Школа маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ МАРЖИНАЛИЗМА
1.2. ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА
1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
2. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА
3. ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА
2. МАРЖИНАЛИЗМ
2.1. ОТКРЫТИЕ МАРЖИНАЛИЗМА
2.2 ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА
3. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
3.1. «ЗАЛПОВОЕ» ОТКРЫТИЕ
3.2. КОГДА РЕВОЛЮЦИЯ ЕСТЬ РЕВОЛЮЦИЯ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
РЕЦЕНЗИЯ

Работа содержит 1 файл

Школа маржинализма.doc

— 121.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 

1. ТЕОРИЯ  МАРЖИНАЛИЗМА 

      1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ  МАРЖИНАЛИЗМА 

      1.2.  ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА

            1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА 

            2. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА 

            3. ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА

2. МАРЖИНАЛИЗМ

      2.1. ОТКРЫТИЕ МАРЖИНАЛИЗМА 

          2.2  ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА

3. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ 
 3.1. «ЗАЛПОВОЕ» ОТКРЫТИЕ

      3.2. КОГДА РЕВОЛЮЦИЯ ЕСТЬ РЕВОЛЮЦИЯ? 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ЛИТЕРАТУРА 

РЕЦЕНЗИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

             Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией противопоставить марксизму общую теоретическую систему привела к появлению и распространению в 70-90-х годах 19 в. другого крупного направления вульгарной политэкономии – маржинализма. Его родоначальники – К.Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины.

        Предельный анализ впоследствии  применялся при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства  распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать, что приверженность предельным величинам составляет суть маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века.

       Основная идея маржинализма –  исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства. В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющие альтернативные возможности использования. При этом следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрат времени только для достижения какой-либо одной цели.

     Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами, а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).

     Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА 

     1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ  МАРЖИНАЛИЗМА 

     Возникновение теории, берущей за основу ценности на затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые государства вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.

     Быстрое экономическое развитие сопровождалось кризисами, усилением социальной напряженности, доходившей до крайних форм. Это  явилось питательной средой для  достаточно широкого распространения  марксистской теории, которая обосновывала неизбежность гибели тогдашнего экономического порядка.

     Наблюдался  определенный кризис классической школы; известную популярность приобретает  историческая школа в Германии, что  ставило под сомнение методы классиков  политической экономии. Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых – экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку.

     Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и «неоклассиками». В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления.   

     Существовавшая ранее теория полезности (Э.Кондильяк и Ф.Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.

     В отличие от многих школ маржинализм  до настоящего времени остается питательной  средой и теоретической основой  для многих современных экономических  концепций. Это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к исследованию, дающий возможность выявить более общих закономерностей, что выходит за рамки конкретно – исторических условий конца XIX – начала XX века.

     Маржиналистам, несмотря на некоторое несовершенство их теоретических построений, удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать толчок последующим многочисленным исследованиям рынка и ценообразования. Проблемы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов и многие другие прочно вошли в суть теоретических и прикладных исследований в экономике.  

     1.2. ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА 

     1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА 

     Основателем австрийской школы считается  К.Менгер (1840 – 1921гг.), профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Ф.Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е.Бем-Баверк – профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента.

     Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно – психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого – либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.

     При разработке теории предельной полезности австрийцы использовали уже имевшиеся  в научном обороте определения стоимости через полезность вещи (определения потребительской стоимости). В частности, это законы, сформулированные в середине XIX в. Г.Госсеном и опиравшиеся на «гедонистическую» концепцию. Госсен утверждал, что по мере удовлетворения данной потребности падает наслаждение от потребления каждой последующей единицы потребляемых благ, а следовательно, и ее полезность.

     Менгер  первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость  полезности от редкости предметов потребления. Обозначив в качестве исходного пункта анализа человеческие потребности, он утверждал, что предельная полезность некоего блага определяется двумя факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного блага.  

     Следовательно, чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага действует в прямо противоположном направлении. Если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот.   Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед потребителем возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей.

     К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

       Несколько отличную концепцию  ценообразования сформулировал  Бем-Баверк. В попытке преодолеть  противоречивость позиции Менгера он стал различать субъективную и объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя, максимальная граница изменений рыночной цены какого – либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за установленный предел она не может, т.к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения хозяйствующего субъекта. Нижняя минимальная граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом.

       Логический переход австрийцев  к анализу денежной формы обмена  внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев  приводили к заключению: предельные  полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами. Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда – основного его источника.

     Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы вынуждены были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются каждым предпринимателем в реальной жизни. Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф.Визера. в них предпринята попытка психологизировать издержки производства, объясняя их с позиций своеобразной полезности.    

     Визер утверждал, что все блага можно  разделить на потребительские, т.е. удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд. Индивидуумы не способны оценить полезность далеких от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских благ (товаров).

Информация о работе Школа маржинализма