Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
• изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
• проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..5
1.1 Общая характеристика малого бизнеса………………………………………...5
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса………………………………7
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЕГО РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….11
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь………………………..11
2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...15
3. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ
СТРАНАХ…………………………………………………………………………..23
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса……………………………….23
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия
его активизации…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно  развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов  приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 малых предприятий.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% .

За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.

По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый бизнес к концу 2006 г. как бы уменьшился в размерах. В трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие изменения. Резкое сокращение числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически не изменилась.

Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в  строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 2001 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 2000 года их совокупная прибыль уменьшилась на 72%.

Однако больнее всего кризис ударил по малому предпринимательству столицы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением конкуренции [12, с. 75-78].

 

 

 

2.2 Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

Динамику изменения численности субъектов малого бизнеса можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2012 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2011 г. и на 2 107 больше чем на начало 2010 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2011 г. в сравнении с 2010 г. составил 100,8 %, и в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – 105,9 % (см.рис. 2.1).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2012 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2011 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2010 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 3,2 % , в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – 2,6 % (см. рис.2.1).

 

Рисунок 2.1 Динамика развития малого бизнеса в 2009–2011 гг.

Источник: [12, с. 101 рисунок 12].

 

Таким образом, по состоянию на конец 2011 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2010 г. – 3,1 и 18,9; в 209 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).

Анализ данных (см. рис. 2.1) изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о тенденции снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что некоторые индивидуальные предприниматели в процессе ведения бизнеса смогли выйти на новый уровень развития и зарегистрировать малое предприятие, то есть перейти в категорию юридического лица (увеличение на 270 малых предприятий). С другой стороны, принятие в 2009–2010 гг. нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого бизнеса, привело к переходу индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц или прекращению деятельности. [12, с. 89-93].

Сравнение уровня развития малого бизнеса в Республике показывает, что мы отстаем не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей.

По формам собственности наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий около 90 % занимают предприятия частной формы собственности (см.рис. 2).

 

Рисунок 2.2 Распределение малых предприятий по формам собственности в 2011 г. (в % к общему количеству)

Источник: [12, с.103 рисунок 14].

 

В зависимости от организационно-правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий – 42 %, обществ с ограниченной ответственностью – 33 %, меньше всего акционерных обществ – 5 % (см.рис. 3).

Рисунок 2.3 Распределение малых предприятий в зависимости от их организационно-правовых форм в 2011 г.

Источник: [12, с 104 рисунок 15].

 

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса неоднородна. Малые предприятия в Беларуси заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности и строительства. Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется, Приложение А.

В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий составляет 41,2 % к общему количеству предприятий в 2011 г. (2009 г. – 42,4 %, 2010 г. – 41,3 %); в сфере промышленности занято около 23,6 % малых предприятий (2009 г. – 22,2 %, 2010 г. – 22,7 %); в строительстве – 12,3 % (2009 г. – 11,5 %, 2010 г. – 11,9 %); на транспорте – 5,5 % (2009 г. – 5,6 %, 2010 г. – 5,7 %).

Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения, пусть и небольшого, количества малых предприятий, занятых в промышленности.

Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, материально-техническое снабжение и сбыт, финансово-кредитная сфера.

Все остальные отрасли, такие как, сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, наука и научное обслуживание имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2011 г. было занято 317 малых предприятий, что составляло 1 % их общего количества. В области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения функционировало 702 предприятия, или 2,1 % (2010 г. – 740 предприятий, или 2,3 %).

Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают более 80 %.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно экспертным оценкам (официальные данные об отраслевой структуре этой категории субъектов отсутствуют) около 80 % из них осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления на рынках, остальные 20 % заняты в сфере мелкого производства и оказания бытовых услуг населению.

В 2011 г. предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на общую сумму 10 331,5 млрд. р., из них 4 461,7 млрд. р. – в промышленности (43,2 %), 1 838,2 млрд. р. – в торговле и общественном питании (17,8 %), 1 442,9 млрд. р. – в строительстве (14 %).

В 2011 г. предприятиями малого бизнеса произведено продукции промышленного характера на сумму 4 371,0 млрд. р. или 7 % от общего объема производства промышленной продукции. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями за этот период по сравнению с 2010 г. увеличился на 23,6 %, в то время как в целом по республике – на 10,5 %.

Треть объема промышленной продукции (31,9 %), произведенной малыми предприятиями, составляет продукция машиностроения и металлообработки, 15,6 % – химической и нефтехимической промышленности, 15,3 % – пищевой промышленности, 14 % – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 7,9 % – легкой промышленности.

Самые высокие темпы роста объема производства промышленной продукции наблюдались в топливной (183,4 %), химической и нефтехимической (133,5 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности (126,4 %), в машиностроении и металлообработке (121,7 %) (см.табл. 2.1) [6, дата доступа 09.02.2013].

 

 

Таблица 2.1 - Объем производства продукции промышленного характера по отраслям промышленности, млн. р.

Отрасль

Годы

 

в процентах к предыдущему  году

(в сопоставимых ценах)

2010

2011

Промышленность -всего,

из нее:

3 536 681

4 371 049

122,6

топливная

38 976

54 439

183,4

черная металлургия

33 105

30 190

69,7

химическая и нефтехимическая

483 475

681 510

133,5

машиностроение и металлообработка

1 090 244

1 393 435

121,7

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

499 329

611 032

126,4

строительных материалов

132 625

128 132

117,1

легкая

244 450

346 173

116,9

пищевая

621 795

668 329

116,7


Источник: [12, с. 107 таблица 5].

 

Общий объем розничного товарооборота малых организаций торговой сети и общественного питания составил в 2011 г. 1 605,2 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 38,3 % (по республике – 19 %). В структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес составляют непродовольственные товары – 51,3 %, соответственно, продовольственные товары – 48,7 %.

В 2011 г. субъектами малого бизнеса было произведено потребительских товаров на общую сумму 1 358,9 млрд. р., из них продовольственных товаров на 415,3 млрд. р., непродовольственных товаров – 851,6 млрд. р. и вино-водочных изделий и пива – 91,9 млрд. р.

Структура производства потребительских товаров в 2011 г. отражена на рис. 2.4.

Рисунок 2.4 Структура производства потребительских товаров в 2011 г. (в процентах к итогу)

Источник: [12, с. 108 рисунок 16].

 

В общем объеме белорусского экспорта доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет остается стабильной и составляет более 12 %. В общем объеме импорта их доля значительно выше и составляет около 30 %. Импорт товаров субъектами малого предпринимательства превалирует над экспортом (см.табл. 2.2).

 

Таблица 2.2-Объем внешней торговли малых предприятий, млн. у.е.

 

Малые предприятия

Темпы роста, %

2009

2010

2011

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Объем внешней торговли

4962,9

7680,0

6972,9

154,7

99,3

Экспорт

1589,2

2248,9

2118,8

141,5

111,1

Импорт

3373,7

5431,1

4854,1

161,0

94,9

Сальдо

-1784,5

-3182,2

-2735,3


Источник: [12, с. 109 таблица 7].

 

За 2011 г. объем экспорта товаров субъектами малого бизнеса составил 2 118,8 млн. у.е. В общем объеме экспорта на долю Российской Федерации приходится 609,8 млн. у.е. (или 28,8 %). Изменение правил взимания НДС по принципу страны назначения повлекло за собой сокращение экспорта более чем на 40 %.

Вторую позицию из экспортных партнеров республики занимают Нидерланды, – 31,1 % от общего объема экспорта, третью – Великобритания – 10,1 %. Увеличился на 4,4 пункта экспорт товаров на Украину.

Из общего объема экспорта наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты – 50,6 %, древесину и изделия из нее – 6,1 %, продукцию химической отрасли, в том числе изделия из пластмасс – 3,7 %, мебель – 1,7 %. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией. В то же время существенного роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции не происходит.

Информация о работе Малый бизнес