Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
В странах Европейского Сотрудничества работает более 16 млн. малых и средних предприятий, что превышает 99% от общего количества фирм (без учета предприятий сельского хозяйства). Общее число занятого населения на них составляет более 65% от всех работающих граждан.
Особенно высокий процент малых предприятий в Испании, Италии, Ирландии, Греции и Португалии. Более 90% из этих предприятий являются семейными, насчитывающими до 10 человек. Наибольшее распространение малые и средние предприятия получили в легкой и химической промышленности, машиностроении и деревообработке, производстве продуктов питания и услугах. В странах Европейского Содружества в сфере услуг занято около 20% предприятий или 22,4 млн. человек (80% от всех работающих). Существенную роль малые предприятия играют в строительстве, страховом, банковском и финансовом деле, а также в предоставлении торгово-посреднических услуг[14, с. 10-15].
В государствах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется федеральному регулированию и стимулированию малого предпринимательства. Для этого создаются особые институты власти, выражающие и защищающие интересы малого бизнеса, контролирующие ход выполнения целевых правительственных программ. И что очень важно ‑ рост и стимулирование малого бизнеса поддерживаются как на правовом, так и на финансовом уровне. Такой пристальный интерес федеральных властей не остается безответным и вовлекает малый бизнес к участию в научно-производственных программах, основной задачей которых является создание технологий нового поколения.
При этом государственная поддержка малого бизнеса опирается не только на правовую и финансовую базы, но и на методические, организационные и другие системы исследований. Законодательство многих стран дифференцирует поддержку малого предпринимательства, исходя из оценки достигнутого уровня промышленного развития тем или иным регионом. Так, например, не поддерживается новое строительство предприятий в промышленно развитых районах и, наоборот, приветствуется в недостаточно развитых регионах.
Экономическая и правовая защита, как и ответственность предпринимателей, регулируется законодательными актами в различных областях хозяйственной деятельности. Существуют определенные “правила игры”, которые должны обеспечиваться и соблюдаться государством в условиях рыночных отношений, в которых, прежде всего, должны быть заинтересованы деловые круги.
К юридически защищенным правам предпринимателей можно отнести:
Охрана интересов и прав юридических лиц и частных (индивидуальных) предпринимателей со стороны государства обеспечивается:
Одновременно с этим к предпринимателям предъявляются требования, которые они должны соблюдать в части: недопущения монопольного положения в бизнесе, выполнения условий, касающихся образования и регистрации предприятий и фирм, своевременного представления деклараций о доходах, соблюдения стандартов и требований сертификации к выпускаемой продукции, проведения взвешенной ценовой политики и т.д. Невыполнение указанных требований приводит к имущественной ответственности предпринимателя. [8, с. 94-100].
В современных условиях,
когда преобладающими формами частной
собственности стали
Защита прав собственности ставит своей целью обеспечение нормального хозяйственного использования имущества и формирования отношений собственности на основе охраны имущественных интересов собственника, понесшего ущерб в результате внедоговорного причинения вреда его имуществу.
В качестве средств защиты выступает предоставление возможности выставлять следующие иски:
Возмещение (компенсация)
убытков является важнейшим средством
защиты хозяйственных субъектов, особенно
малых организаций. В соответствии
с правовыми нормами
Германское гражданское уложение в параграфе № 252 предусматривает кроме возмещения убытков также и возмещение упущенной выгоды.
Обращаясь к Гражданскому кодексу Франции, в частности, к статье 1149, можно увидеть, что убытки, подлежащие уплате кредитору, отражают потери, которые он понес, или выгоду, которой он лишился.
При исчислении убытков различают:
Обобщая опыт развитых стран, можно сказать, что в современных условиях государственная поддержка малого предпринимательства преследует следующие цели:
К стимулирующим факторам развития малого бизнеса можно отнести:
Из перечисленных направлений всегда наиболее острой оставалось направление по выделению финансовых ресурсов. В связи с этим существует разнообразие форм по стимулированию предпринимательства, включающих:
Следует отдельно рассмотреть
систему льготного
В налоговой политике
развитых стран, начиная с 80–х годов,
отмечается тенденция к уменьшению
использования системы
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:
Для повышения эффективности
и широкого распространения предпринимател
В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои эффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.
Субъектами инфраструктуры являются:
инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов [11, дата доступа 09.02.2013].
По состоянию на 1 октября 2012 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
Финансовое
обеспечение государственной
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт: