Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:22, реферат
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
Основными видами транспорта
являются: железнодорожный, автомобильный,
внутренний водный, морской, трубопроводный
и воздушный транспорт. Взаимодействуя
между собой, они образуют транспортную
систему России.
Каждый из данных
видов транспорта выполняет в
рамках транспортной системы России
определенную функцию в соответствии
со своими технико-экономическими особенностями,
провозной способностью, географическими
и историческими особенностями развития.
В перевозке грузов
наиболее дешевыми являются трубопроводный,
морской, железнодорожный и внутренний
водный транспорт, а в перевозке
пассажиров - железнодорожный и
В условиях России железнодорожный
транспорт наиболее эффективен для
перевозки массовых видов грузов
на средние и дальние расстояния
с высокой концентрацией
Автомобильный транспорт
не может составить конкуренции
железнодорожному в массовых межрайонных
грузовых перевозках прежде всего из-за
его высокой удельной энергоемкости
и себестоимости перевозок, большой
дальности перевозок и отсутствия современной
сети автодорог высокого технического
уровня.
Сфера применения автомобильного
транспорта в России - внутригородские,
пригородные и внутрирайонные грузовые
и пассажирские перевозки, а также
перевозки на средние и дальние расстояния
ценных малотоннажных и скоропортящихся
грузов.
Морской транспорт
выполняет в основном внешние, экспортно-импортные
перевозки (в том числе все
грузовые перевозки в межконтинентальном
сообщении). Велика его роль в каботажных
(внутренних) перевозках для северных
и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный
(речной) транспорт предназначен для
перевозок отдельных массовых видов
грузов на средние и дальние расстояния,
а также для пассажирского
сообщения (особенно пригородного). Однако
в последние десятилетия он не выдерживает
конкуренции с другими видами транспорта
и практически превратился в специфический
вид технологического транспорта, предназначенного
для перевозки минерально-строительных
материалов.
Трубопроводный транспорт,
в отличие от вышеописанных универсальных
видов транспорта, пока остается узкоспециализированным,
предназначенным для перекачки на дальние
расстояния жидких и газообразных продуктов
ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Значение того или
иного вида транспорта в транспортной
системе определяется прежде всего его
долей в общем грузообороте и пассажирообороте,
правда, пассажирские перевозки составляют
лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную
систему в целом (табл. 1.1.).
Таблица 1.2.1 Протяжённость
транспортных путей, грузо- и пассажирооборот
различных видов транспорта общего пользования
в 1998 г.
Как видно из табл.
1.2.1, ведущее место по грузообороту
среди универсальных видов
Роль отдельных
видов транспорта в пассажирских
перевозках выглядит иначе. Как видно
из табл. 1.2.1, важное место в пассажирообороте
занимают железнодорожный, автомобильный
и воздушный транспорт. Такая структура
грузо- и пассажирооборота связана с техникою
экономическими особенностями каждого
вида транспорта, обширной территорией,
природно-климатическими условиями России.
Немаловажное значение имеет и себестоимость
перевозок различными видами транспорта.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт
- основной вид магистрального транспорта,
обеспечивающий межрайонные перевозки
массовых видов грузов. Его ведущее
значение обусловлено двумя факторами:
технико-экономическими преимуществами
над большинством других видов транспорта
и совпадением направления и мощности
основных транспортно-экономических межрайонных
и межгосударственных (в границах СНГ)
связей России с конфигурацией, пропускной
и провозной способностью железнодорожных
магистралей (в отличие от речного и морского
транспорта).
Железнодорожный транспорт
имеет целый ряд достоинств, которые
и определили его преимущественное
развитие в стране.
Железнодорожный транспорт
отличают универсальность (способность
перевозить практически все виды грузов),
высокая провозная и пропускная способность
(двухпутная электрифицированная железная
дорога может пропустить в сутки до 150-200
пар поездов и обеспечить перевозку более
100 млн. т грузов в каждом направлении),
сравнительно невысокая себестоимость
перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного
транспорта), относительно свободное размещение,
то есть независимость от природных условий
(строительство железных дорог практически
на любой территории, регулярность, то
есть возможность ритмично осуществлять
перевозки во все времена года, в отличие
от речного транспорта), сравнительно
высокая скорость движения, надежность
и др.
Кроме того, он позволяет
экономить жидкое углеводородное топливо
за счет широкой электрификации тяги.
Железнодорожный транспорт
особенно эффективен в перевозках на
дальние расстояния, и принимая во
внимание огромную территорию России,
можно ожидать, он и в перспективе
останется ведущим видом
Сеть железных дорог
обеспечивает основные грузопотоки
не только между экономическими районами
России, но и между Россией и
странами ближнего зарубежья. Именно железные
дороги относятся к основным элементам
территориального каркаса хозяйственного
ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.
В структуре перевозимых
железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт
является основным видом транспорта
для перевозки таких видов массовых грузов,
как каменный уголь и кокс (свыше 90% от
объема их перевозки всеми видами транспорта),
руда, минеральные удобрения, цемент (около
90% по каждому виду), черные металлы (свыше
75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы
(свыше 50%).
Для железнодорожного
транспорта характерна концентрация грузовых
перевозок на главных направлениях
транспортно-экономических
Железнодорожный транспорт
играет существенное значение в пассажирских
перевозках. Несмотря на развитие автомобильных
и воздушных перевозок пассажиров, направление
и мощность пассажирских потоков в значительной
мере определяются конфигурацией и пропускной
способностью железных дорог.
На железнодорожном
транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся
в пригородном сообщении. В пассажирообороте
же ведущую роль играют дальние пассажирские
перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).
Распределение пригородных
перевозок пассажиров зависит главным
образом от их скоплений в крупнейших
городах и городских агломерациях. Поэтому
основная масса таких перевозок приходится
на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары
и других городов-миллионеров.
Дальние пассажирские
перевозки распределяются по железнодорожным
линиям неравномерно. Преобладающее значение
имеют два направления: южное, меридиональное
- от Москвы по Курскому направлению и
восточное, широтное - от Москвы через
Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный
пассажиропоток складывается в основном
из поездок пассажиров на средние расстояния
(например, от Москвы до Казани, от Казани
до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях
свыше 1000 км начинают доминировать перевозки
пассажиров воздушным транспортом. Большой
пассажиропоток обслуживается железнодорожным
транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом
и на западных направлениях, связывающих
Москву со столицами новых независимых
государств - Минском, Киевом, Ригой и др.
Крупнейшими железнодорожными
узлами отправления пассажиров в дальнем
сообщении являются Москва и Санкт-Петербург
в европейской части России и Новосибирск
- на востоке страны.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт
относится к динамично
В условиях России, в
отличие от европейских стран и США, автомобильный
транспорт используется в основном для
перевозки небольших потоков грузов на
короткие и средние расстояния. Средняя
дальность перевозки 1 т груза составляет
всего 24 км. Это связано со сравнительно
высокой себестоимостью данного вида
транспорта и его малой грузоподъемностью.
К достоинствам
автомобильного транспорта
Наряду с этим
у автотранспорта есть и большой
недостаток - сравнительно высокие
себестоимость и удельная энергоемкость
грузовых перевозок, которые значительно
выше по сравнению с железнодорожным и
водным транспортом.
Высокий уровень
себестоимости автоперевозок в
России - результат не только малой
грузоподъемности автомобиля как единицы
подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью
грузового поезда, морского и речного
судна), но и следствие отсутствия развитой
сети автодорог высокого технического
класса (и связанный с этим повышенный
износ автомашин, расход топлива и др.)
и рациональной структуры автопарка (не
хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности,
что оказывает отрицательное влияние
на производительность труда при автоперевозках).
Сфера применения автомобильного
транспорта чрезвычайно широка. Автомобили
выполняют большую часть
Дальние межрайонные
перевозки автомобильный