Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

В экономически развитых странах давно осознали, что наемный  работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

Такая политика выгодна  государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих  граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

Примечательна позиция  известного немецкого политика Штрауса  в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить.

Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в  последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых предприятий достигается  и благодаря развитию системы  субподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последним  экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости достигает 70 %, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25 - 30 %.

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы  международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок.

Наконец, малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. В расчете на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией.

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных  масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство стране. [3, с. 145-148]

 

 

2 СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении  цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Первые субъекты малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания» и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потребления. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно разрешено.

Данными нормативными актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.

С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.

С другой стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень важное условие функционирования кооперативов – обеспеченность ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным, или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.

Создавая столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной стороны, уступало давлению обстоятельств – нараставшим экономическим трудностям в госсекторе, с другой – стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.

26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов, создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива, права и обязанности членов кооператива.

Дальнейшее развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений, а также с Постановлением Совета Министров БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Данным документом была ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось оборудование, сырье, материалы.

28 мая 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, который определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. [13, с. дата доступа 09.02.2013]

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего  в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 19 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Беларуси частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех белорусских частных предприятий были малыми.

К началу 2000 года число  малых предприятий составило  порядка 8,91 тысячи, приблизившись к  отметке 1994 года.

По состоянию на 1 января 2007г. треть от общего количества малых  предприятий концентрировалась в городе - Минске (32,2% от общего числа) .

 Распределение малых  предприятий по экономическим  районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий  промышленного профиля сосредоточено в Минской области, в которой наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Минске. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

Доля работников малых  предприятий в общей численности  занятых (без совместителей и  работающих по договорам гражданско-правового  характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики республики составила 12,1% в 2007году. А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% , операции с недвижимым имуществом - 56,1% , информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% , строительство - 36,3% .

По сравнению с 2006 г. годом среднесписочная численность  работников всех малых предприятий  в 2007г. уменьшилась на 4,7%.

В 2007 г. малыми предприятиями  было произведено продукции, работ,  услуг по всем видам деятельности около 7%  выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики республики, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 2006 г. на 13,6%.

Динамика числа малых  предприятий с 2003 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о  поступательном, хотя и очень медленном  развитии сектора МБ. Общее число  постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2007 года составило порядка 10% от общего числа работающих на предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

Информация о работе Малый бизнес