Маржинализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота, рост объемов и номенклатуры производства, рынок продавца сменился рынком покупателя, ужесточилась конкуренция; кризис 70-80-х гг. XIX в.
Имена:
Первый этап 70-80-е гг. XIX в: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
Второй этап середина 80-х — конец 90-х гг. XIX в.: А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето
Идеи: В центре внимания — потребительский выбор.

Работа содержит 1 файл

Маржинализм.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Проблемы несовершенной конкуренции  изучались также англичанкой  Джоан Робинсон (1903-1983 гг.) в работе «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 г.). Она разделяла точку зрения Чемберлина, что условием монопольного обладания продуктом является дифференциация. Но дифференциация не является единственным условием монополии. Монополия еще связана с крупным производством. Робинсон интересуют новые условия в динамике издержек и спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль.

В этой области достижением Дж. Робинсон является учение о дискриминации  в ценах. В условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью; иное дело — несовершенная конкуренция. Здесь эластичность спроса резко ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок товара на сегменты и для каждого из них назначить особую цену, чтобы общая прибыль оказалась максимальной (ценовая дискриминация). Если монополист назначит на всех рынках одинаково высокую цену, то спрос резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске монополизированного нового товара сначала назначить на него высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть публики, затем несколько понизить цену, вовлекая в процесс реализации менее состоятельные слои общества и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены сегменты с высокой эластичностью спроса по цене.

Подобная тактика «снятия сливок»  основана на дискриминации в ценах  по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация.

Робинсон пытается оценить желательность  дискриминации с точки зрения общества в целом. С одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах, несколько повышает объем выпуска продукции, так как дает возможность начать производство данного товара до того момента, когда его предельная полезность сравняется с предельными издержками. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов, к их общему недоиспользованию. К тому же монополизация производства в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.

Отрицательными последствиями  несовершенной конкуренции являются следующие:

порождение социальной несправедливости;

снижение цены товара — труда.

Робинсон вводит в научный оборот термин «монопсония».

Под монопсонией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки.

Учением о монопсонии Дж. Робинсон объясняет феномен эксплуатации труда. Она предполагает, что монопсо- нистом может выступать крупная фирма, покупающая труд неорганизованных работников, навязывая им свои условия сделки. В этой ситуации реальная зарплата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию. Предотвратить такую ситуацию может, по Робинсон, законодательство о минимальной заработной плате и политика профсоюзов. Таким образом неоклассическая школа приходит к выводу об использовании методов государственного регулирования.

Экономическая теория благосостояния

Теория благосостояния сосредоточена вокруг следующих проблем:

содержание  понятия общественного блага, или  пользы (полезности), и механизм, позволяющий  выявить это благо: рынок, голосование  или политический диктат;

соотношение общего блага и результатов деятельности индивидов, преследующих свои собственные цели и влияние на этот процесс институциональной структуры экономической системы. Обсуждается вопрос о том, какое устройство системы обеспечивает лучшее соотнесение частных интересов и общественного блага: свободный рынок, рынок с элементами регулирования, централизованный механизм принятия решений и управления.

Можно выделить два подхода к решению вопроса  о сущности общественного блага. Согласно первому, общественное благо  характеризуется целевой функцией, которая подлежит оптимизации. Согласно второму, это в некотором смысле наилучшее состояние с точки зрения индивидов.

Первый  подход к определению общественного  блага

Первый  подход позволяет выработать идею социально- экономического управления, предполагающего  знание общественной целевой функции и способов ее оптимизации. Но он не дает ответа на вопрос о том, каким образом выявить эту функцию. Одним из способов является голосование и решение большинством голосов, однако этот способ не гарантирует в общем случае выявления общественных предпочтений. В русле данного подхода создавал теорию Артур Пигу (18771959 гг.). В книге «Богатство и благосостояние» (1912 г.) и в ее

переработанном  и расширенном виде под новым  названием «Экономическая теория благосостояния» (1920 г.) он развивал принцип «наибольшее благо для наибольшего числа людей». Максимум благосостояния может быть достигнут путем более равномерного распределения доходов, хотя это может отрицательно повлиять на накопление капитала и производственную энергию.

Доход подвержен  действию принципа убывающей полезности. В результате перераспределения дохода сумма удовлетворения бедных слоев общества возрастет больше, чем уменьшится сумма удовлетворения богатых. Поэтому он выдвигает идею умеренного перераспределения доходов посредством активной налоговой политики государства, обосновывает необходимость прогрессивной системы налогов, введения налога на наследство.

Пигу разграничивает общественные и частные издержки и выгоды, в современной интерпретации  это идея так называемых внешних  эффектов. Предложение Пигу состояло в том, чтобы «интернализовать», т.е. сделать из неявных явными различия между общественными и частными выгодами и издержками. Это, по его мнению, может сделать лишь государство, например, с помощью налоговой политики.

Пигу проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации. Последнее шире двух первых и включает не только уровень доходов, но и условия труда и отдыха, обеспеченность жильем, доступность образования.

Существуют  различные причины, как утверждает Пигу, нарушающие совершенство рыночного механизма и вызывающие расхождение между частными и общественными интересами. Одна из них — возникновение монополий. Существование монополий вызывает рост цен и снижение инвестиций, что понижает будущий национальный доход. Это также оправдывает вмешательство государства в экономическую жизнь.

Имеются две  формы государственного вмешательства  в экономику: прямая и косвенная. Косвенное вмешательство использует только налоги и субсидии. Прямое вмешательство включает государственный контроль над ценами и объемами выпуска. В обычных условиях вполне достаточно косвенного вмешательства, и только при чрезмерном усилении монополий временно допустимо прямое вмешательство государства в экономику.

Второй подход к определению общественного блага

Второй  подход к анализу благосостояния связан с именем Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) и его работой «Курс  политической экономии». Парето пытался  дать содержательную трактовку утверждению, что совершенная конкуренция обеспечивает достижение максимума благосостояния.

Вместо  понятия ценности Парето вводит понятие  «предпочтение», имеющее не количественный, а только порядковый смысл. Ранжирование полезностей сводится к порядку  предпочтения соответствующих благ. При этом сопоставимы предпочтения не отдельных благ, а только их наборов.

Для характеристики предпочтений между наборами благ Парето использует понятие «кривых безразличия», введенных английским экономистом  Ф. Эджуортом (1845-1926 гг.). Каждая точка  такой кривой соответствует некоторой комбинации двух благ, суммарная полезность которых одинакова во всех точках. При этом кривые безразличия заменяются поверхностями безразличия, пересечения которых в трехмерном пространстве дают пути перехода от одних предпочтений к другим. Это подготовило введение нового понимания оптимума.

Парето  полагает, что равновесие характеризуется  пятью основными условиями:

взвешенные  предельные полезности (предпочтения) равны для всех товаров;

для каждого  субъекта сумма его доходов равна  сумме его расходов;

количество  всех благ до установления равновесия и после равно;

цены готовых  товаров равны издержкам производства при совершенной конкуренции;

запас производительных благ есть величина данная и используется полностью.

Равновесие  длилось бы вечно, если бы эти условия оставались неизменными.

Однако  реальное значение имеет не равновесие, а введенное Парето понятие оптимума (оптимум Парето). Это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных. Когда экономика достигает оптимума по Парето, то дальнейшее улучшение каких-либо важных показателей возможно только путем структурного сдвига. Это понятие общественной максимальной полезности.

Объяснение структурных сдвигов в экономике дает закон Парето об изменении распределения дохода. «Как правило, мы можем утверждать, что увеличение богатства по отношению к численности населения с необходимостью вызывает возрастание минимального дохода или уменьшение неравенства доходов, или же и то и другое вместе». Это делает ненужным социалистическую доктрину Маркса, так как для того, чтобы «поднять уровень минимального дохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстрое увеличение богатства по сравнению с численностью населения. Таким образом, мы видим, что проблема улучшения условий жизни беднейших слоев населения является прежде всего проблемой создания богатства».

Никакой другой путь (в частности, путь революционных  преобразований во имя установления социальной справедливости) неприемлем. Тенденция к уменьшению различий между доходами богатых и бедных имеет статистическое обоснование. По мере развития рыночной экономики достигается такой уровень ВВП, начиная с которого индекс Джини не увеличивается, а уменьшается с дальнейшим ростом ВВП на душу населения. Результатом действия этого закона является возникновение среднего класса, составляющего социальную основу развитой рыночной экономики.

Понятия оптимума по Парето и совершенной конкуренции  взаимосвязаны. Долговременное равновесие совершенной конкуренции создает оптимальное распределение ресурсов, а каждое оптимальное распределение ресурсов представляет собой долговременное равновесие совершенной конкуренции. При этом совершенная конкуренция должна означать не только отсутствие контроля над ценой и однородность всех продаваемых товаров и услуг, но и полную свободу входа в отрасль и выхода из нее и полную доступность для каждого экономического субъекта всей важной для извлечения прибыли информации


Информация о работе Маржинализм