Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И  ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5

1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5

1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7

2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЕГО РАЗВИТИЕМ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11

 

2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11

2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15

3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ

СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23

 

3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23

 

3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия

его активизации…………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….39


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.

Актуальность данной работы заключается в том, что становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной, малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Объект исследования – малый бизнес и его роль в  рыночной экономике.

Предмет исследования –  развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

В качестве методологической базы исследования использовались труды  отечественных и зарубежных ученых по проблемам становления и развития малого предпринимательства: Алейников, А.Н, Балашевич, М.И., Г.В. Соколинская, Судакова, Н.А., Тэмпан, Л.Н. и другие.

Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

В соответствии с целью  курсовой работы были определены следующие задачи:

  • изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
  • проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
  • дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
  • разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы методы:

  • аналитико-синтетический, для обработки прочитанного материала;
  • научной абстракции, для выделения наиболее существенных сторон изучаемого явления;
  • индукции, для перехода от частных объектов и процессов к общим положениям;
  • качественной и количественной оценки изучаемых объектов и явлений.

 

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

1.1 Общая характеристика малого бизнеса

 

 

Малый бизнес – важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства.

Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих [1, с. 75-78].

Субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого предпринимательства  относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. [10, дата доступа 9.02.2013].

Особое значение малый  бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Наряду с  достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться  его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что  Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [1, с. 81-83].

 

 

 

1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса

 

 

Роль малого предпринимательства  определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Малый бизнес содержит большой  потенциал для оптимизации путей  развития экономики и общества в  целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен  одинаковый: массовое формирование малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и социальной сфере.

Информация о работе Малый бизнес