обращения
составляют 10% от валового общественного
продукта страны. Отношение суммарных
транспортных издержек к полной стоимости
продукта у потребителя называют коэффициентом
транспортной слагающей. Он играет важную
роль в решении проблемы оптимизации территориальной
организации производительных сил.
Правда традиционное
представление о необходимости
снижения удельных транспортных затрат
на современном этапе научно-
Однако данное положение
действует только при определённых
условиях. К важнейшему из них относится
наличие достаточных
Значение транспорта,
как важной составной части экономики
Российской Федерации, определяется его
ролью в территориальном разделении общественного
труда: специализация районов, их комплексное
развитие невозможны без системы транспорта.
Транспортный фактор оказывает влияние
на размещение производства. Не принимая
его во внимание, нельзя достичь рационального
размещения производительных сил. При
размещении производства учитываются
потребность в перевозках, масса исходных
материалов и готовой продукции, их транспортабельность,
обеспеченность транспортными путями,
их пропускная способность и т. д. В зависимости
от влияния этих составляющих рассматриваются
варианты размещения предприятий. Рационализация
перевозок влияет на эффективность производства,
как отдельных предприятий, так и районов,
и страны в целом.
Большое значение транспорт
имеет и в решении социально-
Транспортный фактор
имеет особо важное значение в
нашей стране с ее огромной территорией
и неравномерным размещением
ресурсов, населения и основных производственных
фондов. Транспорт создает условия
для формирования местного и общегосударственного
рынков. В условиях перехода к рыночным
отношениям роль транспорта существенно
возрастает. С одной стороны, от транспортного
фактора зависит эффективность работы
предприятия, что в условиях рынка напрямую
связано с его жизнеспособностью, а, с
другой стороны, сам рынок подразумевает
обмен товарами и услугами, что без транспорта
невозможно, а, следовательно, невозможен
и сам рынок. Поэтому транспорт является
важнейшей составной частью рыночной
инфраструктуры.
Стоит отметить, что
транспорт, являясь одной из наиболее
фондоемких отраслей хозяйства, требует
для своего развития крупных долгосрочных
инвестиций. Так в последние десятилетия
удовлетворение потребностей в перевозках
шло за счет созданных ранее резервов
пропускной и провозной способности транспортной
системы страны, которые были в конце концов
исчерпаны.
В результате в 80-е
структурная диспропорция, возникшая
между производством и
Поэтому на этапе
выхода России из депрессии и начала
экономического роста транспорт
наряду с энергетикой стал тем "узким
местом", которое будет серьёзно
тормозить весь процесс социально-
Важной особенностью
транспортной системы России является
её тесная взаимосвязь с производством.
В их взаимоотношениях выделяют три
стадии.
На первой стадии
производство и транспорт находились
в непосредственном единстве, между
ними нельзя было провести разграничительную
черту.
На второй стадии
они сформировали самостоятельные
системы, функционирующие и
На третьей стадии
производство и транспорт должны
объединиться в такую производственно-
Важно подчеркнуть,
что в этом случае транспорт рассматривается
как активный элемент взаимодействия,
при котором он не только организует перевозки
с учётом изменяющихся потребностей производства,
но и само производство активно упорядочивает
связи и формирует свои программы развития,
исходя из возможностей и потребностей
транспорта. Функция транспорта в таком
взаимодействии заключается не только
в полном обеспечении потребностей производства
в перевозках, но и в качественном и своевременном
транспортном обслуживании поставщиков
и потребителей с колеблющимися ритмами
работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся
и в перспективе в условиях рыночной экономики
часто неопределенных потребностей производства
в транспортных услугах.
Таким образом, гибкость,
эластичность транспорта, возможность
работать в разных, в том числе
вероятностных, режимах, реализовывать
"пиковые" потребности в перевозках
- вот те требования, которые предъявляются
современным транспортным системам.
Перечисленные выше
особенности транспортной системы
страны ставят целый ряд проблем
его территориальной
Структура транспортного
комплекса
Транспорт как вид
хозяйственной деятельности подразделяется
на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования
- транспорт, удовлетворяющий потребности
всех отраслей экономики и населения в
перевозках грузов и пассажиров, перемещающий
различные виды продукции между производителями
и потребителями, осуществляющий общедоступное
транспортное обслуживание населения.
К перевозкам транспорта общего пользования
относятся перевозки на коммерческой
основе (за плату) пассажиров (включая
граждан, пользующихся правом бесплатного
проезда на общественном транспорте) или
грузов.
Перевозка, осуществляемая
коммерческой организацией, признаётся
перевозкой транспортом общего пользования,
если из закона, иных правовых актов или
выданного этой организации разрешения
(лицензии) вытекает, что эта организация
обязана осуществить перевозки грузов,
пассажиров и багажа по обращению любого
гражданина или юридического лица.
Перечень организаций,
обязанных осуществлять перевозки,
признаваемые перевозками транспортом
общего пользования, публикуется в
установленном порядке.
Договор перевозки
транспортом общего пользования
является публичным договором.
Транспорт необщего
пользования (ведомственный), как правило,
перевозит грузы и пассажиров своего предприятия,
объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
Учёт и анализ
деятельности транспорта опираются
на систему показателей, с помощью
которых измеряют объём и качество
его работы. Наряду со специфическими
применяют группу показателей, общих для
всех видов транспорта.
Для измерения перевозочной
работы используют следующие показатели:
перевозка грузов в тоннах; грузооборот
в тонно-километрах; перевозка пассажиров;
пассажирооборот в пассажиро-километрах.
Грузооборот определяется
как сумма произведений веса каждой
партии (отправки) перевозимого груза
в тоннах на расстояние её перевозки
в километрах.
Пассажирооборот характеризует
перевозку пассажиров с учётом расстояний,
на которые перевезены пассажиры.
Показатель "объём
перевозок" учитывает массу перевезённого
груза и определяется как Q=?qnn, где
q - количество отправленного груза
с 1,2, …, n-го пункта сети.
Объём перевозок
пассажиров за год рассчитывают следующим
образом: A=?аnn, где a1, а2,…, аn -число отправленных
пассажиров соответственно с 1-го, 2-го,…,
n-го пункта сети.