Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2011 г. составил 4 854,1 млн. у.е. В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 62,5 %. Однако следует отметить, что импорт из Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом сократился на 21 %. Вторую позицию занимает Украина – 5,7 % от общего объема импорта, третью – Германия –5,4 %. По сравнению с 2010 г. импорт из Польской Республики увеличился на 43,1 % , из Китайской Народной Республики увеличился в 3 раза.
Импорт субъектами малого бизнеса нефти и нефтепродуктов составил 33,2 % от общего объема импорта. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился ввоз в республику природного и сжиженного газа (в 4,5 раза), холодильников и холодильного оборудования (на 4,2 раза), стиральных машин (в 2,9 раза), пива (в 2,2 раза).
Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта–импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого бизнеса по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составляла 30,9 %, импорта – 48,4 %. Данная ситуация связана с соблюдением жестких условий по срокам поставок, сильным влияниям конъюнктуры на том или ином рынке, знаниям мирового рынка, форм расчетов, технического обслуживания. Соответствовать необходимым требованиям мирового рынка в настоящее время способно относительно небольшое количество малых предприятий Беларуси.
На предприятиях малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2011 г. достигла 456,18 тыс. чел. По сравнению с 2010 г. данный показатель увеличился на 57,78 тыс. чел., или на 1,3 %. Удельный вес занятых на малых предприятиях составил 10,5 % общего числа занятых в экономике (2010 г. – 10,4 %; 2009 г. – 10,1 %),Приложение Б.
Более чем треть работников малых предприятий на конец 2011 г. было занято в промышленности, а именно – 174,5 тыс. чел. В сфере торговли и общественного питания работало 24,7 %, в строительстве – 16,2 %, на транспорте – 7,5 %, в сельском и лесном хозяйстве – 2 % от общего числа занятых. Таким образом, в названных отраслях экономики было задействовано 88,6 % от общего числа занятых на предприятиях малого бизнеса.
Численность занятых на малых предприятиях с 2009 г. по 2011 г. выросла на 4,4 %, однако годовые темпы роста снижаются.
С учетом индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса было занято 625,5 тыс. чел., или 14,4 % общего числа занятых в экономике (2010 г. – 574,3 тыс. чел., или 13,3 % соответственно).
Соотношение работников списочного и несписочного состава предприятий малого бизнеса за последние три года практически не изменилось. И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся с нерентабельно работающих крупных предприятий. Например, в 80-х гг. в США малые предприятия создали 20 млн. рабочих мест, тогда как крупные корпорации уволили около 4 млн. работников [9, дата доступа 13.02.2013].
Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно и то, что на создание одного рабочего места на малых предприятиях требуется около 1,7 тыс. у.е., в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50 тыс. у.е., или почти в 30 раз больше.
Субъектами малого бизнеса введено в 2011 г. основных фондов на сумму 773,4 млрд. р. Инвестиции в основной капитал составили 1032,7 млрд. р. В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц (собственные и заемные средства других организаций), включая кредиты банков, в 2011 г. составили 63,5 %, средства населения – 11 %, иностранных инвесторов и кредитов – 18,2 %, бюджетные средства, включая средства внебюджетных фондов – 7,3 % (см. рис.2.5).
Рисунок 2.5 Структура инвестиций по источникам финансирования в 2011 г. (в процентах к общему объему) 1 – собственные средства организации; 2 – заемные средства других организаций; 3 – бюджетные средства; 4 – внебюджетные фонды; 5 – иностранные источники (в т.ч. кредиты иностранных банков); 6 – кредиты банков; 7 – средства населения
Источник: [12, с. 114 рисунок 17].
Анализируя динамику инвестиций, следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и, соответственно, снижаются объемы таких источников, как средства бюджета и внебюджетных фондов.
На малых предприятиях государственной формы собственности инвестиции в основной капитал составили в 2011 г. 9 %, частной – 76,4 %, иностранной – 14,6 %.
Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2010 г. возросла на 116,9 млрд. р., или на 28,5 % и составила 527,3 млрд. р. Хотя в общем объеме удельный вес налоговых поступлений снизился на 0,2 %. Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от ИП, млн. р. |
Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
2007 |
96 931,0 |
2,0 |
2008 |
181 657,4 |
2,6 |
2009 |
330 239,3 |
3,3 |
2010 |
410 466,2 |
2,9 |
2011 |
527 332,2 |
2,7 |
Источник: [12, с. 117 таблица 11].
Учет налоговых поступлений отдельно по малым предприятиям в Министерстве по налогам и сборам не осуществляется. Информация о налоговых поступлениях в бюджет от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением банков, страховых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов представлена в табл. 2.4
Таблица 2.4 -Удельный вес налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций различных организационно правовых форм
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций, млн. р. |
Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
2007 |
497 693,0 |
10,1 |
2008 |
748 439,7 |
10,8 |
2009 |
1 159 391,4 |
11,6 |
2010 |
1 826 149,9 |
13,0 |
2011 |
2 614 101,5 |
13,4 |
Источник: [12, с. 115 таблица 9].
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2011 г. составила 31 768,4 млрд. р. или 21,2 % от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству, и увеличилась по сравнению с 2010 г. 40,1 %.
По итогам работы за 2011 г. малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 1 163,9 млрд. р. Наилучшие финансовые показатели деятельности были у малых предприятий, занимающихся промышленным производством – 373,2 млрд. р., торговлей и общественным питанием – 344,4 млрд. р., строительством – 185,4 млрд. р.
Вместе с тем, около 9 тыс. предприятий, или 26,9 % от общего количества малых предприятий, отразивших финансовые результаты, имели убытки. По сравнению с 2010 г. количество убыточных предприятий уменьшилось с 28,3 % до 26,9 %. Наибольшее количество убыточных малых предприятий в 2011 г. наблюдалось: у малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом – 34,1 %; в областях транспорта – 31,1 %, торговли и общественного питания – 30,9 %.
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг (основной показатель, характеризующий эффективность работы предприятий) в 2011 г. составил 10,6 % (в 2010 г. – 12,1 %). На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 12,6 % (по сравнению с 2009 г. данный показатель уменьшился на 1,6 пункта); с иностранной формой собственности – 6,2 %.,Приложение В.
3 ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ
СТРАНАХ
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Как показывает опыт развитых
стран, малое и среднее предпринимател
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малые предприятия сегодня
стали неотъемлемой частью экономик
большинства промышленно
При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС.
Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.
За рубежом малые
предприятия не входят в состав монополистических
объединений и в хозяйственном
отношении не занимают по отношению
к ним подчиненное или
В Японии на малые и средние предприятия приходится более 90% занятого в экономике населения, в Австрии, Италии и Франции - свыше 80%, Бельгии и Великобритании - более 70%. В семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века наблюдался рост малых предприятий в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Это было обусловлено следующими факторами:
В настоящее время Япония является наиболее развитой страной в части малого предпринимательства. В стране работает около 6,5 млн. малых фирм, где занято порядка 40 млн. человек. Из общего числа всех японский предприятий 90% принадлежит фирмам малого бизнеса, 60% объема промышленного производства и примерно столько же оборота промышленной продукции. [16, с. 175-178]
В Соединенных Штатах Америки малые предприятия выпускают около половины национального продукта, а доля малых фирм составляет 98% (из 19 млн. зарегистрированных фирм). То есть для крупных компаний имеются несколько сотен субпоставщиков и не одна тысяча розничных торговцев [15, с. 95].