Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа
Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии, и др. течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.
Введение
Общая характеристика Кембриджской школы
Уильям Стэнли Джевонс
Альфред Маршалл
Механизм рыночного формирования цен
Концепция эластичности спроса
Теория предложения
Концепция издержек
Заключение
Список литературы
Министерство образования и
науки РФ Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
Кафедра Экономической теории
Курсовая работа по теме:
“Кембриджская школа маржинализма”
Выполнил:
Васильев А.Л.
Руководитель:
г. Ижевск 2012 год
План
Введение
Цель моей работы изучить теории и главных представителей Кембриджской школы.
Общая характеристика Кембриджской школы
Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии, и др. течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.
А. Маршал, в целом разделяя методологическую систему маржинализма, внёс в неё определённое своеобразие: отказался от субъективных оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства.
Стараясь собрать в одно целое
теорию предельной полезности и теорию
издержек производства, экономисты кембриджской
школы поставили вопрос так: ни спрос,
ни предложение не имеют приоритета
с точки зрения определения цен,
являясь равноправными
С кембриджских реформ начался повсеместный переход буржуазных экономистов на путь изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями. Опираясь на этот принцип, А. Маршалл пытался придать свей теории практическую ориентацию, наполняя её экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка.
Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882)
Английский экономист и логик. Родился в Ливерпуле 1 сентября 1835. Учился в Юниверсити-колледже Лондонского университета, специализировался по химии. В 1854 отправился в Сидней (Австралия), где работал на монетном дворе пробирщиком до 1859. Вернувшись в Англию, вновь поступил в Юниверсити-колледж, в 1862 получил магистерскую степень. С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. — в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг. соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки — трактат о логике и научном методе».
В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами».
Джевонс стал основоположником теории стоимости как «предельной полезности» вместе с К.Менгером и Л.Вальрасом. Отстаивал также концепцию стоимости как производной от способности товаров удовлетворять человеческие желания (ранее эти идеи развивались Г.Госсеном, однако Джевонс, по-видимому, не был знаком с работой Госсена, когда публиковал свой труд). Джевонс первым начал исследовать процессы изменения уровня деловой активности в зависимости от сезонных колебаний в стоимости золота и вопросы, связанные с покупательной способностью денег.
Но основной теорией считается Теория полезности Джевонса
Джевонс утверждает, что основной проблемой является максимизация удовольствия". Термин же «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, то есть «все, что доставляет нам удовольствия или избавляет от страданий, может обладать полезностью». Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества. Джевонса всегда интересует полезность последнего приращения блага (все равно — потребленного или только намечаемого к потреблению), которую он назвал «последней степенью полезности» .Последняя степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага.
В 1876 Джевонс был назначен профессором политической экономии Юниверсити-колледжа и занимал эту должность до 1880.
Альфред Маршалл (1842—1924)
Английский экономист, основатель неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики.
Маршалл родился 26 июля 1842 году в лондонском районе Бермондси. Учился в Итоне и Кембриджском университете, который окончил в 1865 году; преподавал математику в Кембридже, политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 годы возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.
Ученый скончался у себя дома в Кембридже 13 июля 1924 году.
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла.
Дж. М. Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения Маршалла о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения является эквивалентом системы Вселенной Коперника. Маршалл ввел в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».
Основные произведения: «Принципы экономической науки» (1890-1891), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1922).
Механизм рыночного формирования цен
В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Поскольку А. Маршалл признавал только функциональный анализ, то все три параметра рынка (цена, спрос,предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии.
С одной стороны, считал лидер кембриджской школы, рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. Если, допустим, на определённом рынке цена товара растёт, то, как правило, спрос на него снижается, а предложение увеличивается. Когда, наоборот, цена идёт вниз, спрос повышается, а предложение сокращается. Выходит, что рыночная цена в ходе своих колебаний может достичь некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.
С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Например, цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Тот увеличивается, опережая предложение, что влечёт за собой повышение цены в сторону равновесия.
Согласно А. Маршаллу, это
идеальная картина рыночного
взаимодействия, когда спрос и
предложение в равной мере влияют
на изменение цены. Однако она сильно
меняется в зависимости от продолжительности
рассматриваемых отрезков времени.
Когда исследуется
В рамках краткосрочного интервала приоритет получает спрос. Это, указывал А. Маршалл, объясняется тем, что предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса. Оно отстаёт, запаздывает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, а возможно, и создание дополнительных производственных мощностей. В пределах небольшого отрезка времени величина предложения приобретает, поэтому постоянный характер. Тогда спрос превращается в решающий ценообразующий фактор, и любое его повышение ведёт к росту цены.
В этом случае возникает разница между новой, более высокой ценой товара и издержками его производства и нормальной прибылью. У предпринимателя образуется временный дополнительный доход, или, по терминологии А. Маршалла, квазирента. По мере развёртывания производства, рано или поздно реагирующего на возрастание спроса, увеличиваются размеры предложения, а цена идёт вниз, уничтожая квазиренту.
Когда же речь идёт о долгосрочной перспективе, роль основной ценообразующей силы переходит к предложению и связанным с ним денежным издержкам производства. Чем длительнее анализируемый период времени, тем сильнее их взаимодействие по сравнению с влиянием спроса. По А. Маршаллу, причина состоит в том, что именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.
Такое описание механизма формирования цен, конечно, более сбалансировано, чем то, что дали экономисты австрийской школы.
Концепция эластичности спроса
Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее – разработанная им концепция эластичности спроса.
Лидер кембриджской школы поставил спрос на определённый товар в зависимость от трёх главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них.
Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхнем пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно от сюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия.
Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны. Допустим, так же, что рыночная цена какого-то товара увеличилась (уменьшилась) на 1%, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1%. Тогда, по А. Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночной цены.
Концепция эластичности спроса имеет явные недостатки – выдвижение на первый план предельной полезности и её трактовка в духе австрийской школы, игнорирование социальной структуры общества, влияющей на распределение национального дохода, а стало быть, на покупательную способность групп населения. В то же время в целом её можно считать научным достижением кембриджской школы. Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений.
Теория предложения
В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определённого товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель ещё готов поставлять свой товар на рынок. Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия.
Но, отмечал А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт себя неодинаково. Есть отрасли, где предельные издержки, а значит, и цена предложения не зависит от объёма выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности. Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности. Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.
Концепция издержек
Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определённых факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.
Используя приёмы маржиналисткой методологии, А. Маршалл рассматривал рабочего как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия в производстве. Если минусом считались сами трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего.
Соответствующим образом описывалось
и поведение владельца