Маржинализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота, рост объемов и номенклатуры производства, рынок продавца сменился рынком покупателя, ужесточилась конкуренция; кризис 70-80-х гг. XIX в.
Имена:
Первый этап 70-80-е гг. XIX в: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
Второй этап середина 80-х — конец 90-х гг. XIX в.: А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето
Идеи: В центре внимания — потребительский выбор.

Работа содержит 1 файл

Маржинализм.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

После Визера более слабый (т.е. предъявляющий  меньше требований к измерению полезностей) ординалистский подход стал господствующим среди маржиналистов.

Леон Вальрас (1834-1910 гг.) — французский экономист, автор теории общего равновесия, построенного «снизу» (с учетом поведения отдельных  производителей и отдельных потребителей). Его основная работа называется «Элементы чистой политэкономии» (1874 г.).

Вальрас считал ошибочной трудовую теорию стоимости  и делил всех экономических субъектов  на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и  предпринимателей. По его мнению, государство  должно гарантировать стабильность денег, обеспечить безопасность граждан, дать возможность всем получить образование, социально защитить рабочих, создать условия для эффективной конкуренции и обеспечить всем равенство возможностей. Земля должна быть национализирована. Это даст государству необходимые средства через ренту.

Однако  главным в творчестве Вальраса было построение общей теории микроэкономического  равновесия.

Равновесие  определяется как состояние, при  котором эффективный спрос и  предложение производительных услуг равны, существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Потребители в пределах своих денежных доходов  максимизируют полезность в

соответствии  с рыночными ценами, получая одинаковую предельную полезность на один рубль от каждого покупаемого продукта. Производители максимизируют прибыль, применяя факторы производства в таких количествах и пропорциях, которые позволяют получать одинаковую предельную полезность на каждый рубль затрат. В результате предельная цена предложения конечного продукта уравняется с ценой спроса на него.

Суммируя  цену спроса на рынке какого-либо определенного  продукта, мы получаем рыночную цену спроса, которая в равновесии должна равняться рыночной цене предложения, полученной таким же суммированием индивидуальных цен предложения фирм, поставляющих продукцию на этот рынок. В то же время итоговая цена спроса, который предъявляют все отрасли на рынке какого-либо фактора производства, должна равняться цене предложения услуг данного фактора. Суммарный спрос на все факторы в каждый период должен равняться доходам, полученным домашними хозяйствами от предоставления факторных услуг за тот же период. В результате они получают такой денежный доход, который позволяет им, потребителям, максимизировать полезность при данных ценах. В итоге цикл завершается.

Теория  Вальраса — это теория экономической  статики. Она не знает времени, неопределенности, нововведений, экономического роста, циклических  колебаний, неполной занятости. Но она представляет собой необходимую простую основу, овладение которой позволяет перейти к более глубоким моделям экономической реальности.

Второй  этап «маржинальной революции» и  возникновение неоклассической  экономической теории

Неоклассики переняли у классиков приверженность принципам экономического либерализма  и стремление держаться чистой теории без субъективистских, психологических  и прочих неэкономических наслоений.

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) — самая синтетическая  фигура во всей истории экономической мысли. В его экономической теории органически соединены достижения классической экономикой науки (Смита, Рикардо и Милля) и маржиналистской революции (от Менгера до Вальраса). Его главный труд «Принципы экономикс» написан в 1890 г.

Маршалл вслед  за Джевонсом предложил заменить термин «политическая экономия»  на «экономикс». По его мнению, этот термин точнее отражает предмет исследования; экономическая жизнь должна рассматриваться  вне политических влияний, вне государственного вмешательства. Строго говоря, точный перевод названия основного труда Маршалла — «Принципы экономикса», а не «Принципы политической экономии».

Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования  на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Заслугой  Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как  цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Он выдвинул концепцию эластичности спроса.

Эластичность  спроса Маршалл характеризует как  показатель зависимости объема спроса от изменения цены.

Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры  потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости.

Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения средних издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он отмечал, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Маршалл выводит два экономических  закона: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым увеличение объема затрат труда и капитала ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала, дает более высокую отдачу. По второму закону увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции.

По мнению Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с  укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. Подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок — это превышение ее издержек уровня рыночной цены.

Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает будущего удовлетворения от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать вознаграждением за труд. Маршалл не согласен с тем, что стоимость вещи зависит от количества затраченного на ее изготовление труда. Если это так, утверждает ученый, оказываемые капиталом услуги являются даровым благом и поэтому не нуждаются в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования.

Джон Бейтс Кларк (1847-1938 гг.) является лидером сформировавшегося в конце прошлого столетия американского маржинализма, неоклассического направления. В 1899 г. вышло его главное произведение «Распределение богатства», в котором он пишет, что над обществом тяготеет обвинение в том, что оно эксплуатирует труд. Кларк ставит перед собой задачу отвести это обвинение и доказать, что в американском обществе нет противоречий и общественный доход распределяется справедливо.

Кларк исходил из незыблемости принципа частной собственности. Вместо коммунистического лозунга «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» сформулировал тезис «каждому фактору — определенная доля в продукте и каждому — соответствующее вознаграждение — вот естественный закон распределения». Под «каждым» Кларк имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал.

Основную задачу он видел в том, чтобы доказать, что каждый фактор производства получает соответствующую  ему «долю» национального дохода, т.е. ту долю, которая им создана. Тем  самым будет доказано, что капиталистическое общество справедливо в своей основе.

 

Кларк вводит экономическую теорию в область статики, т.е. в такое  состояние общества, которое характеризуется  равновесием и покоем, отсутствием  развития. По мнению Кларка, именно в этом состоянии необходимо исследовать «вменение каждому фактору производства соответствующей доли». Этот подход применен к трактовке заработной платы, процента и ренты. По Кларку, заработная плата определяется «предельной производительностью труда» рабочих. Ход рассуждений Кларка состоит в следующем. При неизменных размерах капитала и неизменном уровне техники увеличение количества используемых на предприятии рабочих приведет к падению производительности труда каждого вновь принимаемого рабочего. Предприниматель может увеличивать численность рабочих только до тех пор, пока не наступит «зона безразличия», т.е. когда последний из занятых рабочих не сможет обеспечить производства даже такого количества продуктов, которое он целиком себе присваивает. Производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия», названа «предельной производительностью труда».

Дальнейшее увеличение количества рабочих на предприятии за пределы  «зоны безразличия», «предельной  производительности труда» будет приносить  убыток капиталу как фактору производства. Отсюда Кларк сделал выводы о том, что размеры заработной платы зависят, во-первых, от производительности труда, во-вторых, от уровня занятости рабочих: чем больше занято рабочих, тем ниже будет производительность труда и тем ниже должна быть заработная плата.

Кларк делает вывод, что устойчивость общественного организма зависит  главным образом от того, равняется  ли получаемая трудящимися сумма, независимо от ее размеров, тому, что они производят. Если они создают небольшую сумму богатства и получают ее полностью, им незачем стремиться к социальной революции.

Теории несовершенной конкуренции

Модель совершенной конкуренции  опиралась на ряд теоретических  предпосылок:

экономика является гибкой и мобильной;

не существует экономической власти.

Многие представители экономической  теории понимали условность указанных  предпосылок, поэтому в начале XX в. появились работы, авторы которых  стремились учесть влияние монополий  на структуру рынка.

Американец Эдвард Чемберлин (1899-1967 гг.) в работе «Монополистическая конкуренция» (1933 г.) пытался решить двойную задачу:

приспособить неоклассическую  теорию ценообразования к фактам подрыва свободной конкуренции  со стороны монополий;

предложить нетрадиционное для  неоклассиков решение проблем  неполной занятости, не отказываясь от концепции экономического невмешательства.

«Чистая конкуренция», по Чемберлину, — это такая ситуация на рынке, при которой число продавцов  и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности  контролировать цену. «Чистая монополия» — состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой, полностью диктующей цену.

Неоклассическая теория рассматривала  конкуренцию и монополию как  взаимоисключающие явления. По мнению Чемберлина, в реальной жизни типичен их синтез: монополистическая конкуренция.

Такая структура образуется в результате дифференциации продукта для захвата  контроля над ценой. Добившись дифференциации фирма, становится монополистом. Но такая  монополия не является чистой: она не уничтожает конкуренцию, так как производителей много и их продукты являются субститутами. Возникает своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над дифференцированным продуктом, вторая — с наличием субститутов.

При помощи концепции «монополистической конкуренции» Чемберлин дает объяснение нового механизма ценообразования (рис. 1).

 

Кривые D и S изображают спрос и предложение  в условиях чистой конкуренции. Уравнивающей ценой является Pc. Монополист будет  устанавливать цену на более высоком уровне (Pm). Обладая контролем, он будет соотносить свои издержки не со средним доходом (AR), а с предельным доходом(MR).

В масштабах всего общества переход  к состоянию монополистической  конкуренции ведет к тому, что  потребитель платит за товары дороже, наблюдаются выпуск меньше потенциально возможного, недогрузка производственных мощностей и безработица. Посредством этого Чемберлин предлагает новое объяснение депрессии 30-х гг.

Дифференциация порождена разнообразием  вкусов потребителей. Чемберлин предлагает систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой. Был поставлен под сомнение принцип «суверенитета потребителя». Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что ценовая конкуренция трансформируется в соревнование по качеству и обслуживанию.

Чемберлин вводит понятие «издержки  сбыта». В отличие от издержек производства, приспосабливающих продукт к  спросу, издержки сбыта нацелены на приспособление спроса к продукту, манипулирование спросом.

По Чемберлину, рынок в условиях монополистической конкуренции  определяется тремя факторами: 1) ценой  продукта, 2) особенностями самого продукта, 3) расходами по сбыту. Недогрузка производственных мощностей, безработица, рост цен не являются следствием недостаточного совокупного спроса, а выступают как плата за дифференцированное потребление.

Информация о работе Маржинализм