Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

В странах Европейского Сотрудничества работает более 16 млн. малых и средних предприятий, что превышает 99% от общего количества фирм (без учета предприятий сельского хозяйства). Общее число занятого населения на них составляет более 65% от всех работающих граждан.

Особенно высокий процент  малых предприятий в Испании, Италии, Ирландии, Греции и Португалии. Более 90% из этих предприятий являются семейными, насчитывающими до 10 человек. Наибольшее распространение малые  и средние предприятия получили в легкой и химической промышленности, машиностроении и деревообработке, производстве продуктов питания и услугах. В странах Европейского Содружества в сфере услуг занято около 20% предприятий или 22,4 млн. человек (80% от всех работающих). Существенную роль малые предприятия играют в строительстве, страховом, банковском и финансовом деле, а также в предоставлении торгово-посреднических услуг[14, с. 10-15].

В государствах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется федеральному регулированию  и стимулированию малого предпринимательства. Для этого создаются особые институты власти, выражающие и защищающие интересы малого бизнеса, контролирующие ход выполнения целевых правительственных программ. И что очень важно ‑ рост и стимулирование малого бизнеса поддерживаются как на правовом, так и на финансовом уровне. Такой пристальный интерес федеральных властей не остается безответным и вовлекает малый бизнес к участию в научно-производственных программах, основной задачей которых является создание технологий нового поколения.

При этом государственная  поддержка малого бизнеса опирается  не только на правовую и финансовую базы, но и на методические, организационные  и другие системы исследований. Законодательство многих стран дифференцирует поддержку  малого предпринимательства, исходя из оценки достигнутого уровня промышленного развития тем или иным регионом. Так, например, не поддерживается новое строительство предприятий в промышленно развитых районах и, наоборот, приветствуется в недостаточно развитых регионах.

Экономическая и правовая защита, как и ответственность предпринимателей, регулируется законодательными актами в различных областях хозяйственной деятельности. Существуют определенные “правила игры”, которые должны обеспечиваться и соблюдаться государством в условиях рыночных отношений, в которых, прежде всего, должны быть заинтересованы деловые круги.

К юридически защищенным правам предпринимателей можно отнести:

  • право и защиту собственности, включая интеллектуальную собственность;
  • свободную реализацию предпринимательской деятельности на основе договорного права;
  • право фирмы на регистрацию и получение лицензии на ведение бизнеса;
  • право фирм на защиту своего товарного знака и т.д.

Охрана интересов и  прав юридических лиц и частных (индивидуальных) предпринимателей со стороны государства обеспечивается:

  • защитой частной собственности и ее неприкосновенности, включая порядок приобретения имущества в собственность, а также его охраны;
  • защитой предпринимателей от незаконной конкуренции, формированием наиболее благоприятных условий для развития добросовестного предпринимательства,
  • защитой от действий недобросовестных предпринимателей по отношению к интересам потребителей товаров и услуг.

Одновременно с этим к предпринимателям предъявляются  требования, которые они должны соблюдать в части: недопущения монопольного положения в бизнесе, выполнения условий, касающихся образования и регистрации предприятий и фирм, своевременного представления деклараций о доходах, соблюдения стандартов и требований сертификации к выпускаемой продукции, проведения взвешенной ценовой политики и т.д. Невыполнение указанных требований приводит к имущественной ответственности предпринимателя. [8, с. 94-100].

В современных условиях, когда преобладающими формами частной  собственности стали объединения  капиталов – в акционерных и других обществах государственное регулирование направлено, в первую очередь, на защиту корпоративного имущества. В связи с этим особое развитие получило принятие специальных законодательных актов (акционерное и финансовое право, право промышленной собственности и т.п.), в которых определяются правовые условия формирования, управления и использования различных видов имущества.

Защита прав собственности  ставит своей целью обеспечение  нормального хозяйственного использования  имущества и формирования отношений собственности на основе охраны имущественных интересов собственника, понесшего ущерб в результате внедоговорного причинения вреда его имуществу.

В качестве средств защиты выступает предоставление возможности  выставлять следующие иски:

  • от убытков в результате не выполнения договорных обязательств;
  • о возврате необоснованно полученного дохода;
  • о причинении внедоговорного вреда;
  • о возврате имущества из чужого владения и неправомерных действий, мешающих собственнику использовать свое имущество.

Возмещение (компенсация) убытков является важнейшим средством  защиты хозяйственных субъектов, особенно малых организаций. В соответствии с правовыми нормами компенсации  подлежит как причиненный ущерб, так и упущенная выгода, то есть те доходы, которые кредитор мог бы получить при положительном разрешении договора. Законодатели США в Единый торговый комплекс внесли специальную статью (ст. 2–715) о возмещении косвенных убытков, где признаются любые потери, возникшие, например, из-за действий продавца (о чем он мог знать) или если можно было разумно избежать потерь (например, замена товара). В этой статье есть еще одна категория убытков, которые могут быть взысканы с продавца в связи с нарушениями им договора, связанными с необходимыми расходами на проверку, принятие, перевозку товаров, хранение и другую заботу о них. В статье 2–710 ЕТК США предусмотрено возмещение сопутствующих убытков продавца покупателем, включающие разумные расходы и комиссионные выплаты, связанные с приостановкой доставки, перевозкой, хранением товаров и т.п. Например, в соответствии со статьей 2–713 ЕТК размер убытков в результате не сдачи товара или отказ продавца от договора исчисляется как разница между рыночной ценой на момент, когда покупатель узнал о нарушении договора или договорной цены.

Германское гражданское  уложение в параграфе № 252 предусматривает  кроме возмещения убытков также  и возмещение упущенной выгоды.

Обращаясь к Гражданскому кодексу Франции, в частности, к  статье 1149, можно увидеть, что убытки, подлежащие уплате кредитору, отражают потери, которые он понес, или выгоду, которой он лишился.

При исчислении убытков  различают:

  • конкретные убытки (в виде положительного ущерба или упущенной выгоды, в Гражданском кодексе Франции статья 1149, Германии параграф 252 ГКУ);
  • абстрактные убытки покупателя (согласно законодательствам США, Германии и Великобритании), полученные в связи с недопоставкой ему товаров, которые исчисляются как разница между договорной и рыночной ценой на момент, когда товар должен быть доставлен покупателю в соответствии с договором.

Обобщая опыт развитых стран, можно сказать, что в современных  условиях государственная поддержка  малого предпринимательства преследует следующие цели:

  • формирование организационно–правовых условий для развития деловой активности малых предприятий.
  • осуществление экономической политики, учитывающей особенности развития научно–технического прогресса, ценовую политику, финансирование и инновационную деятельность.
  • осуществление кредитной и финансовой политики, обеспечивающей развитие малого предпринимательства
  • принятие специальных мер поддержки, а именно: поощрение отдельных ремесел и групп предпринимателей, семейных и артельных форм, сезонных работ и т.п.
  • снижение затрат предприятий малого бизнеса на социальное страхование.
  • сокращение состава лицензируемых видов деятельности, упрощение форм отчетности и регистрации малых предприятий.

К стимулирующим факторам развития малого бизнеса можно отнести:

  • формирование стабильных источников финансирования государственного и негосударственного характера.
  • формирование системы институтов власти по обеспечению реализации федеральной политики по поддержке малого предпринимательства. В состав этой системы входят, в том числе, негосударственные и неправительственные организации, включая фонды, учреждения–гаранты, страховые и кредитные организации, экономические полигоны и промышленные зоны, информационно–консультационные и другие обслуживающие структуры.
  • прямое финансирование путем дотаций, субсидий, компенсаций, инвестиционных и налоговых льгот на основе законов и постановлений правительства, финансирование из фондов, относящихся к поддержке предпринимателей и государственных заказов.
  • применение рациональных механизмов контроля за расходованием выделяемых средств.
  • обеспечение функционирования судебных и других контролирующих органов по поддержке интересов малого предпринимательства.
  • выделение помещений и земли на льготных условиях для малых организаций.
  • разработка программ по стимулированию малого предпринимательства.
  • создание системы подготовки и переподготовки руководителей малого бизнеса.

Из перечисленных направлений  всегда наиболее острой оставалось направление  по выделению финансовых ресурсов. В связи с этим существует разнообразие форм по стимулированию предпринимательства, включающих:

  • субсидирование на базе бюджетного финансирования фондов по страхованию и страховых рисков;
  • наличие гарантий для коммерческих банков по обеспечению кредитов малым организациям;
  • выделение средств по льготным процентам;
  • частичное участие государства в капитале малых организаций;
  • формирование смешанных фондов частного и государственного капитала по стимулированию малого бизнеса.

Следует отдельно рассмотреть  систему льготного налогообложения, которая при всем своем разнообразии для каждой отдельно взятой страны, включает следующие основные составляющие:

  • освобождение от налога на ту часть их дохода, идущего на покупку новых средств производства, другими словами уменьшение ставки налога на прибыль в размере доли капиталовложений;
  • возможность формировать специальные фонды, не облагаемые налогом за счет прибыли;
  • формирование необлагаемого налогом резерва;
  • уменьшение ставки налога на прибыль в размере части расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • применение механизма ускоренной амортизации (как правило, для малых предприятий, работающих в неблагоприятных зонах);
  • использование налога на прибыль по заниженным ставкам.

В налоговой политике развитых стран, начиная с 80–х годов, отмечается тенденция к уменьшению использования системы налоговых  льгот. Однако продолжает сохраняться система льгот, целенаправленно применяемых государством, в том числе и для содействия развитию малого предпринимательства [16, с. 215-238] .

 

 

 

3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия

его активизации

 

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:

  • право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
  • защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
  • научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • страхование предпринимательского риска;
  • запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В целом поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства  имеет свои эффективные формы, которые  широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Субъектами инфраструктуры являются:

  • центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов [11, дата доступа 09.02.2013].

По состоянию на 1 октября 2012 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.

Финансовое  обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

  • отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
  • средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;
  • иных поступлений и доходов.

Информация о работе Малый бизнес