Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:22, реферат
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
Воздушный транспорт
используется в народном хозяйстве
для перевозки срочных грузов,
выполняет работы при строительстве
трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует
в проведении работ для сельского
хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.
Особую роль играет
воздушный транспорт для
В районах Крайнего
Севера и приравненных к нему территориях
большую роль в перевозках грузов и пассажиров
играют вертолёты. Они доставляют грузы
и пассажиров на нефтепромыслы и другие
производственные объекты, геологические
партии к месту их работы, оказывают срочную
медицинскую помощь и т.д.
География воздушных
перевозок пассажиров определяется прежде
всего характером заселения и освоения
отдельных частей страны, территориальной
организацией систем городского расселения,
размещением крупных курортных зон, масштабами
и направлениями международных поездок.
Уровень развития воздушного
транспорта является показателем степени
научно-технического потенциала страны.
В последние годы замедлились
темпы развития воздушного транспорта.
Спрос в транспортной работе превышал
предложение.
Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60-70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.
Прочие виды транспорта
Одним из прочих видов
транспорта является электронный транспорт.
Передача электроэнергии на расстояние
является специфическим, узкоспециализированным
и высокоэффективным видом транспорта.
Передача электроэнергии
на расстояние по высоковольтным линиям
электропередач (ЛЭП), как правило, обходится
намного дешевле перевозки
Развитие и размещение
транспортного комплекса РФ
Наличие разнообразных
видов транспорта на конкретной территории
принято называть транспортной сетью.
Конфигурация транспортной сети зависит
от размещения производительных сил, рельефа,
природно-климатических
1. Районы сплошного
экономического освоения, следовательно,
и с густой транспортной сетью,
2. Районы выборочного
экономического освоения со
3. Районы интенсивного
земледелия со слабо развитой
транспортной сетью.
4. Районы освоения
лесных ресурсов со сравнительно редкой
освоенной транспортной сетью.
5. Курортные зоны.
Транспортная обеспеченность
территорий определяет их место в
классификации транспортных пунктов
и транспортных узлов.
Под транспортными
пунктами понимаются железнодорожные
станции, речные пристани, речные и морские
порты. Они выполняют следующие функции:
экономические, транспортные, технические,
политические, культурные и функции международных
связей.
Транспортный узел
- это пункт, в котором сходятся
не менее 2-3 линий одного вида транспорта.
Когда в одном населённом пункте сходятся
пути сообщения различных видов транспорта,
он называется комплексным. Здесь ярко
прослеживается взаимосвязь различных
видов транспорта. В комплексных транспортных
узлах осуществляется перевалка грузов
и пересадка пассажиров.
Транспортные узлы
бывают государственного, межрайонного,
районного и местного значения. Кроме
того, транспортные узлы классифицируются
по назначению, сочетанию видов транспорта,
по выполняемым функциям, по транспортному
балансу, по величине грузооборота. Комплексные
транспортные узлы могут иметь также сочетания:
железнодорожно-водные (железнодорожно-речные,
железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные,
водно-автомобильные.
Уровень развития транспортной
системы экономических районов неодинаков.
Обеспеченность путями сообщения как
по общей длине, так и по плотности (километров
пути на 1000 км2) отличается в десять и более
раз. Наиболее развитой транспортной системой
выделяются Центрально-Черноземный, Центральный,
Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский
районы; наименее развитой - Дальневосточный,
Восточносибирский, Западно-Сибирский,
Северный экономические районы. Отличаются
районы и по структуре грузооборота. В
районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются
такие полезные ископаемые, как железная
руда, уголь, основные перевозки осуществляются
по железным дорогам; там, где добывают
нефть, газ, велика доля трубопроводного
транспорта; в районах, где разрабатываются
лесные ресурсы, значителен удельный вес
внутреннего водного транспорта; в районах,
специализирующихся на обрабатывающих
отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному
транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском
районе преобладает железнодорожный транспорт
и высок удельный вес трубопроводного
транспорта, в Центральном районе подавляющая
часть перевозок осуществляется по железной
дороге. Районы добывающей промышленности
имеют активный транспортный баланс, т.
е. вывоз превышает ввоз, так как масса
сырья, топлива больше массы готовой продукции,
а районы обрабатывающей промышленности
соответственно - пассивный, т.е. ввоз превышает
вывоз.
Мощности транспортных
потоков также имеют
1. Широтное магистральное
сибирское направление "восток-
2. Меридиональное
магистральное центральноевропейское
направление "север-юг" с выходом
на Украину, Молдову, Кавказ, образованное
в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное
волго-кавказское
По этим главным
магистральным направлениям идут основные
грузопотоки страны, по этим направлениям
особенно тесно взаимодействуют
железнодорожный, внутренний водный и
автомобильный виды транспорта. Магистральные
авиатрассы также в основном совпадают
с сухопутными.
Помимо основных
магистральных направлений
Развитие и размещение
различных видов транспорта
Железнодорожный транспорт
Размещение железнодорожной
сети по территории России сложилось
крайне неравномерно. Это связано
не только с огромной территорией страны,
но и с большой территориальной дифференциацией
в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного
освоения.
Общая протяженность
железнодорожных путей
Плотность железнодорожной
сети в Российской Федерации мала
- 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока
грузонапряженность железных дорог.
Наиболее густая
и разветвленная сеть железных дорог
расположена в европейской части
страны. Здесь, за исключением Северного
экономического района, густота железных
дорог общего пользования в несколько
раз выше среднеевропейского уровня (51
км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в
Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном
районе.
Конфигурация сети,
расположенной в европейской
части страны, - радиально-кольцевая
с центром в Москве. От московского
железнодорожного узла отходят основные
магистрали в направлении Донбасса,
Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова,
Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга,
Архангельска и других городов.
Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70- 80-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. - 17 км).
Здесь железнодорожная
сеть имеет ярко выраженное широтное направление
с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью,
связывающей Центр с Уралом, Сибирью и
Дальним Востоком, является Трансконтинентальная
железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка
- Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск
- Чита - Хабаровск - Владивосток длиной
9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль
Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Важное
значение для России имеют Южно-Сибирская
и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали,
проходящие через территорию Казахстана.
В меридиональном направлении действует
участок Тюмень - Сургут - Уренгой.
В последние годы
из-за тяжелого социально-экономического
кризиса и отсутствия инвестиций
железнодорожное строительство
в России практически не ведется.
В стадии реализации находятся только
два достаточно крупных проекта: на севере
продолжается строительство Арктической
магистрали: Лабытнанги-Бованенковская
для обеспечения освоения газовых месторождений
Ямала, а на востоке - Амуро-Якутской магистрали:
Беркатит- Томмот-Якутск для обеспечения
горнодобывающих центров Якутии.
Пассажирские перевозки
убыточны. Идет деградация транспортного
хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной
сети. Резко снижаются поставки рельс,
шпал, транспортных средств. Не хватает
средств для расчетов с поставщиками.
Распад СССР и разрыв транспортно-экономических
связей имели тяжелые последствия. Например,
даже участок Транссиба проходит через
территорию сопредельного государства
Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской
и Южносибирской магистралях. А это самые
грузонапряженные магистрали, обслуживающие
связи "восток-запад" России. Участок
дороги через Тюмень, минуя Казахстан,
по технико-экономическим данным не в
состоянии пропустить грузы Транссиба,
а тем более взять хотя бы часть грузов
Среднесибирской и Южносибирской железных
дорог. Всё это требует решения ряда неотложных
проблем, связанных с новым железнодорожным
строительством для обеспечения надежных
транспортных связей на направлениях
Центр-Северный Кавказ и европейская часть
страны-Сибирь, проходящих по территории
Российской Федерации.
Нерациональные
перевозки на железнодорожном
транспорте сохраняются, так
Основные направления
развития железнодорожного транспорта
разрабатываются в рамках комплексной
программы "Транспорт России".
Автомобильный транспорт
Составной частью автомобильного
транспорта являются автомобильные
дороги, представляющие собой систему
сложных инженерных сооружений, которые
обеспечивают эффективное функционирование
всей системы.
Автомобильные дороги
делятся на дороги общего пользования
и ведомственного значения. Дороги
общего пользования классифицируются
на три типа: магистральные, рассчитанные
на движение без ограничения скорости
и предназначенные для грузового и пассажирского
транспорта; магистрали, на которых движение
имеет скоростные ограничения; местные,
рассчитанные на замедленное, не изолированное
от пешеходов движение автомобилей.
Все дороги имеют
федеральное, республиканское, краевое,
областное, автономных образований
и местное значения.
В зависимости от
качества, технической оснащённости
дорог определяется их пропускная способность.
По пропускной способности автомобильные
дороги делятся на пять категорий:
1 категория: более
7000 автомобилей в сутки;
2 категория: от 3000
до7000 автомобилей в сутки;
3 категория: от1000
до 3000 автомобилей в сутки;
4 категория: от 200
до 1000 автомобилей в сутки;
5 категория: до 200
автомобилей в сутки.
Обеспеченность автодорогами
с твердым покрытием служит важным
показателем развития транспорта в
стране.
Основу автодорожной
сети России общей протяженностью 929
тыс. км (из них длина шоссейных
дорог общего пользования - 574 тыс. км,
ведомственных - 355 тыс. км) формируют дороги
с твердым покрытием, доля которых составляет
3/4. Автодороги общего пользования составляют
более половины (62%) от всей автодорожной
сети. Остальные дороги - ведомственные.
В России 40% сельских
населенных пунктов не имеют связи
с сетью путей сообщения общего пользования.
Качество автодорожной сети невысокое:
11% автодорог - грунтовые, 1/3 дорог, имеющих
твердое покрытие, - гравийные, щебеночные,
шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют
техническим нормам. Такие дороги быстро
изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях
экономического кризиса ремонтные работы
имеют тенденцию к сокращению.