Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:22, реферат
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
Основными автомобильными
магистралями являются магистрали Петрозаводск
- Мурманск и Вологда - Архангельск. В лесопромысловых
районах создана сеть лесовозных дорог.
Получил развитие в
Северном районе трубопроводный транспорт,
играющий важную роль в межрайонных
связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский
- Ухта; Тэбук - Ухта; Вуктыл - Ухта - Рыбинск
- Торжок; Ухта - Ярославль и другие. Из
Тимано-Печорского ТПК берет свое начало
газопровод "Сияние Севера". Часть
газопроводов Западной Сибири проложены
по территории Северного района, например
Уренгой - Надым - Вуктыл - Центр.
Многоотраслевая специализация
района предопределяет широкое развитие
межрайонных экономических связей. Из
района вывозятся значительные объемы
различных грузов: нефти, газа, апатитовых
руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов,
бумаги, картона.
В район ввозятся
в основном продукты питания, корма, потребительские
товары, металл, машины и оборудование,
стройматериалы.
Центральный экономический
район.
ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской части России, находится в узле важнейших транспортных путей - железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.
Поэтому район характеризуется
развитым транспортным комплексом, во
многом определяющим экономическую
роль района. Транспортная сеть представлена
всеми видами транспорта.
По плотности железнодорожной
сети (электрифицированной на подходах
к Москве) район занимает 1-е место
и значительно превосходит
Район также имеет
и довольно густую сеть трубопроводов.
Крупнейший транспортный центр - Москва,
которая является узлом 11 железнодорожных
линий; 15 автомагистралей; многочисленных
воздушных трасс, связывающих Москву с
регионами России, странами ближнего и
дальнего зарубежья; трубопроводов; важного
участка Единого водного пути европейской
части РФ, который связывает Москву по
системе каналов и Волге с Балтийским,
Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Транспортный баланс
пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного
сырья и топлива (энергоносители,
лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб,
прокат черных и цветных металлов,
сахар, импортные промышленные и продовольственные
товары, хлопок) над вывозом транспортабельной
готовой продукции (машины, оборудование,
автомобили, станки, приборы, инструмент,
изделия электротехники, бытовые приборы,
ткани, обувь и т.д.).
Сегодня в районе
весьма актуальны многие транспортные
проблемы, например техническая реконструкция
железных дорог и обновление подвижного
состава; создание современных автомагистралей
и обустройство местных дорог; улучшение
водных путей и оптимизация грузопотоков
на транспорте; реализация крупных инвестиционных
проектов, в частности строительства скоростной
железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург;
совершенствование трубопроводной сети
и усиление безопасности функционирования
транспортной системы.
В условиях перехода
к рынку будут происходить структурные
изменения транспорта и связи; возрастет
роль электроники и производства средств
автоматизации и управления.
Волго-Вятский экономический
район.
Волго-Вятский регион
располагает всеми видами транспорта
- железнодорожным, речным, автомобильным,
трубопроводным и воздушным. Наибольшее
значение имеет железнодорожный транспорт,
на долю которого приходится свыше 2/3 всех
межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского
региона минерально-сырьевыми и топливными
ресурсами определяет особенности транспортно-экономических
связей. В структуре грузоперевозок значительный
удельный вес занимает топливо, особенно
уголь, а также черные металлы и сырье
для химической промышленности. На внутрирегиональные
связи приходится около 20% всех грузов
перевозимых железнодорожным транспортом.
За пределы региона вывозятся: древесина,
нефтепродукты, разнообразная продукция
машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных
перевозках преобладают древесина, строительные
материалы. Система широтных железнодорожных
магистралей, представленная в регионе,
обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический
обмен между восточными и западными регионами
России.
Основными магистральные
железнодорожными линиями, проходящими
через территорию района, являются:
Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь;
Москва - Арзамас - Казань; Нижний Новгород
- Саранск - Пенза; Санкт-Петербург - Котельнич
- Киров - Пермь. Имеется также ряд железных
дорог, обеспечивающих внутрирайонные
грузоперевозки. На железные дороги приходится
около 80% грузооборота района. По густоте
железнодорожной сети особенно выделяются
Нижегородская область, Мордовская и Чувашская
республики. Протяженность железных дорог
в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.
км.
Наиболее тесные
связи Волго-Вятский регион имеет
с Центральным, Поволжским, Уральским
регионами России.
Географическое положение
Волго-Вятского региона на Волжской
магистрали с ее разветвленными судоходными
притоками (Ока, Вятка и др.) создает
благоприятные условия для
Во внутренних грузоперевозках
региона широко используется автомобильный
транспорт. Имеется ряд автомобильных
путей с твердым покрытием, в
том числе современная
Все большее место
в грузообороте региона занимает
трубопроводный транспорт. По территории
региона проходят три нефтепровода, проложенные
от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего
Новгорода, по которым поступает не только
Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная
сеть газопроводов позволяет транспортировать
природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции
отраслей обрабатывающей промышленности
определило превышение ввоза продукции
над вывозом. В район ввозятся
топливо (сырая нефть, газ, каменный
уголь), прокат черных и цветных металлов,
пластмассы, шины, стройматериалы, зерно,
мясо. Вывозятся же автомобили, бумага,
оборудование, станки, продукция химических
предприятий.
Центрально-Черноземный
экономический район.
Центрально-Черноземный
район занимает весьма выгодное транспортно-географическое
положение и обладает развитым транспортным
комплексом: по густоте транспортной сети
он существенно превышает средние показатели
по России. Основные виды транспорта -
железнодорожный и автомобильный; в районе
также получили развитие речной, трубопроводный
и авиационный виды.
Через территорию района
проходят, как в меридиональном, так и
в широтном направлении важнейшие железнодорожные
магистрали. В южном направлении - железные
дороги: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону;
Москва - Донбасс; Москва - Курск - Харьков.
В восточном направлении: Саратов - Тамбов
- Мичуринск; Воронеж - Курск - Киев; Валуйки
- Минск и другие.
Автомобильные дороги
обслуживают главным образом
внутрирайоннные перевозки. Через
Центрально-Черноземный район
Через район проходят
большие потоки транзитных грузов,
отражающие связи северных и центральных
районов с южными, восточными и
западными. Последние годы сильно возрос
поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный
с развитием ТПК КМА (железная руда,
черные металлы, минерально-строительное
сырье). Поэтому пропускная способность
отдельных линий уже недостаточна, техническая
оснащенность транспорта слабая, необходимо
улучшение взаимодействия различных видов
транспорта в регионе.
Центрально-Черноземный
район имеет развитые экономические
связи с Центральным, Уральским,
Западно-Сибирским и Поволжским
районами России и с Украиной. Из
региона вывозятся железная руда,
минерально-строительные материалы, черные
металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика
региона в сильной степени испытывает
дефицит энергетических и технологических
видов топлива, преобладает ввоз каменного
угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а
также ввозятся в больших объемах минерально-строительные
грузы, минеральные удобрения, черные
металлы, товары народного потребления
и т.д.
Северо-Кавказский экономический
район.
Транспорт имеет
огромное значение для внутрирайонных
перевозок и для связей с другими
районами России и странами зарубежья.
Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.
Во внутрирайонных
перевозках преобладает (85%) автомобильный
транспорт. Морские пути Северного
Кавказа обеспечивают его связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья, имеют
не только внутреннее, но и внешнеторговое
значение. Крупнейшие порты - Новороссийск,
Туапсе, Махачкала. Речное судоходство
развито на Дону, Кубани, Северском Донце.
Разветвленную сеть
имеет трубопроводный транспорт. Особенно
важна роль нефтепровода Махачкала
- Грозный - Туапсе. Сейчас решается вопрос
о надёжности этого транспорта.
По балансу производимой
и потребляемой продукции Северо-Кавказский
экономический район имеет положительное
сальдо, т. е. размеры производства товарной
продукции превышают потребление. В межрайонном
обмене Северный Кавказ выступает поставщиком
продукции сельскохозяйственного, энергетического
и транспортного машиностроения, нефтехимии,
пищевой и легкой промышленности, агропромышленного
комплекса. Вывозятся также цемент и уголь.
Основные продукты ввоза - прокат черных
металлов, некоторые виды минеральных
удобрений, деловая древесина и пиломатериалы,
автомобили, тракторы, а в последнее время
нефть.
В перспективе развития
транспортного комплекса стоит
задача строительства обводной дороги
в обход территории Чечни.
Поволжский экономический
район.
Важную роль в
развитии хозяйственного комплекса
Поволжья играют связи с другими
районами и зарубежными странами. Поволжье
вывозит сырую нефть и нефтепродукты,
газ, электроэнергию, цемент, тракторы,
автомобили, самолеты, станки и механизмы,
рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и
т. д. Ввозит лес, минеральные удобрения,
машины и оборудование, продукцию легкой
промышленности. Поволжье располагает
развитой транспортной сетью, которая
обеспечивает грузопотоки большой мощности.
Важнейшую роль играет железнодорожный
транспорт. Поволжье пересекают магистрали:
Москва - Казань - Екатеринбург, Москва
- Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево
- Саратов - Уральск (эта дорога связывает
Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза
- Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан
железнодорожными магистралями с Тихорецкой,
Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных
связей имеет меридиональная дорога -
Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля.
Построены дороги Кизляр - Астрахань -
Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев
и др. Велика роль Волги как транспортного
пути. Развит трубопроводный транспорт.
Нефтепроводы и газопроводы соединяют
Поволжье со многими районами страны и
с зарубежными странами Восточной и Западной
Европы. Развит автомобильный и авиационный
транспорт.
Уральский экономический
район.
Транспорт играет огромную
роль в функционировании хозяйственного
комплекса Урала. Это объясняется, с одной
стороны, активным участием района в территориальном
разделении труда, а с другой - высоким
уровнем комплексности экономики Урала,
который проявляется в том, что многие
отрасли хозяйства работают не изолированно,
а в тесной взаимосвязи друг с другом.
Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных
перевозок (до 60%).
Важнейшая роль среди
видов транспорта в Уральском
экономическом районе принадлежит
железным дорогам. Основу железнодорожной
сети составляют пересекающиеся почти
под прямым углом широтные и меридиональные
магистрали. Наибольшее значение из широтных
магистралей, осуществляющих экономические
связи с другими районами, имеет участок
Транссибирской магистрали Челябинск
- Владивосток. Но главной широтной дорогой
по-прежнему остаётся старинный Сибирский
тракт, связывающий Москву с Сибирью. Широтные
магистрали пересекают Урал на широте
Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные
дороги одновременно выполняют роль распределителей
грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного
обмена. Лучше развита сеть меридиональных
дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется
линия Полуночное - Орск; параллельно ей
идёт дорога Серов - Челябинск. На западном
склоне Урала проходит железная дорога
Соликамск - Бакал. Построена также железная
дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь.
Предполагается построить Западно-Уральскую
меридиональную и Северо-Уральскую широтную
железные дороги, намечается строительство
вторых путей, так как высока грузонапряженность
дорог.